Кельты сейминско-турбинского типа из Синьцзяна (материалы к учебному курсу "Археология Сибири эпохи бронзы")
Автор: Молодин Вячеслав Иванович
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Преподавание археологии в вузах
Статья в выпуске: 3 т.18, 2019 года.
Бесплатный доступ
Предметы, связанные по форме с сейминско-турбинскими бронзами, происходящие с территории Китая, были впервые определены таким образом и введены в научный оборот С. В. Киселевым, работавшим в середине прошлого века с археологическими коллекциями в ряде музеев КНР. В настоящее время число таких находок постоянно увеличивается. К наконечникам копий, цельнолитым кинжалам, жезлам-скипетрам добавилось несколько бронзовых кельтов, происходящих из Синьцзяна. Некоторые исследователи относят отдельные предметы из этого состава к сейминско-турбинским бронзам. Поскольку данные материалы труднодоступны для европейских исследователей, а их значимость для понимания сейминско-турбинской проблематики весьма велика, представляется актуальным ввести сведения о них в научный оборот. В настоящей работе мы предлагаем характеристику известных нам нескольких кельтов сейминско-турбинского облика из Синьцзяна, подчеркивая наличие в ту эпоху связей между населением этого региона и населением более северных территорий Азиатского континента, т. е. Сибири. Изложенные материалы, расширяющие наши представления о сути историко-культурных процессов на территории Центральной и части Северной Азии в эпоху бронзы, могут широко использоваться в учебном процессе.
Синьцзян, эпоха бронзы, сейминско-турбинский тип, кельты
Короткий адрес: https://sciup.org/147220086
IDR: 147220086 | DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-3-9-16
Текст научной статьи Кельты сейминско-турбинского типа из Синьцзяна (материалы к учебному курсу "Археология Сибири эпохи бронзы")
Первые научные обоснования факта присутствия бронз сейминско-турбинского типа на территории Китая сделаны в работе члена-корреспондента АН СССР С. В. Киселева, посетившего в середине прошлого века Китайскую Народную Республику и работавшего с археологическими коллекциями эпохи бронзы в ряде музеев этой страны [Киселев, 1960]. Так, бронзовое копье из Аньяна, отнесенное исследователем к изделиям, близким сейминско-турбинским, не только никем не оспаривается в данном отношении, но в последнее десятилетие к нему добавлены находки морфологически близких предметов с территории Китая, число которых приближается к двадцати (см. [Wagner, 2001; Гао Цзянтао, 2015; Lin Meicun, Xian Liu, 2017]). Кроме того, ученый сообщал о бронзовом кельте «сибирско-сейминской» формы, достаточно своеобразном по сравнению с экземплярами из того же металла, типичными для Китая [Киселев, 1960. Рис. 8, 26 ].
С территории Китая (Синьцзяна) происходят и так называемые сопутствующие сеймин-ско-турбинскому феномену предметы – цельнолитые бронзовые кинжалы и каменные жезлы с антропоморфными и зооморфными навершиями, имеющие распространение также в пределах южных районов Западносибирской равнины [Молодин, 2015; Molodin, 2015].
Интенсификация в последнее время археологических исследований в Синьцзяне привела к целой серии чрезвычайно интересных археологических открытий, в том числе одиночных находок, разбросанных по многочисленным музеям региона. К их числу относится серия бронзовых кельтов, напоминающих изделия сейминско-турбинского облика [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2008; 2016]. Наши китайские коллеги в последнее время однозначно квалифицируют их как сейминско-турбинские [The Tianshan…, 2014].
Поскольку эти материалы достаточно труднодоступны для европейских исследователей, в то время как их значимость для понимания сейминско-турбинской проблематики чрезвычайно велика, представляется актуальным ввести сведения о них в научный и образователь- ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 3: Археология и этнография
Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2019, vol. 18, no. 3: Archaeology and Ethnography ный оборот. В настоящей работе мы предлагаем характеристику известных нам предметов, снабдив их иллюстрациями.
Результаты исследований и их обсуждение
Находки бронзовых кельтов с территории Синьцзяна и прилегающих районов Центральной Азии, хотя и обладающих безусловным колоритом, но напоминающих по основным метрическим показателям и пропорциям изделия сейминско-турбинского облика, трудно переоценить, поскольку они наряду с наконечниками копий и указанными выше предметами позволяют включить эту территорию в ареал распространения данного феномена. На первый такой предмет – кельт, найденный на территории Гоби-Алтайского аймака в МНР, было указано в монографии Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых; как полагали авторы, на тот момент это была «самая юго-восточная находка металлического орудия сейминско-турбинского типа» [1989. С. 63] (рис. 1). По их классификации, кельт относится к разряду К-34 – кельт-лопатка двуушковый, украшенный пояском-лесенкой и крупными, вписанными друг в друга, треугольниками.

Рис. 1. Бронзовый кельт сейминско-турбинского типа из Гоби-Алтайского аймака МНР (по: [Черных, Кузьминых, 1989]) (без масштаба)
Fig. 1. Bronze Celt of the Seima-Turbino type from Gobi-Altai aimak of Mongolian People’s Republic (by: [Cernykh, Kuzminykh, 1989]) (without scale)
В настоящее время автору стало известно около десятка бронзовых кельтов с территории Синьцзяна (являются случайными находками, см: [Liu Guorui, Qi Xiaoshan, 2000. Р. 33, fig. 089; Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2008. Р. 57, fig. 4; Р. 303, fig. 7; The Tianshan…, 2014. Р. 100, 101, 121, 144]), которые можно связывать с сейминско-турбинской общностью. Часть изделий более всего напоминают кельты, квалифицируемые Н. Е. Черных и С. В. Кузьминых как самусь-кижировские [1989. С. 156].
Поразительную близость к кельтам разряда К-52 (особенно кельту из Кижирово на р. Томи [Там же. Рис. 80, 2 ]) демонстрирует изделие из музея Хутуби (Синьцзян) [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2015. Р. 303, fig. 7] (рис. 2). Это шестигранный кельт, орнаментированный по фаске пояском и свисающими, вписанными друг в друга, треугольниками. Втулка его слегка расширена в виде раструба. В отличие от кижировского, два противолежащие ушка не ложные, а настоящие. В сводном каталоге синьцзянских бронз этот кельт квалифицирован как изделие сейминско-турбинской принадлежности [The Tianshan…, 2014. Р. 144, fig. 117]. К сказанному следует добавить, что орнаментальная схема у этих двух кельтов весьма близка, если не сказать тождественна.
Еще один кельт близок по форме к изделиям данного разряда из уезда Баянголин; он украшен в верхней части тремя рельефными валиками. Настоящие ушки обломаны [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2008. Р. 142, fig. 4; Han Jianye, 2007. Р. 52] (рис. 3). Изделие отличается наличием утолщения в верхней части, что подчеркивает его своеобразие.

Рис. 2. Бронзовый кельт сейминско-турбинского типа из музея Хутуби (Синьцзян) (по: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2015]) (без масштаба): а – фото; б – прорисовка
Fig. 2. Bronze Celt of the Seima-Turbino type from the Hutubi Museum (Xinjiang) (by: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2015]) (without scale): а – photo; b – picture


Рис. 3. Бронзовый кельт сейминско-турбинского типа из уезда Баянголин (Синьцзян) (по: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2008]) (без масштаба)
Fig. 3. Bronze Celt of the Seima-Turbino type from Bayingolin Mongol Autonomous Prefecture (Xinjiang) (by: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2008]) (without scale)
Рис. 4. Бронзовый кельт из города Аксу (Синьцзян) (по: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2016]) (без масштаба)
Fig. 4. Bronze Celt of the Seima-Turbino type from Aksu City (Xinjiang) (by: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2016]) (without scale)
Кельт из музея Аксу (Синьцзян) в полной мере не вписывается в классификационную схему Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2016. Р. 210, fig. 3] (рис. 4). По сравнению с сейминско-турбинскими кельтами он имеет более узкое, удлиненное тело, однако его пропорции и оформление верхней части тремя параллельными штрихованными поясками и одним ушком позволяют видеть в нем предмет, тяготеющий к сейминско-тур-бинским, хотя он и не в полной мере является таковым.

Рис. 5. Бронзовый кельт сейминско-турбинского типа из музея Куитай (Qitai) ([по: The Tianshan…, 2014]) (без масштаба): 1 – фото; 2 – прорисовка
Fig. 5. Bronze Celt of the Seima-Turbino type from the Qitai Museum (Xinjiang) ([by: The Tianshan…, 2014]) (without scale): 1 – photo; 2 – picture

Рис. 6. Бронзовый кельт-лопатка из музея Xinynan County в Синьцзяне (по: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2016]) (без масштаба): 1 – фото; 2 – прорисовка
Fig. 6. Bronze Celt of the Seima-Turbino type from the Xinynan County Museum (Xinjiang) (by: [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2016]) (without scale): 1 – photo; 2 – picture
К изделиям, имеющим абсолютные параллели с сейминско-турбинскими кельтами, следует отнести предмет из коллекции музея Куйтай (Qitai). Кельт полностью вписывается в классификацию, разработанную Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых, и относится к разряду К-4 [1989] (рис. 5). От классических сейминско-турбинских, нередко встречающихся без всякого дополнительного орнамента [Там же], этот кельт отличается наличием в верхней части крестообразного выпуклого знака, который присутствует на кельтах из Китая более позднего, чем сейминско-турбинское, времени [Киселев, 1960].
Наконец, к разряду К-30 по классификации Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых [1989. C. 63] относятся три бронзовых кельта-лопатки [Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2008. Р. 233, fig.10; Jäger, 2007. S. 301, fig. 188; Qi Xiaoshan, Wang Bo, 2016. P. 390, fig. 5]. Они безушковые, имеют трапециевидное тулово и круглую в сечении узкую втулку. В двух случаях грани тулова лопатки украшены цепочками треугольников и овалов (рис. 6), абсолютно таких же, как на лопастях кельта-лопатки из Ростовки [Матющенко, Синицына, 1988]. По форме кельты-лопатки из Синьцзяна более всего напоминают изделие из Семипалатинска [Черных, Кузьминых, 1989. Рис. 22, 5 ].
Следует полагать, что по мере расширения раскопочных работ в Синьцзяне количество кельтов, близких по облику классическим образцам сейминско-турбинского типа, будет только увеличиваться.
Заключение
Следует подчеркнуть наличие в сейминско-турбинскую эпоху достаточно интенсивных связей между населением Синьцзяна и населением более северных территорий Азиатского континента, т. е. Сибири. Автору уже приходилось писать, что, вероятно, главный путь продвижения носителей данной традиции шел на север по Иртышу. В одной из последних своих работ крупнейший исследователь сейминско-турбинского культурного феномена Е. Н. Черных демонстрирует сегодняшнее видение проблемы изучения истории его происхождения: «Судя по всему, именно Синьцзян и является исходным регионом для формирования сей-минско-турбинского феномена. При этом территориальное понятие Синьцзян можно трактовать в расширенном формате, соответствующем, к примеру, границам Синьцзян-Уйгурского автономного района современного Китая – то есть от Монгольского Алтая вплоть до Восточного Тянь-Шаня, с включением в эти рамки Джунгарии и бассейна Тарима: всего до 1,5– 1,76 млн кв. км. Этот реконструируемый, первичный для сейминско-турбинской культуры, ареал мог даже слегка накрывать более западные от Синьцзяна области» [Черных, 2013. С. 283]. Достигнув степей и лесостепей Западной Сибири, носители сейминско-турбинской традиции, по-видимому, какое-то время существовали в Прииртышье, вполне адаптировавшись к местным условиям и к носителям автохтонных культур эпохи бронзы, прежде всего одиновской и кротовской. Об этом свидетельствует концентрация здесь классических сей-минско-турбинских бронз [Черных, Кузьминых, 1989. Карты], коллекция которых пополняется с каждым годом.
Тем не менее, по какой-то причине (возможно, внешней, связанной с проникновением в Прииртышье носителей петровской культуры – воинов-колесничих с юго-запада) носители сейминско-турбинского феномена были вынуждены двинуться веерообразно на запад и на восток, оставляя на своем пути памятники и отдельные предметы сейминско-турбин-ского типа (скипетры, цельнолитые кинжалы). Проявления этих передвижений были картированы еще Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых. Восточный поток (или потоки) широкой полосой прокатился вплоть до енисейских лесостепей [Черных, Кузьминых, 1989]. Какова была его динамика, сказать пока сложно. Не исключено даже, что какие-то импульсы проявились далеко на востоке, о чем свидетельствует кельт, близкий по форме к сейминско-турбинским, обнаруженный на оз. Байкал [Хороших, 1970]. Это изделие даже удостоено особой принадлежности – сейминско-красноярского типа.
Изложенные в настоящей статье материалы, расширяющие наши представления о сути историко-культурных процессов на территории Центральной и части Северной Азии в эпоху бронзы, могут широко использоваться в учебном процессе в вузах, как это уже осуществляется в Новосибирском государственном университете в рамках учебного курса «Археология Сибири эпохи бронзы».
Список литературы Кельты сейминско-турбинского типа из Синьцзяна (материалы к учебному курсу "Археология Сибири эпохи бронзы")
- Гао Цзянтао. Шилунь Чжунго цзиннэй чутудэ саима-туэрбинно ши даогоу тунмао [Предварительное обсуждение бронзовых копий с перевернутым крюком сейминско-турбинского типа, найденных в пределах Китая] // Наньфан вэньу. Наньчан. 2015. № 4. С. 160-168 (на кит. яз.)
- Киселев С. В. Неолит и бронзовый век Китая (по материалам научной командировки в КНР) // СА. 1960. № 4. C. 244-266
- Матющенко В. И., Синицына Г. В. Могильник у деревни Ростовка вблизи Омска. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. 136 с
- Молодин В. И. Феномен бронзовых кинжалов из погребальных комплексов кротовской культуры (хронология, территория, истоки) // Вестник Кемеров. гос. ун-та. 2015. № 2-6. С. 97-107
- Хороших П. П. Культура энеолита и бронзы на Байкале // Древняя Сибирь. Новосибирск: Наука, 1970. Вып. 3: Сибирь и ее соседи в древности. С. 296-302
- Черных Е. Н. Культуры номадов в мегаструктуре Евразийского мира. М.: Языки славянской культуры, 2013. Т. 1. 369 с
- Черных Е. Н., Кузьминых С. В. Древняя металлургия Северной Евразии. М.: Наука, 1989. 320 с
- Jäger U. Metallurgie und Metallverarbeitung in Xinjiang. Ursprünge der Seidenstraβe: Sensationelle Neufunde aus Xinjiang, China. Stuttgart, Theiss, Konrad, 2007, S. 301-318
- Lin Meicun, Xian Liu. The origins of metallurgy in China. Antiquity, 2017, vol. 91, iss. 359, no. е-6, p. 1-6
- Liu Guorui, Qi Xiaoshan. Xinjiang Fine Arts. Edited by Administrative Office of Cultural Relics of Hami Prefecture and Hami Museum. Hami, 2000, 87 p. (in Chin. and Eng.)
- Molodin V. I. Scepters of the developed Early Bronze Age in the South of Western Siberia (iconography and semantics). In: Art of the Bronze Age. Materials of the International Symposium. Novosibirsk, Berlin, NSU Publ., 2015, p. 189-210
- The Tianshan Corridor of Silk Roads. Ancient Sites and Collection Highlights of Changji Museums in Xinjiang. Urumchi, 2014, vol. 1, 690 p.; vol. 2, 357 p. (in Chin.)
- Qi Xiaoshan, Wang Bo. The Ancient culture in Xinjiang. Along the Silk Road (Continued). Urumchi, 2008, 303 p. (in Eng. and Chin.)
- Qi Xiaoshan, Wang Bo. The Ancient culture in Xinjiang. Along the Silk Road (Continued). Urumchi, 2016, 431 p. (in Eng. and Chin.)
- Wagner M. Kaune - ein Fundkomplex des 2 Jahrtausend v. Chr. e. am Nordwestrand des chinesischen Zentralreiches. Migration und Kulturtransfer. Der Wandel vorder- und zentral- asiatischer Kulturen im Umbruch von 2 zum 1 vorchristlichen Jahrtausend. Kolloquien zur Vor- und Frühgeschichte 6 (Bonn, 2001). Bonn, 2001, S. 25-35
- 15.06.2018