Киргизская степь в путевых записках и очерках М. М. Пришвина: имагология и поэтика

Автор: Худенко Елена Анатольевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.15, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются сквозные образы и сюжеты, связанные с топографией киргизской степи (ныне Северо-Восточный Казахстан) в творчестве М. М. Пришвина. Эмпирической базой послужили три ранних текста - сибирский дневник «Путешествие из Павлодара в Каркаралинск», очерки «Адам и Ева» и «Черный араб». Маргинальность пришвинских текстов, в которых писатель-путешественник пересекает не только границу между Европой и Азией, но и пребывает одновременно в пространстве «своего» и «чужого», позволила реконструировать специфику ландшафтного сознания киргизов и русских переселенцев. Методологической особенностью изучения этих произведений наряду с исследованием поэтики образов степи, персонажей-казахов, местных легенд и кочующих сюжетов явилось описание их имагологической составляющей, порожденной социально-историческими, политическими, этническими процессами начала ХХ века, о которых писатель рассуждает в своих книгах. В путевых записях (дневнике) формируется общая стратегия повествования, движущегося от документально-очерковой основы к поэтическому насыщению образами. Очерк «Адам и Ева» рассматривает проблему русских переселенцев, показывает несовместимость оседлого и кочевого образов жизни как двух типов национального поведения. Двоящийся образ степи - степь голодная, солончаковая и степь богатая, обжитая - задает параметры социального поведения богатых и бедных в очерке «Черный араб». На его материале исследованы приметы степи как рая. Таким образом, азиатский мир осмыслен Пришвиным через специфику ландшафтного сознания, что позволило реконструировать черты национального мышления в целом.

Еще

Путевые записки, очерк, м. м. пришвин, имагология, степь, переселенцы

Короткий адрес: https://sciup.org/14749013

IDR: 14749013   |   DOI: 10.15393/j9.art.2017.4322

Список литературы Киргизская степь в путевых записках и очерках М. М. Пришвина: имагология и поэтика

  • Борисова Н. В. Художественное бытие мифа в творческом наследии М. М. Пришвина: автореф. дис. … д-ра филол. наук. -Елец, 2002. -32 с.
  • Дворцова Н. П. Между Европой и Азией: Сибирское путешествие Михаила Пришвина//Город как культурное пространство: материалы региональной культурной конференции. -Тюмень: ИПЦ Экспресс, 2003. -С. 8-18.
  • Лишова Н. И. Путешествие-странствие в повести М. М. Пришвина «Черный араб»//Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. -2013. -№ 6. -С. 81-85.
  • Ольховская Ю. И. Очерк в системе жанровых категорий пришвинской прозы//Актуальные проблемы высшей школы: материалы научно-практической конференции. -Куйбышев: КГПИ, 2004. -С. 94-96.
  • Рыбаченко Н. В. Жанровые особенности ранних очерков М. Пришвина: автореф. дис. … канд. филол. наук. -Одесса, 1984. -16 с.
  • Страхов И. И. Автобиографизм топонимического пространства в художественных текстах М. М. Пришвина: дис. … канд. филол. наук. -Воронеж, 2015. -240 с.
  • Трыков В. П. Имагология и имагопоэтика//Знание. Понимание. Умение. -2015. -№ 3. -С. 120-129.
  • Холодова З. Я. Дневник как творческая лаборатория: М. Пришвин в работе над очерком-поэмой «Черный араб»//Михаил Пришвин и ХХI век: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения писателя. -Елец: ЕГУ им. И. А Бунина, 2013. -С. 44-53.
  • Худенко Е. А. Путешествие М. Пришвина в Азию (анализ фрагментов из раннего дневника)//Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции: материалы второй международной научно-практической конференции. -Барнаул: АлтГПА, 2013. -С. 124-130.
Еще
Статья научная