Католическое богословие истории XX века: между эсхатологизмом и инкарнационизмом

Автор: Сизоненко Димитрий Викторович

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (16), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются предпосылки становления католического богословия истории в ХХ веке на фоне доминировавшей неосхоластики и роль представителей движения «новой теологии» в развитии данной сферы богословской рефлексии. Даются характеристики двум основным концепциям христианского понимания истории в рамках католического богословия, задающие для него систему координат. Во-первых, эсхатологизм, который исходит из принципиального разделения и даже оппозиции между реальностью Царства Божьего и реальностью современного мира. Во-вторых, инкарнационизм, смысловым центром которого выступает Боговоплощение, подразумевающее ключевое значение домостроительного действия Бога, а значит, и Церкви в истории и в современном мире. Приводятся примеры наиболее ярких представителей двух течений, а также демонстрируется вклад «новой теологии» в преодоление антагонизма между ними. Ключевые слова : история, богословие, католичество, время, библеистика, Священное Писание, христология, эсхатология, герменевтика.

Еще

История, богословие, католичество, время, библеистика, священное писание, христология, эсхатология, герменевтика

Короткий адрес: https://sciup.org/140297578

IDR: 140297578   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2022_4_81

Список литературы Католическое богословие истории XX века: между эсхатологизмом и инкарнационизмом

  • Бальтазар Х. У., фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории / Пер. с нем. А. Ярин. М.: Истина и Жизнь, 2001.
  • Бальтазар Х.У., фон. Теология истории / Пер. с нем. А. Ярин. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  • Даниелу Ж. Христианство и история // Философия религии: альманах. 2011. №2010-2011. С. 364-382.
  • Любак А., де. Католичество: социальные аспекты догмата / Пер. с фр. В. Зелинский. Милан: Христианская Россия, 1992.
  • Bouyer L. Christianisme et eschatologie // La Vie Intellectuelle. 1948. T. 16. P. 6-38.
  • Chenu M.D. Pour une theologie du travail. Paris: Seuil, 1955.
  • Congar Y. Jalons pour une théologie du laïcat. Paris: Cerf, 1954.
  • Dubarle D. Optimisme devant le monde. Paris: Cerf, 1949.
  • Fessard G. Théologie et Histoire // Dieu Vivant. 1947. T. 8. P. 37-65.
  • Les événements et la foi. Jeunnesse de l'Église. Paris: Seuil, 1951.
  • Malevez L. Deux théologies catholiques de l'histoire // Bijdragen. Tijdschrift voor Philosophie en Theologie. 1949. T. 10. P. 225-240.
  • Malevez L. La vision chrétienne de l'histoire // Nouvelle revue théologique. 1949. T. 71. P. 113-134; P. 244-264.
  • Michels Th. Das Heilswerk der Kirche: ein Beitrag zu einer Theologie der Geschichte. Salzburg, 1935.
  • Optatus P. D. Theologie der Geschiedenis in het Verleden en het Heden // Katholiek Archief. 1953. T. 8. S. 265-312.
  • Rahner H. La théologie catholique de l'histoire // Dieu Vivant. 1948. T. 10. P. 91-116.
  • Stefánski J. Consecratio mundi: Theologie der Liturgie bei Johannes Pinsk // Pietas liturgica: Studia. 1990. T. 7. 154 s.
  • Thils G. Théologie des réalités terrestres. I. Préludes. Paris: Desclée de Brouwer, 1946.
  • Thils G. Théologie des réalités terrestres. II. Théologie de l'histoire. Paris: Desclée de Brouwer, 1949.
  • Thils G. Transcendance ou Incarnation? Essai sur la conception du Christianisme. Louvain: Publications Universitaires, 1950.
Еще
Статья научная