Киберпреступность в России: актуальные вызовы и успешные практики борьбы с киберпреступностью
Автор: Мордвинов К. В., Удавихина У. А.
Журнал: Теоретическая и прикладная юриспруденция.
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 (11), 2022 года.
Бесплатный доступ
Глобализация и стремительное развитие компьютерных и IT-технологий привели к возникновению нового вида правонарушений - киберпреступления. Данное понятие еще законодательно не закреплено, и существует проблема классификации преступлений, совершенных в киберпространстве. Авторами предлагается анализ актуального состояния киберпреступности в России за последние 10 лет. Представлен обзор современных мер противодействия киберпреступности в России и за рубежом. Обозначены некоторые рекомендации по обеспечению корпоративной кибербезопасности и перспективные направления исследований.
Киберпреступность, мошенничество, кибербезопасность, общественная безопасность, технологии, способы предотвращения
Короткий адрес: https://sciup.org/14123717
IDR: 14123717
Текст научной статьи Киберпреступность в России: актуальные вызовы и успешные практики борьбы с киберпреступностью
В эпоху глобализации, цифровой трансформации и стремительного развития компьютерных и IT-технологий современное общество, с одной стороны, пользуется преимуществами новых технологий (например, доступом к информации из любой точки мира, мгновенными электронными переводами денежных средств и другими1), с другой — столкнулось с новым направлением преступности — киберпреступностью. На сегодняшний день понятие «киберпреступность» законодательно не закреплено, однако в правовой практике под киберпреступностью
СТАТ Ь И
чаще всего понимается «ограниченный круг деяний, направленных против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем и сетей и компьютерных данных»2, 3. Российская Федерация предложила резолюцию «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях», на основе которой Генеральная Ассамблея ООН в 2021 г. приступила к работе над конвенцией по борьбе с киберпре-ступностью4. Согласно данной резолюции, государства будут иметь возможность закреплять цифровой суверенитет над своим информационным пространством. В целом можно отметить, что общественные отношения в сфере компьютерных и IT-технологий образовали новый объект для совершения преступлений, средств и способов правонарушений, что делает борьбу с киберпреступлениями одной из самых актуальных проблем современности5.
Характеристики киберпреступности и ее актуальное состояние
Киберпреступления имеют специфические характеристики, которые осложняют процесс их обнаружения и предотвращения. К таким можно отнести6:
-
• высокую латентность7 — киберпреступники успешно скрывают следы преступлений и долгое время оста
ются неустановленными;
-
• преимущественную неосведомленность потерпевших о факте преступного воздействия;
-
• трансграничность — преступник, потерпевший и объект преступления (например, база данных, банковский счет) могут быть расположены на территориях как разных субъектов страны, так и разных государств;
-
• автоматизированность преступлений — совершение преступлений возможно в автоматизированном режиме;
-
• особую подготовленность преступников, интеллектуальный характер преступной деятельности (правонарушители являются экспертами в IT-технологиях и пользуются слабыми местами в информационных системах, в программном обеспечении);
-
• невозможность предотвращения и пресечения киберпреступлений традиционными средствами.
Обращаясь к статистическим данным по киберпреступности, можно отметить следующее: 1) киберпреступность составляет от % до ^ от всех преступлений в развитых государствах в период с 2010 по 2020 гг. 8 ; 2) 20-кратный рост киберпреступности в России в период с 2013 по 2020 гг.9; 3) значительный рост объемов убытков от киберпреступности (например, в банковском секторе10). Так, в 2019 г., по данным Центрального банка, мошенники похитили 6,4 млрд руб. у клиентов российских банков11, а в 2020 г. объем похищенного вырос на 52% и составил 9,77 млрд руб., из которых 11,3% было возвращено12.
Также в 2020 г. число зарегистрированных дел по ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием электронных средств платежа» по сравнению с 2018 г. выросло почти в 12 раз (2018 г. — 239 дел; 2020 г. — 3083 дела)13. С одной стороны, можно отметить значительный рост активности мошенников, с другой — увеличение количества осужденных преступников по ст. 159.3 УК РФ. При этом около 50% судебных дел по ст. 159.3 УК РФ завершаются приговором к условному лишению свободы, выплате штрафа на незначительную сумму и назначению общественных работ. Это может быть связано со сложностью практики правоприменения при разграничении преступлений по ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество с использованием электронных средств платежа», п. 3 ст. 158 УК РФ «Кража с банковского счета равно в отношении электронных денежных средств» и ст. 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное с банковского счета равно в отношении электронных денежных средств». На данный момент наиболее актуальным для классификации дел, связанных с киберпреступлениями, может считаться Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»14.
СТАТ Ь И
Согласно исследованию 2019 г. Д. В. Лобача и Е. А. Смирновой, кибератакам наиболее часто подвергаются «государственные учреждения (19%), промышленные компании (10%), медицинские учреждения (8%), финансовая отрасль (6%), а также наука и образование (6%) <…> в оставшихся 27% случаев кибератаки обращены к IT-компаниям, сфере услуг, коммерческим структурам, блокчейн-проектам, транспортной инфраструктуре и другим объектам без отраслевой привязки»15. Важно отметить, что уровень развития компетенций по информационной безопасности у сотрудников как государственных учреждений16, так и коммерческих компаний недостаточно высок для обеспечения кибербезопасности компании17.
Современные меры противодействия киберпреступности
Несмотря на существующие сложности в обнаружении киберпреступлений и противодействии им, в мире разрабатываются успешные практики по обеспечению кибербезопасности. Одной из таких практик является привлечение «этичных» хакеров к борьбе с кибермошенничеством в банковской сфере, осуществляемое полицией Японии с 2013 г.18 Правительство США успешно применяет данный способ борьбы с киберпреступностью, финансируя привлечение порядка 9 тыс. хакеров для сотрудничества с государством19. Кроме того, существуют образовательные курсы по «этичному хакерству», пользующиеся популярностью среди людей, заинтересованных в кибербезо-пасности20, 21.
В Российской Федерации обнаружение лиц, совершающих противоправные действия с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, обусловлено, во-первых, совершенствованием центров Гос-СОПКА22, 23, AntiFraud-систем банков, которые опознают подозрительные операции с банковским счетом и обеспечивают его временную блокировку24; во-вторых, просветительской деятельностью среди населения об алгоритмах работы мошенников и порядке действий в случае столкновения с ними, которую проводят правоохранительные органы, банки и IT-компании; в-третьих, совершенствованием российского законодательства в квалификации данного типа правонарушений25.
От кибератак наиболее часто страдают не только физические лица, но и юридические, особенно компании, специализирующиеся на продуктах интеллектуального труда (IT-компании, научные центры и лаборатории). К актуальным средствам предотвращения хищения данных в корпоративной среде можно отнести следующие:
-
• внедрение руководящих документов для четкого распределения обязанностей и зон ответственности сотрудников компании;
СТАТ Ь И
-
• введение пропускного режима;
-
• внедрение видеонаблюдения;
-
• отсутствие персональной информации на мобильных устройствах;
-
• внедрение программно-аппаратных решений по комплексному обеспечению безопасности информации, в частности сегментации компьютерной корпоративной сети;
-
• внедрение этики использования программного обеспечения (использование только лицензионного программного обеспечения, его регулярное обновление);
-
• наделение сотрудников минимальным достаточным доступом для выполнения своих задач;
-
• проведение внешнего аудита информационной безопасности, внешних и внутренних информационных систем;
-
• внедрение системы Honeypot для прогнозирования взломов системы.
Представителями университета МВД России также были обозначены актуальные направления повышения кибербезопасности, такие как: изменение алгоритма блокировки электронных ресурсов; повышение квалификации каждого сотрудника любой организации по информационной безопасности; анализ организаций, вовлеченных в разработку средств вычислительной техники; организация хакатонов для решения кейсов по кибербезопасности, создание киберполигонов, а также создание кибердружин из добровольцев, которые могут способствовать обеспечению кибербезопасности совместно с полицией26.
Развитие и внедрение успешных практик противодействия киберпреступлениям с использованием информационно-телекоммуникационных технологий требуют консолидации усилий по организации комплексных исследований, объединяющих ведущих ученых и практиков для решения актуальных проблем в сфере информационной без-опасности27. Для объединения усилий по решению данных задач в 2021 г. при Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ был создан Центр исследований проблем общественной безопасности и правопорядка. Его миссия — это повышение общественной безопасности и доверия общества к органам правопорядка в РФ через сотрудничество с ключевыми специалистами государственных структур, такими как МВД, Интерпол, Росгвардия, Федеральная служба исполнения наказаний, Прокуратура, Следственный комитет, правозащитные организации, молодежные общественно-политические объединения. В основные задачи Центра входит организация исследований в различных направлениях, создание практических руководств по результатам исследований, создание и поддержание системы мониторинга эффективности и контроля качества в сфере общественной безопасности, а также реализация программ дополнительного образования и повышения квалификации в данной сфере. В своей работе Центр отталкивается от интересов заказчика, привлекает высококвалифицированных, независимых экспертов, организует прозрачный процесс исследования и помогает внедрять его результаты на практике.
Таким образом, в условиях цифровой трансформации в отношении киберпреступлений, в частности компьютерного мошенничества, наблюдается две тенденции: с одной стороны, это рост активности злоумышленников благодаря технологическому прогрессу, модернизации способов совершения и сокрытия преступлений при помощи информационно-телекоммуникационных технологий; с другой — это развитие способов контроля финансовых операций и имущественных сделок, прозрачности взаимодействия граждан с государством и многое другое. Усиление второй тенденции возможно только при качественном взаимодействии государственных, правоохранительных органов, общественных и коммерческих организаций.
Данная статья подготовлена по материалам доклада авторов на секции «Киберпреступность: вопросы противодействия на современном этапе» в рамках Международной научно-практической конференции «Третьи Баскинские чтения» на тему «Право и государство информационной эпохи: новые вызовы и перспективы».
Список литературы Киберпреступность в России: актуальные вызовы и успешные практики борьбы с киберпреступностью
- Агаркова А. А., Синицына В. А. Киберпреступность в современной России. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. № 5-3. С. 13-16. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-5-3-13-16.
- Бондарь Е. О. Киберпреступность как новая криминальная угроза. Вестник Московского университета МВД России, 2020. № 1. С. 155-158. DOI: 10.24411/2073-0454-2020-10033.
- Дерюгин Р. А. Киберпреступность в России: современное состояние и актуальные проблемы. Вестник Уральского юридического института МВД России, 2019. № 2. С. 46-49.
- Кириленко В. П., Алексеев Г. В. Киберпреступность и цифровая трансформация. Теоретическая и прикладная юриспруденция, 2021. № 1 (7). С. 39-53. DOI: 10.22394/2686-7834-2021-1-39-53.
- Ковтун К. А. Банковская киберпреступность как одна из основных проблем современного общества. Теоретическая и прикладная юриспруденция, 2021. № 1 (7). С. 94-97. DOI: 10.22394/2686-7834-2021-1-9497.
- Кувшинова В. С. Криминологическая характеристика киберпреступности. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. № 5-4. С. 53-57. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10598.
- Купирова Ч. Ш., Кузьмин Ю. А. Информационная безопасность как объект киберпреступности. Oeconomia et Jus, 2019. № 4. С. 41-46.
- Лакомов А. С. Киберпреступность: современные тенденции. Академическая мысль, 2019. № 2 (7). С. 53-56.
- Лобач Д. В., Смирнова Е. А. Состояние кибербезопасности в России на современном этапе цифровой трансформации общества и становление национальной системы противодействия киберугрозам. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2019. № 4 (11). С. 23-32. DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/023-032.
- Мальцева А. П., Лошкарев А. В. Влияние цифровой экономики на киберпреступность. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. № 10-2 (37). С. 117-120. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11664.
- Приходько А. А., Керопян Г. Б. Потери банков от киберпреступности. StudNet, 2020. Т. 3. № 12. С. 212-217.
- Сладкова Н. М., Ильченко О. А., Степаненко А. А., Шапошников В. А. Особенности оценки компетенций по информационной безопасности государственных и муниципальных служащих. Вопросы государственного и муниципального управления, 2021. № 1. C. 122-149.
- Смирнов Г. Е., Макаренко С. И. Использование тестовых информационно-технических воздействий для превентивного аудита защищенности информационно-телекоммуникационных сетей. Экономика и качество систем связи, 2020. № 3 (17). C. 43-59.
- Филимонов С. А. Некоторые особенности борьбы с транснациональным компьютерным мошенничеством. Вопросы управления, 2014. № 5 (11). С. 236-243.
- Чепрасова Ю. В., Шмарион П. В. Основные направления противодействия киберпреступности. Вестник Воронежского института МВД России, 2020. № 3. С. 256-262.
- Hayashi H., Yukawa M., Tsuta D. Japan: Cybersecurity Laws and Regulations. In Cybersecurity: A practical cross-border insight into cybersecurity law. The International Comparative Legal Guides. UK: Global Legal Group. 2021. P. 120-128.