Кластерный подход как фактор развития экономики региона
Автор: Абдуллоева Х.Р.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 1 (43), 2019 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время весьма актуальной является определение приоритетных направлений развития экономики региона. В статье рассмотрена характеристика современной тенденций развития экономики и определены приоритетные направления формирования региональных кластеров, а также аргументирована идея создания инновационных кластеров как условия повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечение стратегии социально-экономического развития региона.
Кластер, кластерная политика, региональная инновационная система, конкурентоспособность, инновационное развитие региона, социально-экономическое развитие, национальная экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/140273934
IDR: 140273934
Текст научной статьи Кластерный подход как фактор развития экономики региона
Для достижения устойчивых темпов социально-экономического развития и экономического роста регионов России особое значение имеет инновационная направленность развития экономики. В этой связи актуальной становится разработка соответствующей стратегии инновационного развития регионов, основанной на применении новых технологий, среди которых немаловажную роль играет кластерный подход.
Главной целью инновационного развития региона является повышение его конкурентоспособности на основе активизации разработок и освоения инноваций в региональной экономике. Достижение поставленных целей можно обеспечить, выполняя следующих задач:
-
- создание условий и благоприятной среды для развития инновационных процессов на территории региона;
-
- формирование регионального рынка инноваций;
-
- привлечение инвестиции в инновационную сферу региона;
-
- повышение инновационной активности и привлекательности предприятий промышленного комплекса региона;
-
- сокращение трансакционных издержек инновационных процессов в регионе, в том числе рисков, связанных с освоением инноваций в промышленном комплексе региона.
Стратегия инновационной направленности предполагает развитие в регионе инновационных процессов, обеспечивающих реализацию инноваций высокой степени новизны, которая должна быть ориентирована на активизацию и поддержку процессов по освоению предприятиями принципиально новых продуктов или услуг, технологий новых поколений, поиска новых рыночных ниш для сбыта продукции.
Для реализации данного вида стратегии инновационные процессы, протекающие в региональной инновационной системе, должны обеспечивать получение новых научных знаний и путей их практического применения в производстве, используя научно-технический и инновационный потенциал региона.
Идея повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе реализации кластерных стратегий имеет актуальное значение. Взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности - это новый экономический феномен, который позволяет противостоять глобальной конкуренции и отвечать требованиям национального и регионального развития.
Реализация кластерных стратегий, предполагает наличие грант образующих фондов (институтов, агентств), поддерживающих кластерные инициативы: например, Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания) [4].
Неотъемлемой частью инфраструктурного обеспечения кластерных стратегий является создание бизнес - инкубаторов, технопарков, особых экономических зон, которые являются катализаторами образования промышленных кластеров. Согласованное развитие этих форм эффективно осуществляется в рамках кластеров.
Родоначальником инновационных кластеров принято считать американскую Кремниевую долину, на территории которой находятся около 87 тыс. компаний, 40 исследовательских центров и десяток университетов, крупнейший из которых – Стэнфорд. Между университетом и частным сектором налажен постоянный обмен информацией и «заряженными» новаторским духом людьми. Обслуживают кластер около трети американских венчурных фирм (180 компаний), 47 инвестиционных и 700 коммерческих банков, которые финансируют деятельность компаний [4].
Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны все активнее используют «кластерный подход» в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем.
Если в прошлом десятилетии большинство кластеров специализировалось на производстве потребительских товаров и создавалось с целью повышения конкурентоспособности отдельных регионов и территорий, а теперь стали появляться промышленные кластеры нового поколения, занимающиеся информатикой, дизайном, экологией, логистикой, производством биомедицинских препаратов.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 % экономик ведущих стран мира (табл. 1).
Таблица 1
Количество кластеров в ведущих странах мира [4]
Страна |
Количество кластеров |
США |
380 |
Италия |
206 |
Великобритания |
168 |
Индия |
106 |
Франция |
96 |
Дания |
34 |
Германия |
32 |
Нидерланды |
20 |
Финляндия |
9 |
В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60 %. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38 % его рабочей силы [9].
Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Так, Финляндия, чья экономическая политика базируется на кластеризации, на протяжении многих лет занимает ведущие места в мировых рейтингах конкурентоспособности. За счёт кластеров, отличающихся высокой производительностью, эта страна, располагая всего 0,5 % мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10 % мирового экспорта продукции деревопереработки и 25 % – бумаги. На телекоммуникационном рынке она обеспечивает 30 % мирового экспорта оборудования мобильной связи и 40 % – мобильных телефонов [8].
На промышленные кластеры Италии приходится 43 % численности работающих в отрасли и более 30 % объёма национального экспорта. Успешно функционируют кластерные структуры в Германии (химия и машиностроение), во Франции (производство продуктов питания, косметики).
Другая особенность кластера – пространственная расположенность. В условиях ужесточения конкуренции между странами и регионами за инвестиции и размещение наиболее перспективных видов деятельности на своей территории очевидным становится то, что уникальные конкурентные преимущества формируются не на национальном уровне, а на уровне конкретных бизнесов, функционирующих на территории регионов, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей. [12].
Таким образом, кластер – это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определённого типа продуктов и услуг.
Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей [6].
В настоящее время для создания кластеров в Согдийской области имеется предпосылки, но, однако для реализации кластерной политики существуют серьёзные препятствия, как:
-
- отсутствие детально разработанной действенной нормативноправовой и законодательной базы по созданию и развитию кластерных структур;
-
- отсутствие стратегической заинтересованности и активного позиционирования лидеров;
-
- отсутствие в регионе комплексного государственного целевого выделения средств на развитие кластерной системы [3].
В концепции инновационной стратегии развития регионов кластеры рассматриваются как один из приоритетов регионального развития региона. Хукумат Согдийской области в настоящее время готово поддержать инициаторов кластерного развития. Для этого региональный кластерный проект должен доказать, что готов производить конкурентную продукцию на мировом рынке.
Кластерная политика является одним из главных направлений государственной политики по повышению конкурентоспособности, уровня социально-экономического развития регионов в развитых и развивающихся странах уже более десяти лет. Целью кластерной политики является повышение качества социально-экономического роста в регионе на основе создания условий для усиления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, образующих региональные кластеры [7].
Задачи региональной кластерной политики нацелены на создание благоприятных условий для формирования и развития конкурентоспособных кластеров на территории региона. Реализация кластерной политики в регионе способствует росту конкурентоспособности предприятий за счёт реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, формированием предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции [1].
Следует отметить, что кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций, но и на тот регион, где развивается кластер. Кластер объединяет в своём составе предприятия, заинтересованные во взаимовыгодном сотрудничестве. Основная задача кластера заключается в оптимизации процессов взаимодействия его участников, обеспечивающей максимальное значение показателей эффективности. Каждый из участников кластера должен быть убеждён в собственной выгоде и в справедливости распределения общего синергетического эффекта, в противном случае он не войдёт в кластерное объединение. При этом эффективность кластеров определяется результативностью их деятельности на разных уровнях функционирования [11]. Основные преимущества формирования регионального кластера для его участников представлены в табл. 2.
Таблица 2
Преимущества регионального кластера для его участников [5]
Участники |
Преимущества |
Предприятия |
Сохранение хозяйственной самостоятельности |
Улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности (рентабельность, фондоотдача, производительность труда) в динамике и по сравнению со средними показателями по отрасли |
|
Снижение издержек (транспортных, трансакционных) |
|
Повышение уровня квалификации кадров |
|
Повышение конкурентоспособности предприятия и его продукции |
|
Создание инфраструктуры для исследований и научных разработок |
|
Обмен технологиями |
|
Возможность выхода на внешние рынки |
|
Органы государственного управления |
Увеличение доходов бюджета за счёт роста налоговых поступлений |
Повышение доли занятости населения |
|
Сокращение выплат по безработице |
|
Повышение конкурентоспособности региона |
|
Повышение инвестиционной привлекательности региона, приток инвестиций |
|
Научные учреждения |
Возможность участия в крупных инвестиционных проектах |
Получение выплаты за разработку проектной документации |
|
Повышение уровня квалификации кадров |
|
Финансовокредитные организации |
Возможность участия в инвестиционных проектах |
Предоставление кредитов под проекты |
|
Получение дополнительного дохода |
Только в случае проведения грамотной кластерной политики, основанной на взаимодействии науки, власти и бизнеса, возможно создание эффективно функционирующих кластеров, способствующих инновационному развитию регионов.
В Послании Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан народу страны от 26 декабря 2018г., идея кластерного развития определена в качестве основного метода диверсификации её экономики [10].
К настоящему времени определены отрасли, в которых будут создаваться «пилотные» кластеры как: плодоовощной, текстильной и лёгкой промышленности, пищевая промышленность, производство строительных материалов. В то же время многие таджикские учёные считают, что в стране имеются потенциальные возможности создания ряда кластеров и в других секторах экономики. Возможно также создание межгосударственных кластеров, в том числе в сотрудничестве с Россией.
Таким образом, создание кластеров отражает новый, более высокий этап развития инновационной среды. Причём кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации – «совокупного инновационного продукта». Полнота и гармоничное сочетание необходимых элементов кластера при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке со стороны государства, региональных и местных властей позволяют добиться эффективного сетевого взаимодействия участников инновационного процесса в регионе, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором инновационного развития территории [13].
Список литературы Кластерный подход как фактор развития экономики региона
- Акинфеева Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров // Наука. Инновации. Образование. М.: РИЭПП, 2008. Вып. 7. С. 177-191.
- Егоров Н. Е. Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 212 с.
- Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1928 (дата обращения: 29.12.2018).
- Ли С. Кластеры - новые формы организации инновационного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www. naukakaz.kz (дата обращения: 28.12.2018).
- Краснокутский П. А. Инновационное развитие регионов на основе проведения кластерной политики: проблемы и перспективы // Управление инновациями 2009: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: ЛЕНАНД, 2009. С. 262-266.
- Куркудинова Е. В. Формирование конкурентоспособных кластеров в регионах России: автореф. дис.. канд.экон. наук. Элиста, 2012. 25 с.
- Oulu Region - The Direction for Expertise.Oulu: Painotalo Suomenmaa, 2003.
- Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006. 608 с.
- Послания Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, от 26 декабря 2018г. - г.Душанбе. [Электронный ресурс]. www.president.tj. (дата обращения: 27.12.2018).
- Придачук М. П., Кравченко Е. Н. Эффекты кластеризации российской экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2009. № 9. С. 110-113.
- Рожков Г. В., Мутовин С. И., Честнов С. Н. Кластерная политика инновационного развития региона // Вопросы экономических наук. 2009. № 4. С. 54-57.
- Фролов С. Е. Формирование региональных инновационных кластеров в условиях развития национальной инновационной системы России // Научные исследования и инновации. Научный журнал Пермь ГТУ. 2008. Т. 2. № 3. С. 93-98.