Керамические изделия из жилища 3 поселения Осиновое Озеро

Бесплатный доступ

В 2012 г. на средневековом поселении Осиновое Озеро в Амурской области было исследовано жилище 3. На полу жилища обнаружено 10 скоплений разбитых и целых керамических сосудов. Лепные керамические горшки троицкой группы мохэ, в т. ч. и оригинальных форм - чаши-пиалы, крышки и сосуды с овальным дном, были продуктом домашнего ремесла или изготавливались группой лиц, специализирующихся на их производстве в пределах одного поселка либо ближайшего его окружения. Возможно, во время существования поселка на Осиновом озере в быту его жителей начала появляться гончарная посуда из ремесленных мастерских, но она могла нечасто попадать в их хозяйство, а потребность в ней была из-за ее высокого качества. Несколько фрагментов керамики из раскопок и сосуды из жилищ 2 и 3 свидетельствуют о том, что местные мастера, знакомые с гончарным кругом, делали горшки, похожие на гончарную посуду по составу теста и круговой обработке поверхности, придавая им различными способами серый или темно-серый окрас. Однако формовка таких сосудов ничем не отличалась от традиционной ручной лепки горшков. По углю из жилища 3 получена пока одна дата 14С: 1535±40 л.н. Она близка к дате по нагару с фрагмента троицкого сосуда из шурфа на низкой пойме берега Осинового озера (1495±45 л.н.), но не соответствует серии дат для жилища 2 (последняя четверть VIII - IX в.).

Еще

Раннее средневековье, амурская область, жилище 3, лепная, станковая керамика, гончарный круг

Короткий адрес: https://sciup.org/14522251

IDR: 14522251

Текст научной статьи Керамические изделия из жилища 3 поселения Осиновое Озеро

В 2012 г. на средневековом поселении Осиновое Озеро в Амурской обл. было исследовано жилище 3. Получены новые, отчасти оригинальные, материалы как по его конструкции, так и по кера-360

мическому производству. В этнокультурном плане жилище 3 относится к троицкой группе мохэской культуры. Однако его конструкция, за исключением большой глубины котлована, в основном соответствует домостроительной традиции бэй шивэй - носителей михайловской культуры [Нестеров, 2015].

На полу жилища 3 обнаружено 10 скоплений разбитых и целых керамических сосудов: с северной (№ 5, 6, 9, 10), восточной (№ 2-4), южной (№ 1, 7) стороны интерьера и в северо-западном углу (№ 8) (рис. 1, 1 ).

Сосуд № 1 представлен придонной частью большой емкости, которая стояла в кв. Ж-4-5 (-248 см). Наружный диаметр дна 17 см, внутренний 14-15 см. Максимальная высота 20 см, минимальная - 9,4 см. Толщина стенок 7,2-9,5 мм, дна ~ 5 мм. Цвет внешней поверхности темно-серый со светло-коричневыми участками. Сосуд лепной, но доработан на круге (рис. 2, 6 ).

Рис. 1. Осиновое Озеро. План расположения находок на полу жилища 3 ( 1 ); фрагменты керамики, доработанной на круге ( 2-3 ); керамическое грузило ( 4 ).

Рис. 2. Осиновое Озеро. Керамическая посуда из жилища 3.

1 – крышка (сосуд № 5); 2 – сосуд № 8; 3 – сосуд № 7; 4 – фрагмент сосуда № 6; 5 – фрагмент сосуда № 4; 6 – фрагмент сосуда № 1; 7–9 – фрагменты сосуда № 10 с косым устьем; 10 – чаша-пиала на поддоне (сосуд № 9).

Около данной емкости найден также большой фрагмент сосуда с темно-серой наружной поверхностью (кв. Ж-4, –248 см). Видны следы горизонтального лощения и доработки на гончарном круге. Толщина стенки 7–9 мм (см. рис. 1, 2 ). В этом же скоплении были еще 2 фрагмента доработанного на круге сосуда с врезным волнистым орнаментом (рис. 1, 3 ).

Сосуд № 2 - лепной, незначительное количество его фрагментов лежало в кв. Д-7 (–236 см) (см. рис. 1, 1 ).

Сосуд № 3 . Мелкие обломки лепной емкости располагались также в кв. Д-7 в 30 см к юго-западу от сосуда № 2 (см. рис. 1, 1 ).

Сосуд № 4 - лепной, горшковидной формы. Его фрагменты найдены в кв. Е-8 (–235 см), в 50 362

и 70 см юго-восточнее развалов сосудов № 2 и 3. Горшок полностью не реставрируется. Диаметр его дна 9–9,2 см. Оно соединено с туловом встык и с внутренней стороны примазано дополнительным жгутом. Дно внутри сосуда светло-коричневого цвета, выше вокруг него – цвет черный с остатками пищевого нагара. Внешняя поверхность сосуда имеет серо-коричневый цвет (см. рис. 2, 5 ).

Рядом с развалом сосуда № 4, с северо-восточной стороны, лежала челюсть домашней свиньи.

Сосуд № 5 - крышка. Она лежала в кв. В-5 (–238 см) ручкой вверх. Не исключено, что в качестве крышки использовали чашу-пиалу на поддоне, у которой диаметр венчика равен 12,5 см, высота 5,5–5,8 см. Плоское дно диаметром 5–5,3 см имеет закраину (рис. 2, 1 ). На дне чаши имеется нагар, что дополнительно свидетельствует о том, что ее использовали как крышку сосуда во время приготовления пищи на очаге.

Сосуд № 6 . Его обломки были рассредоточены в кв. Б-3 (–245 см), В-3 (–245 см) и В-4 (–241 см) (см. рис. 1, 1 ). Сосуд лепной, горшковидной формы. Диаметр венчика ~21,8 см, тулова ~ 19 см, дна ~ 10,5 см. Несмотря на большое количество фрагментов, полный профиль получить не удалось, поэтому общая высота его не определена. Можно только предположить, что, судя по другим параметрам, сосуд относится к средним (до 20 см). Венчик сосуда имеет В-образный профиль. Внутри под венчиком слой пищевого нагара. На горловине прикреплен гладкий валик. Толщина стенок тулова 3,5–4,5 мм, дна – 6,2 мм (см. рис. 2, 4 ).

Сосуд № 7 - развал большой емкости вазовидной формы, лепной, но доработанный на гончарном круге, находился рядом с сосудом № 1 в кв. Ж-З–5(–240~ –248 см) (см. рис. 1, 1 ). В реставрированном виде высота сосуда составила 44 см. Диаметр венчика 29–29,5 см, тулова – 47 см, дна снаружи –28,5 см, внутри – 27 см. Переход от тулова к дну внутри плавный. Толщина стенок 9,6–12 мм, дна – 1,5 см. Венчик сосуда отогнут наружу, овальный в разрезе. У основания горловины высотой 3 см проходит тонкий выглаженный валик. Цвет поверхности светло-коричневый (см. рис. 2, 3 ). Во время пожара, когда перекрытие рухнуло и раздавило данный сосуд, его большой черепок отбросило на 3,5 м в северо-восточном направлении (кв. Г-7, –218 см) (см. рис. 1, 1 ).

Сосуд № 8 - сломанный (две крупные части) большой сосуд вазовидной формы, лепной, доработанный на гончарном круге. Он лежал на боку горловиной на юг в кв. Б-2 (–235 см). Его общая высота 30,5 см, горловины – 4,5 см. Диаметр венчи- ка равен 13 см, горловины – 9 см, тулова –27,5 см, дна – 14 см. Первоначально внешняя поверхность имела светло-коричневый цвет. Во время пожара придонная часть и сегмент тулова от дна до венчика были закопчены. По верху тулова вазы имеется орнамент в виде врезной узкой полосы, которая в одном месте нанесена пунктирно. На другом участке длиной 16 см она раздваивается. Ниже горизонтальной полосы проходит врезная волнистая линия. В месте стыковки ее концов получился увод одного конца волны под другой на длину 6 см, который был исправлен так, что волна была замкнута, но при этом не был убран бракованный участок (см. рис. 2, 2).

Сосуд № 9 – чаша-пиала на поддоне. Она стояла у северной стены в кв. Б-6 (–235 см). Диаметр венчика 17,5 см, дна снаружи – 7,4 см, дна с внутренней стороны – 3,7 см. Высота чаши 7,5–7,8 см. Толщина стенок 7–9 мм, увеличивается ко дну. Толщина дна 8 мм (рис. 2, 10 ).

Сосуд № 10 – лепная емкость овальной в плане формы с глубоким вырезом на одной из широких сторон (с косым устьем). Сосуды подобной формы предположительно относят к совкам. Его овальное дно лежало вплотную к северной стене жилища 3 в кв. Б-4. Значительная часть боковой узкой стенки тулова сосуда располагалась в кв. Б-В-3 (–246 см). Остальные фрагменты данного сосуда были рассредоточены в пределах квадратов Б–В–3–4 вместе с обломками сосуда № 6 (см. рис. 1, 1). После частичной реставрации разрозненные черепки дали полный профиль изделия высотой 40 см (см. рис. 2, 7–9). Овальное дно (11 × ~8 см) первоначально было слегка вогнуто внутрь сосуда. В ходе эксплуатации часть дна с внешней стороны по окружности сильно стерлась, однако в середине остался округлый гладкий участок диаметром 5–6,5 см. Дно крепилось к тулову встык, поэтому имеет закраину. Нижний край выреза на широкой стороне емкости отстоит от дна на 4,3 см. В 1,5 см от края выреза и в 1,8 см от дна подлеплен гладкий валик, сохранившийся конец которого выклинивается в 5 см от края выреза на боковой узкой стенке. Ниже выреза есть небольшой наплыв (рис. 2, 9). Противоположная от выреза стенка сосуда практически плоская (рис. 2, 8). На ее внешней поверхности лощение частично стерто в результате какой-то работы. В тесто сосуда гончаром был добавлен отощитель в виде дробленых породных обломков. Изначальный цвет сосуда был светло-коричневый. Во время пожара его отдельные участки подверглись копчению до темного и черного цвета. Наличие в жилище 3 еще одного овального донышка го- ворит о том, что таких сосудов было два. Среди находок из жилища 2 этого же поселения также есть фрагмент аналогичного сосуда, как и лепных горшков троицкой группы мохэ и сосудов, доработанных на гончарном круге [Деревянко, Ким Ён Вон, Нестеров и др., 2010; Мыльникова, Нестеров, 2011].

Кроме описанных сосудов на полу жилища 3 в кв. З-6 (–242 см) обнаружен большой фрагмент лепного сосуда № 11. В 1,8 м от северо-восточного угла жилища 3 (кв. В-7, –219 см) среди обугленного дерева найден большой сломанный (две части) фрагмент станкового сосуда. В кв. В-3 обнаружен фрагмент лепной керамики со следами высокотемпературного воздействия в виде блестящего расплава черного цвета (см. рис. 1, 1 ).

Керамическое грузило овальной в плане формы (5,3 × 3,7–3,8 см) встречено в кв. З-2 (–244 см), в юго-западном углу жилища 3. С узких концов овала проходит сквозное отверстие диаметром 3 мм (рис. 1, 4 ).

Лепные керамические горшки троицкой группы мохэ, в т. ч. и оригинальных форм – чаши-пиалы, крышки и сосуды с овальным дном, были продуктом домашнего ремесла или изготавливались группой лиц, специализирующихся на их производстве в пределах одного поселка либо ближайшего его окружения. Возможно, во время существования поселка на Осиновом озере в быту его жителей начала появляться станковая посуда из ремесленных мастерских, но она могла нечасто попадать в их хозяйство, а потребность в ней была из-за ее высокого качества. Несколько фрагментов керамики из раскопок и сосуды из жилищ 2 и 3 свидетельствуют о том, что местные мастера, знакомые с гончарным кругом, делали горшки, похожие на гончарную посуду по составу теста и круговой обработке поверхности, придавая им различными способами серый или темно-серый окрас. Однако формовка таких сосудов ничем не отличалась от традиционной ручной лепки горшков.

Согласно восьми датам 14С из жилища 2, гончарный круг для доработки лепных сосудов использовался уже в последней четверти VIII – IX в. По углю из жилища 3 получена пока одна дата 14С: 1535±40 л.н. (МТС-17573); кал. ±1δ 436–576 гг., ±2δ 427–604 гг. Она близка к дате по нагару с фрагмента троицкого сосуда из шурфа на низкой пойме Осинового озера (1495±45 л.н., АА-27539, кал. – 446–640 гг.), но не соответствует серии дат для жилища 2. Возможно, в данном случае сказался «собственный» возраст дерева, использованного при строительстве жилища 3.

Список литературы Керамические изделия из жилища 3 поселения Осиновое Озеро

  • Деревянко А.П., Ким Ён Вон, Нестеров С.П., Юн Кван Джин, Ли Гю Хун, Хан Джи Сон, Мыльникова Л.Н., Лоскутова Я.Ю., Шеломихин О.А., Пак Джон Сон, Ли Кён Ха. Материалы и исследования Российско-Корейской археологической экспедиции в Западном Приамурье. -Тэджон: Изд-во Гос. исслед. ин-та культурного наследия Республики Корея, 2010. -Вып. III: Раскопки раннесредневекового поселения Осиновое Озеро в 2009 году. -318 с.
  • Мыльникова Л.Н., Нестеров С.П. Раннесредневековый керамический комплекс поселения Осиновое Озеро в Западном Приамурье//Вестн. НГУ. -2011. -Т. 10, вып. 5. -С. 197-211.
  • Нестеров С.П. Конструкция большого мохэского жилища из Западного Приамурья//Гуманитарные науки в Сибири. -2015. -Т. 22, № 2. -С. 70-75.
  • Derevianko A.P., Kim Yon Won, Nesterov S.P., Yoon Kwang Jin, Lee Kiu Hun, Han Ji Sun, Myl’nikova L.N., Loskutova Ya.Yu., Shelomikhin O.A., Park Jong Seong, Lee Kyung Ha. Materialy i issledovaniya Rossiysko-Koreyskoy arkheologicheskoy ekspeditsii v Zapadnom Priamur’e. Tedzhon: Izd-vo Gos. issled. in-ta kul’turnogo naslediya Respubliki Koreja, 2010. Vol. III: Raskopki rannesrednevekovogo poseleniya Osinovoe Ozero v 2009 godu. 318 pp. (In Russ.).
  • Myl’nikova L.N., Nesterov S.P. Rannesrednevekovyi keramicheskiy kompleks poseleniya Osinovoe Ozero v Zapadnom Priamur’e//Vestn. NGU. 2011. Vol. 10, iss. 5. Pp. 197-211. (In Russ.).
  • Nesterov S.P. Konstruktsiya bol’shogo mokheskogo zhilishcha iz Zapadnogo Priamur’ya//Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2015. Vol. 22, No. 2. Pp. 70-75. (In Russ.).
Еще
Статья научная