Киберпреступность: понятие, признаки и виды

Автор: Майоров М. А., Кузнецова Л. А.

Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: Т. 6, вып. 11, 2025 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается феномен киберпреступности как новой и стремительно развивающейся формы преступности, которая охватывает широкий спектр незаконных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий и интернета. Основная мысль работы заключается в том, что киберпреступность не только угрожает экономической безопасности и личной неприкосновенности граждан, но и становится серьезной проблемой на международной арене, требующей комплексного подхода к решению. Ключевыми идеями являются: 1. Рост количества киберпреступлений и их многообразие - авторы акцентируют внимание на том, что киберпреступность различается по своему содержанию и методам осуществления, включая как нарушения в компьютерных системах, так и преступления против личности (кибербуллинг, секстинг и др.); 2. Необходимость юридического определения и классификации - в статье отмечается, что на сегодняшний день отсутствует единое законодательное закрепление понятия «киберпреступность», что затрудняет правоприменение и создание эффективной системы противодействия. Проблема усугубляется тем, что традиционные определения преступлений не полностью охватывают разнообразие деяний, совершаемых с использованием ИКТ. В статье подчеркивается глубина и серьезность проблемы киберпреступности, а также необходимость изучения данного явления. Статья может быть полезна как для специалистов в области права и правоохранительных органов, так и для широкой аудитории, интересующейся вопросами безопасности в цифровом пространстве.

Еще

Киберпреступность, киберпреступление, информационные технологии, способы совершения киберпреступлений, виды киберпреступлений

Короткий адрес: https://sciup.org/14132737

IDR: 14132737

Текст статьи Киберпреступность: понятие, признаки и виды

Информационные технологии широко применяются во всех сферах экономической, коммуникационной и социальной деятельности современного общества. В последние годы в нашей стране сложилась устойчивая причинно-следственная связь между количественным разнообразием современных информационных технологий и качественными изменениями в структуре преступности. Повсеместное распространение и быстрое развитие таких технологий создает практически безграничные возможности для совершения преступлений совершенно новыми способами [6, с. 25]. Так, преступления могут быть совершены в формате онлайн, либо частично признаки состава традиционного преступления реализуются посредством дистанционных способов; наметилась двойная цифровизация: в отношении самой преступности и касательно самих преступников, приобретение ими цифрового опыта, знаний умений; усиливающееся разнообразие и множественность форм киберпреступлений [3, с. 117]. Каждый год сотни тысяч россиян становятся жертвами киберпреступников. С 2018 года, когда Генпрокуратура выделила киберпреступления в отдельную категорию в статистике, их число постоянно растет. Если в 2018 году было зафиксировано 175 тысяч случаев, то в 2023 году показатель вырос в 3,9 раз и достиг 677 тысяч. Каждое третье зарегистрированное преступление в стране сейчас совершается с помощью информационных технологий1.

Рост количества киберпреступлений связан с тем, что в современном обществе огромную роль играет интернет и практически вся информация хранится в электронном виде [7, с. 303].

Описание исследования

Киберпреступность — это «новый вид преступности, связанный с нарушением порядка экономической, информационной, коммуникационной деятельности, охватывающий большое количество преступных деяний» [5, с. 199].

Традиционно понятие «киберпреступность» используется в специальной юридической литературе применительно к совокупности преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий. Вместе с тем термин «киберпреступность» носит собирательный характер, так как лица, совершающие притупления, имея доступ к сети Интернет, совершают ряд противоправных деяний, посягающих на различные сферы общественных отношений (преступления в сфере экономической деятельности, в кредитно-финансовой сфере, преступления против личности, преступления против собственности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и др.). Киберпреступность не ограничивается исключительно составами о компьютерных преступлениях, а связывается с совокупностью деяний в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и с возможностями сети Интернет [5, с. 200].

Причиной популярности и стремительного роста киберпреступности как разновидности криминального бизнеса, прежде всего, является ее невероятная прибыльность, а сам процесс получения дохода, который может исчисляться астрономическими суммами, обычно не отождествляется с риском разоблачения и наказания в широком смысле. Поэтому сама киберпреступность наряду с экологией, коррупцией и наркотрафиком фактически стала серьезной проблемой геополитического масштаба. С каждым годом все больше внимания уделяется ее решению на национальном уровне и в рамках программ международного сотрудничества государственных правоохранительных органов [6, с. 25].

Так, Министерство иностранных дел Российской Федерации при содействии ряда других профильных ведомств подготовило вариант проекта Конвенции ООН «О сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности»2, классифицировав преступления и иные противоправные деяния в сфере информационно-коммуникационных технологий на 13 типов:

  • —    неправомерный доступ к информации в электронной форме;

  • —    неправомерный перехват;

  • —    неправомерное воздействие на информацию;

  • —    нарушение функционирования ИКТ;

  • —    создание,использование и распространение вредоносных программ;

— распространение спама;

  • —    незаконный оборот устройств;

  • —    хищение с использованием ИКТ;

  • —    преступления, связанные с распространением детской порнографии;

  • —    сбор информации в электронной форме путем введения пользователя в заблуждение;

  • —    преступления, связанные с охраняемой внутригосударственным правом информацией;

  • —    использование ИКТ для совершения деяний, признанных преступлениями в соответствии с международным правом;

  • —    нарушение авторских и смежных прав с использованием ИКТ.

Позиция, связанная с включением в понятие «киберпреступности» не только общественно опасных деяний в сфере компьютерной информации, но и деяний с использованием сети Интернет и посредством информационно-коммуникационных технологий, высказывается в современных научных работах большинством авторов [1; 3; 4; 6; 7].

Так, например, в широком значении киберпреступность понимается как «социальное явление, развивающееся в виртуальном пространстве как побочный продукт современной информационной цивилизации. В этом аспекте главная исследовательская задача состоит в том, чтобы проследить механизмы противоправного вмешательства в работу компьютерных программ и сетей и выявить факторы, способствующие снижению негативных последствий киберпреступлений» [5, с. 203]. В узком значении киберпреступность — это совокупность всех преступлений, связанных с использованием компьютеров, ИТ и сети Интернет.

В юридической доктрине преступления, совершаемые с использованием ИТ, понимаются по-разному, толкуются неоднозначно и воспринимаются различными дефинициями. Основной проблемой является то, что официальное закрепление получила только одна группа деяний, объединенная в гл. 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации».

Преступления в сфере компьютерной информации (также часто встречается термин «компьютерные преступления») — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, причиняющие вред или создающие опасность причинения вреда безопасности производства, хранения, использования либо распространения информации или информационных ресурсов.

К указанным преступлениям относятся: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ); создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационнотелекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ). Необходимо отметить, что во многих исследованиях указывают два вида преступлений: это преступления в сфере компьютерной информации в чистом виде, а также любые преступления, в которых используются информационные технологии в качестве средства их совершения, ответственность за которые закреплена в иных статьях уголовного закона.

Так, например, Указанием Генпрокуратуры России № 401/11, МВД России № 2 от 19 июня 2023 г. в Перечне № 25 предусмотрено достаточно большое количество признаков, позволяющих отнести то или иное деяние к киберпреступлениям. При этом лишь незначительное количество киберпреступлений относится к последним без дополнительных условий (п. «г» ч. 3 ст. 158, ст. 159.3, 159.6, п. «в», ч. 3 и п. «в», ч. 5 ст. 222, п. «в» ч. 3 и п. «в» ч. 5 ст. 222.1, п. «в» ч. 3 и п. «в» ч. 5 ст. 222.2, п. «д» ч. 2 ст. 230, п. «г» ч. 2 ст. 242.2, ст. 272, 273, 274, 274.1, 274.2 УК РФ)1. Во многих иных случаях киберпреступления выделяются в связи с наличием в конкретной статье УК РФ соответствующего квалифицирующего признака либо в силу способа совершения преступления. Из указанного Перечня следует, что способы совершения киберпреступлений могут быть весьма многообразными: начиная с использования сети Интернет (ресурсов глобальной сети) или сети Даркнет и заканчивая использованием технологий Дипфэйк (методика синтеза аудио- или визуальной

Майоров М. А., Кузнецова Л. А.

Киберпреступность: понятие, признаки и виды информации, основанная на искусственном интеллекте, целью которой является создание сравнимой с оригиналом копии аудио-или видеоизображения) или информационной инфраструктуры стран-участников СНГ (или придание такого вида), под которой в том числе понимаются серверы стран-участников СНГ (услуги хостинг-провайдеров, интернет-провайдеров, почтовых серверов), доменные зоны, телефонные сети и т. д. [2, с. 141].

Данные преступления характеризуются анонимностью, максимальной скрытностью преступника. Как известно, в информационном пространстве довольно тяжело вычислить лицо, которое совершило противоправное деяние. Но сложность вычисления и формирование своеобразной «подушки безопасности» для преступника обеспечивают специальные средства и программы (анонимайзеры, использование интернет-кафе и т. д.) Данные преступления отличаются своей мобильностью, т. е. можно совершить преступление из любой точки земного шара, понадобиться только компьютер и интернет. Стоит отметить, что преступник и жертва также могут находиться в абсолютно разных странах мира и их может разделять огромное расстояние. Нестандартность киберпреступления также выступает отличительной чертой данного вида преступлений. Довольно сложно, а порой и невозможно предугадать дальнейшие действия киберпреступника и развитие событий [4, с. 155].

В настоящее время не имеется единой классификации киберпреступлений, в то время как авторы выделяют множество и разнообразие их видов. Классификация киберпреступлений может вестись по следующим критериям: 1) преступления, которые направлены против компьютерных систем и баз данных; 2) преступления, связанные с получением экономической выгоды; 3) преступления против свобод и неприкосновенности личности; 4) преступ ления, связанные с содержанием контента и нарушением авторских прав [1, с. 424].

Данные противоправные деяния направлены практически на все сферы общественной жизни. Разновидность и масштабы данного вида преступлений постоянно расширяются:

  • —    преступления, которые направлены против компьютерных систем и баз данных — это и хакерские атаки, заражение интернет вирусами и вредоносными программами и т. д.;

  • —    преступления, связанные с получением экономической выгоды, например, фишинг — самый распространенный вид мошенничества в интернете, где главная цель — завладеть логином и паролем виртуальной учетной записи пользователя, и как следствие воспользоваться его личными данными в преступных целях (данные банковских карт, электронные кошельки, «очень личная информация» с перспективой вымогательства и т. д.);

  • —    преступления против свобод и неприкосновенности личности. К данным противоправным кибердеяниям можно отнести кибербуллинг, интернет грумминг и сек-стинг. Основные жертвы данных преступлений — это несовершеннолетние;

  • —    преступления, связанные с содержание контента и нарушением авторских противоправных деяний прав, например распространение порнографии и незаконное распространение фильмов, музыки т. д.;

  • —    киберртерроризм — преступные действия, направленные на дезорганизацию действия, электронной, информационной системы общества, в следствие которых может мыть причинён большой вред человеку, обществу и государству. Основная особенность данного вида киберпреступления — его масштабность [4, с. 156–158].

Заключение

Таким образом, киберпреступность в криминологическом понимании можно охарактеризовать как совокупность преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий и средств связи, изучаемых на определенной территории и в определенный период времени. Предлагаемое понятие не претендует на введение в научный оборот, но вполне приемлемо для использования в рамках учебного процесса при освоении курса «Криминология».

В доктрине же продолжается полемика относительно данного понятия среди ученых. На законодательном уровне отсутствует закрепление данного термина, несмотря на широкое его использование в правоприменительной практике.

Необходимо отметить, что большая часть рассматриваемых нами преступлений, обладает характерными признаками и носит: 1) трансграничный характер деяний;

  • 2)    дистанционный характер (отсутствие физического взаимодействия с жертвой, воздействие лишь посредством ИТ, в связи с чем число потерпевших может быть неограниченным и находиться в любой точке мира). Развитие новых технологий вносит свои коррективы и возможности в преступную среду, «расширяя» их возможности в совершении противоправных деяний, тем самым порождая новые виды киберпреступлений.

Статья