Кинотеатры Челябинска во время Великой Отечественной войны: пространство пропаганды и "доступного развлечения"

Автор: Волков Евгений Владимирович, Сапронов Максим Викторович

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Российская повседневность

Статья в выпуске: 68, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка реконструкции особенностей функционирования кинотеатров тылового уральского города Челябинска в период Великой Отечественной войны с точки зрения концепта «социального пространства» французского философа и социолога Анри Лефевра (1901 - 1991). Согласно данной концепции, социальное пространство применительно к кинотеатру включает три уровня. Во-первых, это «репрезентация пространства»: набор официально зафиксированных норм, которые власть и специалисты в области киносети «навязывают» потребителям с позиций собственного представления о наиболее эффективном его устройстве и функционировании (архитектурный облик и интерьеры кинотеатра, репертуар, агитационная работа и т.п.). Во-вторых, это «пространственные практики» - функционирование кинотеатра в реальных условиях посредством деятельности его персонала, позиции которого в отношении наилучшей организации кинопросмотра могли существенно расходиться с официальной версией. В-третьих, «пространство репрезентаций» - это «взгляд снизу», то есть восприятие («переживание») практики «похода в кино» самими зрителями. Исходя из такого представление о кинотеатре, авторы статьи на основе анализа репертуара и специфики работы кинотеатров Челябинска военного времени, управленческой деятельности партийных и государственных учреждений, ведающих кинопрокатом и киносетью, сделали следующие выводы. Кинотеатры военного времени продолжали играть преимущественно роль центров досуга и развлечений, но при этом широко использовались властями как агитационная площадка для мобилизационной пропаганды среди населения. В этот трудный военный период советские кинозрители посредством знакомства с американской и британской кинопродукцией («фильмы союзников») открыли для себя на экране новый мир и приобрели новый жизненный опыт.

Еще

Великая отечественная война, кинематограф, кинопрокат, киносеть, кинотеатр, кинозритель, социальное пространство, досуг, идеологическое воспитание, повседневность, урал, челябинск

Короткий адрес: https://sciup.org/149136547

IDR: 149136547

Список литературы Кинотеатры Челябинска во время Великой Отечественной войны: пространство пропаганды и "доступного развлечения"

  • Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. Москва, 1977.
  • Kenez P. Soviet Cinema in the Age of Stalin // Stalinism and Soviet Cinema. London; New York, 1993. P. 54–68; Turovskaya M. The 1930s and 1940s: Cinema in Context // Stalinism and Soviet Cinema. London; New York, 1993. P. 34–53.
  • Пережить войну: Киноиндустрия в СССР, 1939 – 1949 годы. Москва, 2018; Фомин В.И, Гращенкова И.Н., Зиборова О.П., Косинова М.И. История российской кинематографии (1941 – 1968 гг.): Управление, общественные организации, репертуарная политика, кинопроизводство, кинофикация, кинопрокат, кинотехника, зарубежные связи, подготовка кадров. Москва, 2019; Храмкова Е.Л. Отечественная историография истории кино 1941 – 1945 годов на рубеже XX – XXI веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 78. С. 123–130; Галкин А.В. О работе киносети Чувашии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 35–39; Заводчиков В.В. Становление Куйбышевской студии кинохроники и ее деятельность накануне Великой Отечественной войны // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-2. С. 431–438; Косинова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 147–155.
  • Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996; Кириллова Н.Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. Екатеринбург, 2013; Ряпусова Д.Н. По сценарию великой мечты: Киноиндустрия Урала в 1941 – 1953 гг. Екатеринбург, 2017; Ряпусова Д.Н. Киноиндустрия «Большого Урала» в годы Великой Отечественной войны // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2010. № 28 (204). С. 58–64.
  • Ряпусова Д.Н. «На вечернем сеансе в небольшом городке…»: Кино в контексте Великой Отечественной войны по воспоминаниям и письмам уральцев // Вестник Пермского университета. История. 2015. № 3 (30). С. 99–109; Ряпусова Д.Н. По сценарию великой мечты: Киноиндустрия Урала в 1941 – 1953 гг. Екатеринбург, 2017. С. 43–58.
  • Лефевр А. Производство пространства. Москва, 2015. С. 51, 52.
  • Объединенный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 130.
  • Там же. Л. 61.
  • ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 7. Д. 115. Л. 19, 30.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 37. Л. 26; Конышева Е.В. Кинотеатр им. А.С. Пушкина // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001. С. 374, 375.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 61, 120.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 6, 190; Д. 49. Л. 247.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 49. Л. 247.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 68–69; Д. 55. Л. 1–3; Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996. С. 235.
  • ОГАЧО. Ф. Р-804. Оп. 7. Д. 115. Л. 19–22.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 54. Л. 1.
  • Там же. Л. 10.
  • Челябинский рабочий. 1944. 27 дек.
  • Беляев П. С честью выполним план городского строительства // Челябинский рабочий. 1945. 2 февр.; Челябинский рабочий. 1945. 23 февр.; Челябинский рабочий. 1945. 10 марта.
  • ОГАЧО. Ф. П-92. Оп. 13. Д. 51. Л. 61.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 196.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 132, 199; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп.1. Д. 49. Л. 274.
  • ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 8. Д. 264. Л. 13.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 131.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 54. Л. 8об.–9.
  • Сванидзе А. Мое военное отрочество: Челябинск // История людей на Южном Урале: Альманах. Вып. 7. Челябинск, 2007. С. 56; ОГАЧО. Ф. Р-989. Оп.1. Д. 179. Л. 1–3, 44; Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996. С. 237.
  • ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 3. Д. 611. Л. 6–7.
  • Челябинский рабочий. 1945. 27 марта.
  • Багрецова Н. Челябинск, сороковые // История людей на Южном Урале: Альманах. Вып. 1. Челябинск, 2005. С. 263.
  • ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 243. Л. 58–59, 68.
  • Челябинский рабочий. 1944. 6 февр.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 23а. Л. 73; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л.197; ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 223. Л. 1, 8, 23, 42.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 39. Л. 11–13; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 46. Л. 1–2.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 131, 197.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 196.
  • Челябинский рабочий. 1944. 21 апр.; Челябинский рабочий. 1945. 6 марта.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 131.
  • ОГАЧО. Ф. П-92. Оп. 5. Д. 48. Л. 1–33.
  • Сперанский А.В. В горниле испытаний: Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996. С. 243.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 198.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 23а. Л. 12; ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп 1. Д. 34. Л. 198.
  • ОГАЧО. Ф. Р-1600. Оп. 1. Д. 34. Л. 198.
Еще
Статья научная