Классификация вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве России: вопросы теории и практики

Автор: Шайдуллина Эльвира Дамировна, Моругина Надежда Анатольевна

Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd

Рубрика: Уголовный процесс, ОРД и криминалистика

Статья в выпуске: 3 (41) т.11, 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение: в статье исследуется классификация вещественных доказательств, анализируется ее актуальность для правоприменительной практики. Так, авторами статьи определено, что, согласно материалам следственной и судебной практики, вещественные доказательства встречаются практически в каждом уголовном деле. Однако неправильное получение и обращение с такого вида доказательствами зачастую может привести к ситуации, когда вещественные доказательства будут признаны недопустимыми по уголовному делу или безвозвратно утраченными. Это обусловило актуальность проведенного исследования, результаты которого приведены в настоящей статье. Материалы и методы: основой для написания статьи явились действующие нормативные правовые акты, анализ мнений ученых-процессуалистов по рассматриваемой тематике, материалы уголовных дел. В процессе исследования использованы общенаучные и частнонаучные методы познания, среди которых можно выделить диалектический, а также методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Результаты исследования: в результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что значение квалификации доказательств важно не только с точки зрения использования вещественных доказательств в доказывании по уголовному делу, но и с точки зрения проверки и оценки доказательств, а их процессуальная форма обеспечивает необходимый уровень истинности содержащихся в них сведений. Определено, что электронные носители информации также стали разновидностью вещественных доказательств по уголовным делам в правоприменительной практике. Обсуждение и заключения: в результате исследования авторы предложили рекомендации по применению существующих классификаций вещественных доказательств правоприменителем, а также разработали (с учетом потребностей судебно-следственной практики) предложения по оптимизации видов вещественных доказательств в виде дополнения части первой статьи 81 новым подпунктом 2.2, закрепляющим электронные носители информации в качестве вещественных доказательств.

Еще

Вещественные доказательства, классификация доказательств, доказывание, электронные носители информации

Короткий адрес: https://sciup.org/142225409

IDR: 142225409   |   DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.020

Текст научной статьи Классификация вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве России: вопросы теории и практики

Основным средством доказывания по уголовным делам выступают доказательства. Статья 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)1 закрепляет, что доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых уполномоченные должностные лица и государственные органы устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Одно из главных мест в системе доказательств занимают вещественные доказательства.

Они являются многогранной юридической категорией и, исходя из этого, могут быть классифицированы по различным основаниям. Типологии вещественных доказательств представлены в науке уголовного процесса с целью определения основных признаков той или иной их разновидности и на основе этого выработки практических рекомендаций по обращению с отдельными их видами. Различные типологии отражают разные свойства вещественных доказательств. Значение же классификации доказательств важно с точки зрения их использования в процессе доказывания по уголовному делу. Данное обстоятельство побудило научный интерес авторов в проведении исследования классификации вещественных доказательств.

Обзор литературы

К вещественным доказательствам применимы также общие основания классификации всех видов доказательств в целом. Систематизация доказательств всех видов по какому-либо критерию имеет большое значение для деятельности субъектов доказывания в части собирания, проверки, использования и оценки вещественных доказательств.

Так, например, широко известным в теории уголовного процесса является деление доказательств – в зависимости от их отношения к предмету доказывания – на прямые и косвенные.

Прямое вещественное доказательство – это доказательство, содержание которого дает возможность достоверно определить наличие или отсутствие искомого обстоятельства. Косвенные вещественные доказательства, в свою очередь, не непосредственно устанавливают такие обстоятельства, а только указывают на них. К косвенным вещественным доказательствам, например, могут относиться средства и орудия, с помощью которых лицо могло совершить преступление, денежные средства и ценности, которые, возможно, были добыты преступным путем. Значение представленной классификации для практической деятельности заключается в особенностях доказывания при наличии конкретного вида вещественных доказательств. Например, при наличии в материалах уголовного дела вещественных доказательств косвенного характера процесс доказывания приобретает сложный, многоступенчатый характер, огромное значение в котором имеет логический аспект доказывания.

Так, например, найденные в ходе обыска пустые полимерные пакеты по уголовному делу, воз- бужденному по признакам преступления, предусмотренного статьей 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)1, с остатками наркотических веществ или без них должны быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, так как косвенно будут указывать на виновность лица в незаконном сбыте наркотических средств.

Ряд ученых-процессуалистов считают, что вещественные доказательства не могут быть прямыми, а являются лишь косвенными доказательствами по уголовному делу. Так, Р.Д. Рахунов выражает уверенность, что прямое доказательство – это доказательство, непосредственно удостоверяющее или опровергающее виновность лица, а любое вещественное доказательство не может обеспечить это. Именно поэтому, по мнению автора, вещественные доказательства могут быть только косвенными [1, с. 93; 2, с. 217].

В свою очередь, Р.С. Белкин, А.И. Винберг, В.Я. Дорохов и Л.М. Карнеева признают, что в подавляющем большинстве случаев вещественные доказательства являются косвенными, потому что не указывают прямо на наличие или отсутствие того или иного факта. Однако также отмечают, что вещественные доказательства в ряде случаев могут быть прямыми [2, с. 367]. Например, найденное в ходе обыска наркотическое средство по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ, будет признано вещественным доказательством по уголовному делу и будет прямо указывать на виновность лица в незаконном хранении наркотических средств. Таким образом, по нашему мнению, вещественные доказательства по уголовным делам могут быть как прямыми, так и косвенными.

Следующая общеизвестная в науке уголовного процесса классификация предусматривает деление доказательств в зависимости от источника формирования на первичные и производные. В отношении вещественных доказательств к первичным относятся предметы, которые являются первоисточниками. Например, орудие преступления, документ, подтверждающий факт фальсификации обстоятельств и т.д. К производным вещественным доказательствам относятся различные модели первичных доказательств – слепок следа обуви, копия документа. В рамках рассматриваемой классификации С.А. Зайцевой и Н.А. Поповой были выделены следующие виды производных вещественных доказательств:

  • 1)    копии вещественных доказательств (оттиски, слепки, фотографии и т.д.);

  • 2)    предметы-аналоги (когда предмет-оригинал не обнаружен – орудие убийства, например);

  • 3)    образцы для сравнительного исследования (экспериментальный отстрел пуль) [3, с. 87].

Значение приведенной классификации вещественных доказательств для процесса предварительного расследования достаточно полно представила Л.М. Карнеева, утверждавшая, что такая классификация определяет характер связи между устанавливаемым фактом и источником получения информации о нем, что обусловливает необходимость оценивать сначала сам источник, а уже затем – полученную из него информацию [4, с. 112 – 113]. Лицам, осуществляющим предварительное расследование, для использования в процессе доказывания производного вещественного доказательства необходимо удостовериться, что производное доказательство адекватно воспроизводит оригинал, не искажает передачу первичных сведений.

Дознаватель, следователь, собирая вещественные доказательства по уголовному делу, должен оценивать их с точки зрения принадлежности к тому или иному виду и понимать, какие доказательства могут быть использованы в доказывании определенного факта единолично, а какие только через призму других доказательств, на основе сформированных промежуточных выводов.

Приведенные нами выше классификации являются общими для всех видов доказательств в уголовном процессе. Однако учеными-процессуалистами были разработаны и специфичные основания для классификации непосредственно вещественных доказательств.

Самое широкое распространение в науке уголовного процесса получила классическая классификация вещественных доказательств, выработанная в соответствии со статьей 81 УПК РФ, согласно которой О.В. Гладышева и В.А. Семен-цов [5, с. 136] разделили вещественные доказательства в зависимости от форм связи предмета с событием совершенного преступления и выделили следующие их виды:

  • 1)    предметы, которые служили средствами совершения преступления или сохранили на себе следы преступления;

  • 2)    предметы, на которые были направлены преступные действия;

  • 3)    имущество, полученное в результате совершения преступления;

  • 4)    предметы и документы, которые могут служить для установления обстоятельств совершенного преступления.

На наш взгляд, целесообразно разделить первый вид вещественных доказательств на два самостоятельных подвида:

  • 1)    предметы, которые служили средствами совершения преступления;

  • 2)    предметы, которые сохранили на себе следы преступления.

В обоснование этого можно заметить, что предметы-средства совершения преступления и предметы-следы имеют мало общего, различаются по своей природе, назначению для целей уголовного судопроизводства и, исходя из этого, требуют соблюдения различных правил в части обращения с ними. К первой категории относятся всевозможные орудия совершения преступления, средства облегчения совершения преступления и сокрытия следов. Вторая категория включает в себя предметы, которые испытали на себе воздействие события преступления – одежда со следами крови, врезной замок со следами взлома и т.д.

Анализ классической классификации вещественных доказательств приводит к возникновению вопроса о разграничении вещественных доказательств, где таковыми являются различные документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела, и иные документы, являющиеся самостоятельным видом доказательств в соответствии со статьей 74 УПК РФ. Ряд авторов предлагают проводить разграничение по следующим признакам: особенности формирования (вещественные доказательства добываются определенными способами, указанными в УПК РФ, осматриваются и приобщаются к уголовному делу, для иных документов такая процедура не предусмотрена); соотношение формы и содержания (вещественные доказательства представляют интерес для процесса доказывания, в первую очередь, своей формой, а уже потом своим содержанием. Иные документы важны исключительно своим содержанием, которое имеет значение для установления обстоятельств совершенного преступления) [6, с. 75]. Полагаем, что более корректной является следующая точка зрения: разграничение документа по двум основным представленным признакам позволит правильно отнести имеющийся в материалах уголовного дела документ к определенному виду доказательств.

Следующая предложенная классификация вещественных доказательств принадлежит Ю.В. Худяковой, которая, основываясь на классической классификации вещественных доказательств, до- полняет ее за счет содержания статьи 82 УПК РФ и предлагает следующие основания для классификации: по пригодности для решения того или иного уровня экспертных задач (идентификационные и неидентификационные); по характеру связей между вещественным доказательством и событием преступления (имеющие генетические, функциональные, объемные, субстанционные связи и связи преобразования); по способности вещественного доказательства устанавливать обстоятельства, подлежащие обязательному доказыванию (в соответствии с видом обстоятельства, перечисленного в статье 73 УПК РФ, которое устанавливает вещественное доказательство) [7].

В некоторых работах высказываются мнения ученых о необходимости разграничения вещественных доказательств – в зависимости от их размера – на макрообъекты и микрообъекты и в соответствии с этим о внесении в УПК РФ изменений в части, касающейся дополнения перечня вещественных доказательств указанием на микроследы, микрочастицы и микрообъекты [8, с. 80]. Но с указанным мнением, как уже было отмечено нами выше, согласны не все ученые-процессуалисты.

Материалы и методы

В настоящей статье используются действующее законодательство, исследование уголовных дел, а также теоретические аспекты рассмотрения данной проблематики. В статье в качестве основного использован диалектический метод познания объективной действительности. В качестве частных научных методов авторами использованы такие методы, как анализ и синтез, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Результаты исследования

Продолжая свое исследование, мы пришли к выводу, что существующие традиционные виды и критерии классификации вещественных доказательств не всегда отвечают требованиям современности. Так, например, в настоящее время нет единого мнения ученых относительно хранимой в электронном виде информации, в качестве которой могут выступать электронные документы, письма или иные файлы, а также электронные свидетельства, включающие записи, хранящиеся интернет-провайдерами. По мнению С.В. Зуева, электронная информация в уголовном процессе может быть признана в качестве одной из разновидности вещественного доказательства [9, с. 253 – 254]. Аналогичного мнения придерживается и П.С. Пастухов [10]. Однако Н.А. Зигура и А.В. Кудрявцева, в свою очередь, убеждены, что электронная информация является самостоятельным видом доказательства [11, с. 30].

На наш взгляд, в данном случае можно согласиться с мнением ученых в области уголовного процесса, которые считают, что в процессе доказывания по уголовному делу могут быть использованы различные по форме и по существу объекты материального мира, признаваемые в качестве вещественных доказательств. Недопустимо сужать круг источников доказательств путем создания искусственных барьеров [12, с. 266].

С развитием общества, информационных и телекоммуникационных технологий вещественными доказательствами могут признаваться новые предметы, состояния объектов материального мира, которые, на наш взгляд, необходимо законодательно закреплять в перечне вещественных доказательств в статье 81 УПК РФ. В частности, полагаем, к таковым необходимо отнести электронные носители информации.

Обсуждение и заключения

Проведенное исследование позволило нам прийти к выводу, что в настоящее время классификация вещественных доказательств, приведенная в УПК РФ, должна соответствовать существующим веяниям объективной действительности, соответственно, она нуждается в реформировании. Учитывая, что электронные носители информации в настоящее время фигурируют во многих уголовных делах, предлагаем дополнить часть первую статьи 81 УПК РФ новым подпунктом 2.2, представив его в следующей редакции:

«2.2) электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам, если на их основе будут получены сведения о наличии либо отсутствии обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела».

Резюмируя проведенное исследование, отметим, что все имеющиеся в науке уголовного судопроизводства классификации вещественных доказательств основываются на общих классификациях доказательств и взаимосвязаны. Их грамотное применение обеспечит качественное и полное расследование уголовное дел. Полагаем, что проведенное нами исследование и сформулированные предложения станут очередным шагом в оптимизации видов и классификации вещественных доказательств в уголовном процессе, так как знание различных типологий для квалификации вещественных доказательств важно также с точки зрения их проверки и оценки.

Список литературы Классификация вещественных доказательств в уголовном судопроизводстве России: вопросы теории и практики

  • Мамедов Р.Я. Классификация вещественных доказательств // Закон и право. 2012. № 7. С. 91 - 93.
  • Теория доказательств в советском уголовном процессе / Р.С. Белкин, А.И. Винберг, В.Я. Дорохов, Л.М. Карнеева и др. М.: Юрид. лит., 1973. 736 с.
  • Зайцева С.А., Попова Н.А. Классификация вещественных доказательств // Право и политика. 2005. № 12. С. 84 - 89.
  • Левченко О.В. Классификация доказательств в уголовном процессе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 3. С. 111 - 114.
  • Гладышева О.В., Семенцов В.А. Уголовно-процессуальное право. Общая часть и досудебное производство. М.: Юрлитинформ., 2013. 319 с.
  • Охота А.А. Вещественные доказательства и иные документы: вопросы разграничения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3. С. 72 - 75.
  • Худякова Ю.В. Вещественные доказательства в уголовном процессе России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_994595/ (дата обращения: 06.06.2020).
  • Вершицкая Г.В. Особенности использования микрообъектов в ходе расследования преступлений // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 2. С. 76 - 81.
  • Основы теории электронных доказательств: монография / под ред. д-ра юрид. наук С.В. Зуева. М.: Юрлитинформ, 2019. 400 с.
  • Пастухов П.С. О развитии уголовно-процессуального доказывания с использованием электронных доказательств. Доступ из СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.06.2020).
  • Зигура Н.А., Кудрявцева А.В. Компьютерная информация как вид доказательств в уголовном процессе России: монография. М., 2011. 176 с.
  • Власов А.А., Лукьянова И.Н., Некрасов С.В. Особенности доказывания в судопроизводстве. М.: Экзамен, 2004. 320 с.
Еще
Статья научная