Казаки и проблема казачьей республики
Автор: Граждан Валерий Дмитриевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Государственное устройство
Статья в выпуске: 4, 2008 года.
Бесплатный доступ
Казаки как определенный этнос формировались в то же самое время, когда формировались славянские племена, носившие название «россы», «руссы» (V в. до н. э. - VIII в. н. э.). Они жили по восточным берегам Черного, Каспийского и Мраморного морей, всему Приазовью, а также господствовали на восточном и южном берегах Балтийского моря (варяги-руссы). Именно из варягов-руссов новгородцы в 862 г. избрали себе князя Рюрика, положившего начало династии Рюриковичей.
Короткий адрес: https://sciup.org/170164407
IDR: 170164407
Текст научной статьи Казаки и проблема казачьей республики
возникновение казачества
Слово «казак» имеет не тюрское, а древнеиранское происхождение, а корень «ас» («яз», «аз») означает «свободный» или «вольный человек». На этом языке говорили скифы и сарматы, жившие в это время на вышеназванных территориях. Военное сословие скифско-сарматских племен называлось гетами или готами, а по берегам перечисленных морей – азами, казами, косогами, казахами или казаками. Предводители этих племен именовались «атаманами» и «гетманами», что означало «отец-витязь» и «отец-полководец». Гербом начальников гетов был двуглавый орел. Они были весьма свободолюбивым этносом, развивали торговлю и ремесла, основывали новые общины во главе с «викингами» или «князьями» (по-нормански – «начальниками», «властелинами»)1.
Таким образом, казаки – это коренные жители данных местностей. От скифско-сарматских племен в русский язык пришли многие названия этих мест: А-зов, Казбек, Кавказ, А-зия, А-страхань, Ч-еркассы. Названия протекающих здесь рек также взяты из древнеиранского, поскольку «дан» – это вода, река. Отсюда Дон, Днепр (Данапр), Днестр (Данастр), Дунай (Данувий).
Первоначально казаки занимались скотоводством (игнорируя земледелие) и служили в качестве воинов у различных «государей». Например, под именем варягов (варягов-руссов) они составили личную гвардию византийских императоров и участвовали почти во всех их походах. Начиная с XI в. казаки оказывали воинские услуги русским князьям, а затем и московским царям, став со временем надежной защитой царской (императорской) власти. Поэтому, имея самобытную историю до X в. н. э., в дальнейшем казаки, как украинцы и белорусы, формировались в русле становления великорусской нации. Однако казаки в отличие от украинцев и белорусов ни в Советском Союзе, ни в Р-оссийской Федерации не получили своей национальной государственности.
ГРАжДАН
Валерий
Дмитриевич – доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации
На протяжении веков российское казачество прошло все формы социальной общности людей: было родами, племенами, народностями, наконец нацией. Народность сформировалась в условиях становления российского феодального общества, нация – при капитализме. Но наряду с этим казачество как военно-служилая общность было вынуждено принять специфические черты классового общества – оно стало сословием. Сословие – это социальная общность антагонистических формаций, обладающая закрепленными в законах и обычаях наследственными правами и обязанностями. Казачество было военно-служивым сословием. Казаки защищали границы Р-оссийской империи и поддерживали в ней должный порядок.
Р-еволюция 1917 г. разрушила социальный статус казаков и как сословия, и как нации. Длительный процесс «расказачивания», то есть утрата значительной частью лиц признаков своего сословия и нации, начавшийся еще в середине XIX в. и завершившийся в конце XX в., сделал казаков весьма специфической социальной общностью, которая теперь зовется «социумом» (лат. socium – общее, совместное). Ч-то это такое? Социум – это большая устойчивая социальная общность, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей и вследствие этого общностью их языка и этнической культуры. В отличие от нации, складывающейся на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и национального самосознания, социум не имеет общей территории и устойчивых экономических связей, что делает данную общность весьма подвижной, склонной ко всяким социальным трансформациям. В рамках данного социума деятельность составляющих его групп и индивидов регулируется социальными нормами, закрепленными в обычаях, традициях и обрядах. Обычно они имеют силу морального долженствования, но иногда подкрепляются и юридическими установлениями.
возрождение казачества
Начало возрождения казачества относится к концу 80-х – началу 90-х годов XX в. В это время появляются романы В. Семинихина «Новочеркасск», А-. Знаменского «Красные дни», Е-. Лосева «Миронов», на эстраде начинают петь казачьи песни, создаются казачьи ансамбли песни и пляски. В казачьих областях возрастает интерес к своему недавнему прошлому. Журналисты местных газет публикуют заметки по истории казачества.
Общественное признание казачества стимулировало создание казачьих братств, общин, землячеств, союзов, фондов, попыток организации традиционных и новых казачьих войск. На этой волне 28– 30 июня 1990 г. в Москве в клубе завода «Серп и молот» состоялся Учредительный Б-ольшой круг, на который съехались 263 делегата от разных организаций, представляющих более 80 тысяч казаков. На нем был создан Союз казаков Р-оссии, атаманом которого был выбран донской казак А-. Г. Мартынов. Е-стественно, что именно это событие можно считать точкой отсчета нового казачества.
Возрождение казачества как военнослужилого сословия не инициировалось никакими государственными или политическими силами. Оно шло не «сверху», а «снизу» и не из одного или нескольких центров, а повсюду, где были исторические центры казачества или куда забросила казаков судьба. В 1991 г. казаков включили в закон «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-1, а позже вышел указ о «государственной поддержке казачества». Р-яду воинских частей, погранзастав, кораблей присвоили наименование казачьих. В серии войн и конфликтов, сопровождавших распад СССР- в начале 90-х годов, казаки, как и прежде, проявили себя доблестными воинами.
Возрождались традиционные для ряда мест Р-оссии казачьи войска: донское, кубанское, терское, астраханское, уральское, оренбургское, сибирское, забайкальское, амурское, уссурийское. Появились и новые войска: центральное (в Москве), ставропольское, волжское, енисейское, калмыцкое. Создание казачьих войск затронуло и некоторые республики СНГ: стали формироваться украинское, запорожское, крымское, белорусское, семире-ченское (в Казахстане), приднестровское (черноморское) казачьи войска.
Государственная власть поначалу достаточно лояльно отнеслась к инициативам многомиллионного казачьего населения. Во времена Е-льцина было издано более 70 законов, указов президента, постановлений правительства, касающихся казачества. При администрации президента возник Совет по делам казачества, а позже – Главное управление казачьих войск. В 1995 г. вышел указ «О государственном реестре казачьих обществ». Казачьи организации вырабатывали и утверждали уставы, чтобы попасть в этот реестр. Казаки заполняли декларации о своем имуществе. Однако примерно из 5 млн. казаков в реестр попали только 647 тыс. Для них стали приниматься новые указы и постановления о целевом земельном фонде, финансировании, казачьей форме и чинах. В результате подобных действий властей казачество раскололось на «реестровых» и «общественных». Но ни один из этих нормативных документов не был выполнен.
Закон о казачестве
Б-ольшие надежды казаки возлагали на принятие специального закона о казачестве, работа над которым началась еще в середине 90-х годов. Предлагались разные проекты, четырежды они принимались Государственной думой, но отвергались Советом Федерации, годами утрясались разночтения1. Наконец 5 декабря 2005 г. был принят федеральный закон № 154 «О государственной службе российского казачества», предложенный Президентом Р-Ф. Несомненно, это очень важный для казачества закон, который может ускорить юридическую нормализацию вопроса. Главное, что предписано данным законом – казаки в установленном порядке принимают на себя обязательства «по несению государственной или иной службы» на постоянной основе.
Е-стественно, у разных людей складывалось разное отношение к этому закону. Б-ольшая часть казачьих руководителей не поняли, что этот закон не прямого действия, а носит рамочный характер. Он только определяет основные направления, на основе которых будут вырабатываться и приниматься последующие подзаконные акты. Некоторые авторы посчитали, что данный закон всего лишь узаконил «то, что казаки имеют право нести службу… на общих основаниях с другими гражданами. И даже пункт о направлении их в сохранившиеся «казачьи» части дополнился оговоркой «по возможности»2.
Данное заявление достаточно неверно по содержанию и потому требует пояснений в двух моментах. Во-первых, казаки – это обычные граждане нашей страны, которые не имеют никаких преимуществ по сравнению с другими гражданами. Поэтому они не могут претендовать на какую-то исключительность и должны подчиняться всем действующим законодательным нормам. Кстати, аналогичное положение у них было и в царской Р-оссии. Другое дело, что у казаков, как и у людей любых профессий, должны быть определенная профессиональная гордость, убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессии, но не больше. Спецификой казачества, если оно станет военно-служилым сословием, будет, как и раньше, пожизненный найм на государственную службу.
Казаки пока несут службу «по призыву», в основном военную и частично правоохранительную. Однако по закону № 154 должны нести все виды государственной службы: гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах (ст. 5). Следует также сказать, что при несении военной службы в казачьи части направляются не «по возможности», а «как правило» (ст. 5, п. 2), что весьма существенно. А-рмии нужны граждане, которые согласятся на постоянную службу государству. Казаки как раз тот народ, который добровольно принимает на себя эту обязанность.
В настоящее время казаки начинают перерастать границы «социума». После принятия ряда государственных норм в отношении казаков в начале 90-х годов и особенно после принятия закона № 154, в котором дается характеристика ряда казачьих структур, в том числе и казачьего общества, эта социальная группа получила наконец надежду на реальное возрождение. В федеральном законе «казачье общество» определяется как «добровольное объединение граждан Р-оссийской Федерации в форме некоммерческой организации… внесенное в государственный реестр казачьих обществ… члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы» (ст. 2, п. 3).
Подводя итоги, отмечу: казачество из нынешнего состояния в виде «социума» должно в перспективе стать новым социальным «сословием», отличительной особенностью которого будет служение государству и обществу в различных формах: гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной. В современной Р-оссии все больше начинают утверждаться такие социальнополитические условия, которые делают возможным формирование казачества как особой военно-служилой общности. Казаки – это субэтнос в этнологическом смысле слова, но сейчас создаются соответствующие предпосылки для превращения их опять в сословие и нацию в социально-классовом смысле.
В литературе оживленно дискутируется вопрос о том, кого можно и нужно принимать в казаки и казачки? После советского «расказачивания» многие мужчины и женщины, юноши и девушки даже не знают своих исторических казацких корней, но по духу и убеждениям хотят быть казаками и казачками. Таких людей следует принимать в казачье сообщество. В казаки и казачки может быть принят любой человек, если согласен с моралью и государственными законами, регулирующими деятельность этого сообщества.
Е-стественно, человек, родившийся в казачьей семье (по отцу или матери) – это вполне полноценный казак. Е-сли казачье происхождение человека не очевидно, то прием, видимо, будет происходить на основе рекомендаций. Социальная практика показывает, что достаточно двух рекомендаций – от людей, хорошо знающих претендента в течение не менее трех лет: одного казака и одной казачки или двух казаков. Причем эти люди будут нести ответственность за рекомендуемого в течение трех лет. Данное время они должны использовать для приобщения прозелита (гр. пришельца) к основам казачьей жизни, их морали и быта. Эти вопросы должны решаться сначала на войсковых казачьих кругах, а уж затем на общероссийском казачьем круге.
казаки и казачья демократия
Каковы отношения казачьего общества с неказаками, то есть с населением данного села (поселка) или города? В прошлом казачье общество совпадало с жителями конкретной казачьей станицы и возглавлялось казачьим атаманом. В настоящее время такое совпадение встречается нечасто. Е-сли казаков в селении большинство, они ставят своего представителя (атамана), если меньшинство – функционируют отдельной структурой в рамках данного поселения. Однако это не всегда сказывается положительно на общественных делах, поскольку в селе (городе) оказываются две власти, которые нередко если и не враждуют, то относятся друг к другу с нескрываемым подозрением. Именно это порождает у нынешних казаков несвойственный им негативизм в отношении друг друга (казаков одного войска с казаками другого войска), так и прочим миром.
Почему так происходит? Да потому, что войсковыми атаманами игнорируются другие, не подчиняющиеся им, казачьи войска, а также хуторские, станичные, городские и окружные (отдельские) казачьи общества. Поэтому реально на «войсковой круг» собираются не представители всех окружных (отдельских) казачьих обществ, а лишь приближенные к войсковому атаману люди, «казачий синклит». Поэтому войсковые атаманы уже длительное время «царствуют» в казачьих поселениях.
Ч-тобы преодолеть подобную негодную практику, необходимо на хуторском, станичном или городском казачьем кругу избирать не только местного атамана и его помощников, но и делегатов на окружной (отдельский) круг. Делегаты избирают окружного (отдельского) атамана и необходимых для него руководителей аппарата, а также делегатов на войсковой казачий круг. Именно окружные (или отдельские) делегаты смогут действительно демократично избрать общероссийского войскового атамана и соответствующих руководителей центрального войскового аппарата. Б-ез подобной демократической процедуры не следует признавать ни одного войскового и даже окружного атамана.
Ч-то касается формирования казачьей национальной республики, то нормативы, воплощенные в Конституции Р-Ф, вполне позволяют это сделать. Р-оссийский федерализм, как известно, имеет асимметричные формы. Для казачества как особой нации чрезвычайно важно выделиться в самостоятельную республику. Е-стественно, чтобы это произошло, казачество должно самоорганизоваться и, в частности, создать свою казачью партию. Именно она позволит представлять интересы казаков на всех уровнях управления. Уже говорилось, что всего казаков в Р-оссии насчитываются порядка 5 млн. человек. Они живут во многих субъектах Федерации. Поэтому вполне уместно ее именовать Партия казаков Р-оссии (Р-оссийская казачья партия), которая сможет начать борьбу за более действенное возрождение казачества и создание самостоятельной казачьей республики.