Китайская мечта как идеологическая концепция новой эпохи развития КНР

Автор: Лань Юй

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 4, 2022 года.

Бесплатный доступ

Процесс интеграции общественных интересов в Китае постепенно стал происходить преимущественно на основе авторитарной модели политического управления с активным использованием идеологических инструментов. По мнению исследователей, несостоятельность идеологии государства ведет к социальному беспорядку и распаду страны, как это случилось с СССР. Чтобы побороть влияние идеологии «универсальных ценностей» внутри Китая, эксперты предлагают создавать «общие ценности» в целях интеграции прогрессивных устремлений подавляющего большинства членов китайского общества. Примером может служить политическая концепция «китайской мечты». Коммунистическая партия Китая и научные круги общества Поднебесной тесно связали ее с теоретической системой социализма с китайской спецификой, имеющей цель объединения нации, с одной стороны, и демонстрации своей модели модернизации общества иным странам как перспективного образца преобразований - с другой. «Китайская мечта» позволяет стремиться к единству при сохранении индивидуальности, вести борьбу с «историческим нигилизмом» в целях защиты легитимности правления КПК.

Еще

Кпк, кнр, модернизация, идеология, китайская мечта

Короткий адрес: https://sciup.org/149139871

IDR: 149139871

Текст научной статьи Китайская мечта как идеологическая концепция новой эпохи развития КНР

29 ноября 2012 г. генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин обозначил цели развития Поднебесной в ближайшей и долгосрочной перспективе: «Великое возрождение великого китайского народа – главная мечта китайцев, ее мы называем китайской мечтой»1.

17 марта 2013 года в Доме народных представителей в Пекине завершилась первая сессия 12-го Всекитайского собрания народных представителей. Новоизбранный председатель КНР Си Цзиньпин в своем коротком выступлении (около двух с половиной минут, 3 100 слов) девять раз упомянул «китайскую мечту» и 11 – социализм. Он официально с уверенностью представил свои идеи о достижении Китаем всеобщего процветания и подчеркнул важность роли руководства КПК в этом, сказав о том, что достижение желаемого возможно лишь в ходе построения «социализма с китайской спецификой».

Фундаментальная национальная идея Китая о великодержавности («китайская мечта») сохраняется и в общественной мысли, поддерживаемая разного рода социологическими публикациями (Казаков, 2020), суть которых сводится к следующему. Китай имеет очень длинную историю, на протяжении которой было немало достижений и тяжелых испытаний. Подобный историко-культурный набор способствует сплочению нации, позволяет использовать память народа во благо развития современного Китая и даёт возможность сформулировать общую национальную идею, которая в результате максимально объединит китайскую нацию.

Китайская Народная Республика пытается создать свою собственную политическую философию, постоянно исследуя оригинальные пути модернизации общества, оперативно реагируя на возникающие социальные вызовы и угрозы, обеспечивая при этом стабильное развитие страны (Юрченко, 1997).

Любая государственная политическая система имеет свои собственные цели, их формулировка обусловлена представлениями людей о будущем страны, стремлением к определенному устройству повседневной жизни и установлению приоритета ценностей, сообразующихся с программой политического объединения. КПК, партия ленинизма, придает большое значение идеологической работе, рассматривая ее как основной инструмент для достижения политических целей, демонстрации легитимности власти и разъяснения гражданам курса развития страны. Эта позиция была четко обозначена на XVII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая: «Мы должны твердо усвоить важность идеологической работы, придерживаться выбранной ориентации, повышать доверие населения к ней и укреплять господствующее идеологическое общественное мнение»1.

В теории социализма с китайской спецификой, основывающейся на марксизме, термин «идеология» не имеет негативной оценочной окраски. Официальная идеология в КНР – развитая система взглядов на национальные цели, приоритеты и способы укрепления Китая. Несмотря на высокий уровень политического доверия и общую поддержку населением правительства, возглавляемого КПК, в последние годы обсуждение кризиса легитимности в академических кругах и политической элите Китая было очень активным. Это было связано преимущественно с опасениями по поводу снижения темпов экономического роста страны и возможной стагнации.

В 1970-х и начале 1980-х годов Дэн Сяопин выдвинул концепцию достижения «умеренно зажиточного общества» при реализации проекта модернизационного развития Китая (Дэн Сяопин, 1994). Была обозначена стратегическая и политическая цель – «построить всесторонне благополучное общество». Утверждение ее было призвано укрепить политическую идентификацию народа с приверженностью социализму с китайской спецификой (Жэнь Чуньсяо, Чжэн Чжоу, 2007).

После реформ и объявления стратегии открытости в конце 1970-х годов китайские ученые в основном объясняли процесс модернизации Китая экономическими дивидендами, институциональными изменениями2. Однако быстрое и стремительное развитие экономики страны породило серьезные общественные проблемы, такие как социальная несправедливость и деградация окружающей среды. Кроме того, в политическом процессе постоянно обнаруживаются недостатки теоретической адекватности, вызвавшие кризис идентичности, который, по мнению КПК, представляет угрозу легитимности режима.

В то же время с усилением процессов глобализации правящие элиты беспокоит влияние других цивилизаций на устойчивость идеологических убеждений китайского народа. Для молодого поколения, не имеющего личного отношения к революционной истории КПК, характерно убеждение, что либерализм европейских стран и США может принести людям больше счастья, чем социализм. В ответ на эту ситуацию в последние годы КПК уделяет все больше внимания политической мобилизации.

В развитии современной экономики Китай добился больших успехов. Она характеризуется относительно завершенной современной экономической системой, ее значительным научно-техническим потенциалом и постоянным повышением уровня жизни людей. Однако экономика Китая все еще находится в переходном периоде от трудоемкой к технологичной, производительность труда на душу населения недостаточно высока, а доход граждан в относительном выражении достиг лишь среднего мирового уровня. Поэтому работа по развитию современной экономики еще не завершена, требуются значительные усилия для интенсификации этого процесса. В то же время проблема построения современного общества, отвечающего требованиям общемировых тенденций, становится все более актуальной, накапливаются различные социальные противоречия. Китай находится в критическом периоде, когда необходимо продолжать процесс поступательного экономического развития и в то же время нельзя оставлять без внимания большое количество социальных проблем (Шэнь Гуйпин, 2019).

Таким образом, указанная политическая мобилизация должна основываться на существующем историко-культурном контексте с учетом происходящих социальных и политических изменений в стране.

А.В. Ломанов отметил, что примечательной особенностью нового подхода к идейным течениям китайского общества выступает их анализ с точки зрения «безопасности идеологического мейнстрима» (Ломанов, 2019). Опираясь на теорию легитимности Дэвида Битэма, он утверждает, что рамки политического дискурса укрепляют легитимность режима, воздействуя на представления людей об управлении политической элитой. Официальная идеология Китая находится в постоянном цикле обратной связи, в результате чего власти своевременно реагируют на общественное мнение и направляют его, распространяя дискурсивную основу для ряда социальных проблем, вызванных стремительным экономическим ростом. Кроме того, ученый утверждает, что официальный идеологический дискурс Китая определяет интерпретацию конкретных политических решений и событий в стране.

По мнению Битэма, воля народа имеет решающее значение для легитимности режима, поскольку он обеспечивает нормативную основу существования власти (Beetham, 1991).

Государство как система учреждений, обладающая верховной властью в стране, осуществляет управление населением, проживающим на его территории. Для эффективности действий оно должно иметь объективные знания об управляемом обществе, владеть способами и механизмами организации этого процесса, иметь рычаги воздействия и алгоритм контроля.

Дэн Сяопин указывал, что легитимность политической власти достигается не за счет отказа от фундамента социалистической идеологии – наоборот, единая национальная идея является не только условием выживания и развития, но и важным политическим фундаментом для достижения легитимности правительственных решений (Дэн Сяопин, 1994). Поэтому экономическое строительство государства должно придерживаться ряда основных принципов. В первую очередь, речь идет о партийном принципе идеологической работы в новую эпоху. Идеология современного Китая была сформулирована в процессе политического развития государства, она отражает главные сущностные закономерности дальнейшего пути его общественного совершенствования. Официальная идеология должна обладать такой силой, чтобы стать основой консолидации, обеспечения национального единства народов Китая. Поэтому политический дискурс должен касаться сферы национального менталитета, отражать его культурную и историческую составляющие, учитывать представления народа об основных этапах формирования государства в его современном состоянии и месте в мировом сообществе.

Китайская Народная Республика является многонациональным государством. На территории КНР проживает 56 этносов. В последнее время китайские академические круги задаются вопросом о том, что входит в содержание термина «китайская нация». Большинство ученых сходятся во мнении, что китайская нация – это общее название всех этнических групп, проживающих на территории Поднебесной. В.Ю. Зорин отметил, что понимание нации как гражданского, политического сообщества не противоречит этнической трактовке данного термина. Напротив, такая позиция снимает все проблемные вопросы по отношению к соотечественникам, проживающим за границей (Зорин, Абрамов, 2018).

Китайская мечта превратилась в полноценный политический лозунг и социально-политический курс в 2022 г. Если подробно рассмотреть содержание данной концепции, то можно обнаружить в ней четкие отсылки к духовному наследию Китая.

Следует отметить, что официальные лица неоднократно указывали на то, что китайская мечта может приобрести общемировые черты и стать стремлением всего человечества. Реализация инициативы «Один пояс, один путь» привела к политико-социальным контактам разных этносов и культур, но в силу историко-культурных факторов пока не принесла значимых результатов.

Китайское руководство тонко уловило данный запрос современного мирового сознания, предложив концепцию создания «сообщества единой судьбы человечества». Впервые этот термин был введен в оборот в докладе председателя Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК в 2012 году и касался китайцев, проживающих за пределами материкового Китая – на о. Тайвань: «Наши соотечественники по обе стороны Тайваньского пролива принадлежат к китайской нации и являются сообществом единой судьбы»1.

8 июня 2013 года Си Цзиньпин сказал президенту США Бараку Обаме в Соединенных Штатах, что китайская мечта – это процветание страны, омоложение нации и счастье народа. Это также стремление к взаимовыгодным контактам, развитию, миру, что близко людям всех стран. Си Цзиньпин подчеркнул, что за последние восемь лет 140 стран подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем с целью совместного строительства проекта «Один пояс и один путь», и желающих присоединиться к ним становится все больше2.

Значимость идеологии для реализации как отдельно взятого социально-политического проекта, так и общества в целом обусловлена тем, какие функции она выполняет (Пастухов, 2018). Одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны становится уже не столько экономическая или даже управленческая составляющая, сколько углубление общественной идентичности, поддержание устойчивой системы ценностей, эффективно мотивирующей граждан данного государства к достижению успеха в глобальной конкуренции. Чтобы максимально мобилизовать многоэтническое, многоконфессиональное общество для участия в острой глобальной конкуренции, необходима национальная идеология, способная объединить разрозненные социальные группы в одно сообщество. Для реализации «китайской мечты» необходимо придерживаться ряда требований: использовать в качестве направляющей основы теорию общественного устройства по типу социализма с китайской спецификой, учитывать традиционные философские практики для построения актуальных идеологических и ценностных конструктов в современном Китае, стойко преодолевать возникающие сложности внешнего и внутреннего характера, препятствующие достижению «китайской мечты».

Соответственно, можно сделать вывод о сути идеологической концепции «китайской мечты». Цель ее – содействовать консолидации общества, достижению национального единства народа Китая, способствовать эффективному сотрудничеству между разными государствами в сфере политики и экономики. Идеологическая концепция «китайской мечты», а также идеи «сообщества единой судьбы человечества» выступают сегодня в качестве инструментов политической мобилизации правящей партии Поднебесной.

Список литературы Китайская мечта как идеологическая концепция новой эпохи развития КНР

  • 邓小平文选》第二卷 人民出版社1994年版 第 173页=Дэн Сяопин. Избранные произведения. Т. 2. Пекин, 1994. 173 с. (на кит. яз.).
  • Beetham D. The Legitimation of Power. Basingstoke, 1991. 267 р.
  • Зорин В.Ю., Абрамов А.В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 1. С. 1-6. DOI: 10.18384/2224-0209-2018-1-861
  • Казаков М.С. Роль "китайской мечты" в долгосрочной стратегии развития КНР // Polish Journal of Science. 2020. № 232 (23). С. 62-65.
  • Ломанов А.В. Трансформация общественных идейных течений в современном Китае // Россия и АТР. 2019. № 3 (105). С. 34-51.
  • DOI: 10.24411/1026-8804-2019-10036
  • Пастухов Т.Ю. Государственная идеология или государство идеологии: к постановке вопроса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 2. С. 252-258. DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-252-258
  • Юрченко М.В. Феномен политической идеологии. Краснодар, 1997. 162 с.
  • 任春晓 郑洲.论邓小平对当代政治文化的重塑.《南昌大学学报》2007 (3). 46-52 = Жэнь Чуньсяо, Чжэн Чжоу. О перестройке современной политической культуры Дэн Сяопином // Журнал Наньчанского университета. 2007. № 3. С. 46-52 (на кит. яз.).
  • 沈桂萍.改革开放以来关于中国民族政策价值目标的理论争鸣.《河北省社会主义学院学报》2019年第1期17-22 =Шэнь Гуйпин. Теоретические дебаты о ценностных целях этнической политики Китая после реформ и открытости //Журнал Хэбэйского института социализма. 2019. № 1. С. 17-22 (на кит. яз.).
Еще
Статья научная