Категория времени в христианской метафизике: Григорий Нисский и Максим Исповедник

Бесплатный доступ

В предлагаемой статье проблема времени рассматривается как предмет христианской теологической рефлексии, развивавшейся в сложном переплетении философских, культурных и религиозных традиций средиземноморской цивилизации. Типология проблемы устанавливается через соотнесение категории времени с различными аспектами темпоральности - с вечностью в античности, с будущим в современности и с настоящим у мыслителей различных эпох. На этом фоне наиболее репрезентативными представителями христианской метафизики времени оказываются Григорий Нисский (IV в.) и Максим Исповедник (VII в.). Первому удается предложить фундаментальное переосмысление времени, понимавшегося как бытие-к-погибели, на время, понимаемое как бытие-к-спасению. Через своеобразную концепцию динамической статики Григорий разрешает поставленную проблему, используя в качестве инструмента принцип эпектасиса, а само время становится особого рода духовной практикой. Максим решает вопрос о времени в более традиционном ключе. Он говорит о преодолении времени в перспективе божественной вечности, а Григорий - о его преображении. Таким образом, христианская метафизика предлагает богатый теологический потенциал для решения извечной проблемы времени.

Еще

Темпоральность, проблема времени, теология времени, определения времени, время и вечность, время и будущее, время и настоящее, гераклит, августин, григорий нисский, максим исповедник

Короткий адрес: https://sciup.org/147103399

IDR: 147103399

Список литературы Категория времени в христианской метафизике: Григорий Нисский и Максим Исповедник

  • Августин (1991) Исповедь. Москва.
  • Адо П. (2005) Духовные упражнения и античная философия. Москва -Санкт-Петербург.
  • Василий Великий, Св. (1846) Беседы. Москва.
  • Василий Великий, Св. (1900) Беседы на Шестоднев. Москва.
  • Гайденко, П. П. (2007) Время, длительность, вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. Москва.
  • Григорий Богослов, Св. (1994) Собрание творений, в 2-х томах. Москва.
  • Григорий Нисский, Св. (1995) Об устроении человека. Санкт-Петербург.
  • Григорий Нисский, Св. (1865) «О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху», Творения Св. Григория Нисского, ч. 7. Москва.
  • Григорий Нисский, Св. (1861а) «О жизни Моисея законодателя», Творения Св. Григория Нисского, ч. 1. Москва.
  • Григорий Нисский, Св. (1861б) «Точное истолкование Екклесиаста Соломонова», Творения Св. Григория Нисского, ч. 2. Москва.
  • Григорий Нисский, Св. (1862) «Точное изъяснение Песни Песней Соломона», Творения Св. Григория Нисского, ч. 3. Москва.
  • Ларше, Ж.-К. (2013) Время по мысли прп. Максима Исповедника, http://www.bogoslov.ru/text/3152047.html (дата обращения 24.08.2014)
  • Лебедев А. В., изд. (1989). Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Москва.
  • Максим Исповедник, Св. (2008) Вопросы и затруднения. Москва.
  • Максим Исповедник, Св. (1993) «Главы о богословии и домостроительстве Воплощения Сына Божия», Творения преп.
  • Максима Исповедника. Книга I. Москва. Максим Исповедник, Св. (2006) О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. Москва.
  • Михайлов, П. Б. (2013) «Пьер Адо о философии природы, радости и ужасе бытия», В. К. Шохин, ред. Философия религии: альманах (2012-2013). Изд-во Восточная литература РАН, 2013 (Москва), 471-483.
  • Михайлов, П. Б. (2014) «Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций»//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 1 (56), 16-30.
  • Флоровский Г. В. (1998) «Противоречия оригенизма», Догмат и история. Москва.
  • Хорьков, М. Л. (2000) «Учение Григория Нисского о времени», Историко-философский ежегодник 1998, 65-75.
  • Basilius Magnus (1857-1866) “Adversus Eunomium,” Patrologia graeca, vols. 29. Paris. Belayche N. (1984) “Aiôn: vers une sublimation du temps,“ Le temps chrétien de la fin de l'Antiquité au Moyen Âge III-XIII siècle. Colloques internationaux du CNRS N 604, 9-12 mars 1981 (Paris), 11-30.
  • Daniélou, J. (1942) Le signe du Temple, ou De la présence de Dieu. Paris. Daniélou, J. (1970) L'être et le temps chez Grégoire de Nysse. Leiden.
  • Daniélou, J. (1944) Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse. Paris.
  • Diels H., Kranz W., hrsgs. (1951-19526) Die Fragmente der Vorsokratiker. Berlin.
  • Gregorius Nazianzenus (1857-1866) “Orationes,” Patrologia graeca, vol. 36. Paris.
  • Gregorius Nyssenus (1958-2008) “In Canticum canticorum”; “In Ecclesiasten”, “De perfectione Christiana ad Olympium monachum,” Gregorii Nysseni Opera, vols. 1-10. Leiden.
  • Gregorius Nyssenus (1857-1866) “Contra Eunomium,” “De opificio hominis,” Patrologia graeca, vol. 45. Gregorius Nyssenus (1968) “De vita Mosis,” Sources chrétiennes, Т. 3 ter. Paris.
  • Hadot, P. (2004) Le voile d'Isis. Essai sur l'histoire de l'idée de Nature. Paris.
  • Maximus Confessor (1857-1866) “Ambigua ad Iohannem”; “Capita theologica et oeconomica,” Patrologia graeca, vols. 90-91. Paris.
  • Maximus Confessor (1982) “Quaestiones et dubia,” Corpus Christianorum, Series Graeca, vol. 10. Turnhout.
  • Mühlenberg, E. (1966) Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Göttingen.
  • Puech, H.-C. (1978a) “Temps, histoire et mythe dans le christianisme des premiers siècles,” En quête de la Gnose. T. I. La Gnose et le temps, et autres essais. Paris: 1-24.
  • Puech, H.-C. (1978b) “La Gnose et le temps,” En quête de la Gnose. T. I. La Gnose et le temps, et autres essais. Paris: 215-270.
  • Spira, A. (1984) “Le temps d'un homme selon Aristote et Grégoire de Nysse: Stabilité et instabilité dans la pensée grecque,” Le temps chrétien de la fin de l'Antiquité au Moyen Âge III-XIII siècle. Colloques internationaux du CNRS N 604, 9-12 mars 1981 (Paris), 283-296.
  • Zonaras (1808) Lexicon, vols. 1-2. Leipzig.
Еще
Статья научная