Кино как феномен визуальной коммуникации: от семиотики к философии восприятия
Автор: Волков А.В.
Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (30), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу киноискусства как феномена визуальной коммуникации. Автор исходит из ключевой для семиотической парадигмы посылки о том, что кино является коммуникативной системой, построенной на основе определенного кода. Рассматривая семиотическую трактовку коммуникации, автор уделяет особое внимание тем трудностям, которые препятствуют превращению семиотики в универсальный инструмент для изучения визуальных феноменов и кино в частности. Данные трудности связаны прежде всего с недостаточным вниманием семиотики к проблеме восприятия. Обращение к кинотеории показывает, что кино заключает в себе возможности для экспликации феноменологической трактовки восприятия как смыслосозидающей, конституирующей деятельности. Отмечено, что в структуру киноизображения входит целый ряд элементов, предполагающих творческое участие со стороны зрителя. Такими элементами оказываются: рамка, пространственная глубина кадра, кинематографическое значение и время. В этой связи зримому на экране соответствует не только то, что сознательно внес в него автор, но также и то, что внес в него зритель в своем с ним диалоге, а сама коммуникация оказывается сложным взаимоотношением, по крайней мере, двух текстов - готового и создаваемого, реагирующего текста.
Кино, визуальное, коммуникация, семиотика, восприятие, феноменология, знак, смысл
Короткий адрес: https://sciup.org/147243459
IDR: 147243459
Список литературы Кино как феномен визуальной коммуникации: от семиотики к философии восприятия
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1972. 392с.
- Арнхейм Р. Кино как искусство. М.: Изд. Иностр. Лит., 1960. 206с.
- Балаш. Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968. 365с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616с.
- Барт Р. Третий смысл // Строение фильма. М.: Радуга, 1984. С. 176-188.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704с.
- Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и Деконструкция. СПб.: Б. С. К., 1999. С. 202-242.
- Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин.: Ээсти Раамат, 1973. 138с.
- Метц К. Проблемы денотации в художественном фильме // Строение фильма. М.: Радуга, 1984. С. 102-133.
- Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма // Строение фильма. М.: Радуга, 1984. С. 33- 44.
- Уорт С. Разработка семиотики кино // Строение фильма. М.: Радуга, 1984. С. 134-175.
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства: Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М: Мир, 1972. С. 136-163.
- Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6-х томах. Т. 3. М.: Искусство, 1964. 671с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432с.
- Ямпольский М. Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М: Культура, 1993. – 464с.