Кластеры — один из путей развития малого бизнеса
Автор: Дмитриева Ольга Александровна
Журнал: Экономический журнал @economicarggu
Рубрика: Наука и практика
Статья в выпуске: 3 (27), 2012 года.
Бесплатный доступ
На примере промышленных округов Италии рассмотрен альтернативный путь индустриализации — мягкий, нетравматичный, не требующий ни предварительных масштабных и радикальных преобразований, ни жесткой ломки институциональных структур. За 10 лет многие территориальные комплексы в России были объявлены промышленными округами, но лишь немногие из них успешно работают.
Промышленный округ, индустриальный парк, рабочая группа по промышленным округам, малому и среднему бизнесу, закон о промышленных округах
Короткий адрес: https://sciup.org/14915090
IDR: 14915090
Текст научной статьи Кластеры — один из путей развития малого бизнеса
В конце мая в Уфу на ХХ заседание российско-итальянской рабочей группы по промышленным округам, малому и среднему бизнесу итальянцы привезли весьма перспективные проекты передовых технологий. Даже сам перечень оказался весьма колоритным: от стоматологии до гидравлического оборудования, от сельхозмашин до электронных компонентов, от сталелитейного мини-завода до косметических препаратов, от веб-технологии в энергетическом секторе до проекта по обучению студентов-экономистов.
Нет сомнения, что сегодня большинство из них в России может быть востребовано. Но будут ли в эту работу вовлечены наши малые и средние предприятия — то, ради чего затевалась программа? Что сделано для этого с 2002 г., когда на правительственном уровне была поставлена задача: использовать опыт итальянских промышленных округов для развития предпринимательства и конкуренции?
Как оказалось, за 10 лет в работу было вовлечено 20 российских регионов. Подписано и реализуется свыше 40 соглашений между регионами Италии и Российской Федерации. В регионах приняты первые законодательные акты, прошел период массовых заявлений о создании промышленных округов, под которые потребована государственная помощь. До стадии реализации дошли немногие. Но процесс начался. И это отрадно.
Региональный кластер
Феномен кластера как отраслевой агломерации на некоторой территории экономически взаимосвязанных предприятий известен давно. Еще в конце XIX в. Альфред Маршалл при исследовании городских агломераций Великобритании обосновал связь между производительностью фирм и их территориальной концентрацией. Он обратил внимание на то, что скопления малых предприятий могут развиваться не менее эффективно, чем крупные. Их объединяет единая специализация производства.
Американский экономист М. Портер, опираясь на агломерационный подход А. Маршалла и инновационный подход Й. Шумпетера, создал теорию конкурентоспособности и кластеров. Американец М. Энрайт пошел дальше, разработав концепцию регионального кластера, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости. Он считал, что конкурентные преимущества создаются не на национальном, как у М. Портера, а именно на региональном уровне. Действительно, не может быть конкурентоспособным государство в отсутствии конкурентоспособных регионов. Главная роль при этом отводится историческим предпосылкам развития территорий, особенностям культуры ведения бизнеса, организации производства и получения образования. Региональные кластеры опираются на поддержку государства и исследовательских организаций, а также общественных организаций и бизнес-сообщества.
Промокруга по-итальянски
Исторически экономика Италии во многом опирается на малые предприятия. Более того, если в классических кластерах практически обязательно присутствие одной или нескольких крупных конкурентоспособных компаний — т.н. якорных, то в итальянской модели она чаще всего отсутствует.
И это неслучайно: из 4 млн предприятий лишь 2% считаются крупными — имеют более чем 500 работников, подавляющее большинство относится к мелким фирмам (до 100 занятых) и микрофирмам (до 20). По данным Института итальянской статистики, микрофирмы составляют почти 60% всех предприятий страны, на их долю приходится 40% объема продаж и свыше 18% экспорта. На малых и средних предприятиях занято 13 млн человек, или 79% экономически активного населения. Они производят 52% ВВП. В активной позиции малого бизнеса — экономическая особенность Италии.
Промышленные округа Италии как яркий пример региональных кластеров еще в 1960-1970-х гг. описали итальянцы Р. Пике, Дж. Бекаттини и В. Сенгенбергер, объяснив высокую эффективность малых и средних фирм, сконцентрированных в них, формированием общего для всех фирм рынка квалифицированной рабочей силы, локальным разделением труда и быстрым распространением инноваций. Особенностью промокругов является уникальное сочетание практически ручного творчества с новейшими техническими и технологическими разработками.
Существующие сегодня в Италии промокруга представляют исторически сложившиеся территориальные зоны-системы с высокой концентрацией малых и средних предприятий, ярко выраженной производственной специализацией, где подавляющую часть занятых составляет местное население, сосредоточенное вокруг поселения, в речной долине или вдоль транспортной магистрали либо морского побережья. Среди преимуществ промышленных округов можно выделить следующие:
-
• для администрации регионов : рост числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижение зависимости от отдельных бизнес-групп, основания для диверсификации экономического развития территории;
-
• для бизнеса : кадровая инфраструктура, инфраструктура для исследований и разработок, снижение издержек, возможности для успешного выхода на международные рынки.
Малые предприятия сохраняют свою самостоятельность, конкурируют на местном рынке, но объединяют ресурсы для выполнения маркетинговых исследований, технологических разработок, некоторых производственных этапов, выхода на внешний рынок и др. И это дает им преимущества.
Может показаться, что предприятия кластера действуют стихийно. Однако в каждом кластере есть группа, основное занятие которой — выстраивание цепочек, связывающих мастерские и заводы, налаживающая наиболее оптимальные производственно-экономические отношения между ними. Так, в кластере Прато (прядильно-ткацкое производство) их называют «ткачи основы». По сути они, не имея собственных производственных мощностей, конструируют (под заказ или по собственной инициативе) некоторый производственно-коммерческий цикл с вовлечением десятков, а то и сотен малых предприятий.
Взаимодействие внутри кластера поддерживается на неформальном уровне, на основе личных контактов. Субподрядчики дают своим клиентам рекомендации по повышению качества полуфабрикатов на последующих стадиях обработки. Но если технические отношения заказчиков и субподрядчиков строятся на сотрудничестве, то коммерческие — на жесткой конкуренции. Высочайшая конкуренция между фирмами способствует быстрому распространению инновационных разработок. Она заставляет фирмы непрерывно повышать собственные стандарты качества и модернизировать производство.
Промокруг обладает определенной социальной цельностью: его экономику можно сравнить с сетью кооперативов. Сформированные весьма сильные местные общественные структуры (союзы и ассоциации МП, местные отделения Национальной федерации ремесленников и Национальной кооперативной лиги, предпринимательские ассоциации) создают сеть профессиональных услуг. Центр, как региональное агентство, руководит работой нескольких исследовательских и информационных институтов, консультирует малые предприятия по сбыту и маркетингу. Может присутствовать и система профессиональной подготовки, а также бизнес-школа для начинающих собственное дело.
Новые фирмы стремятся войти в промокруга, поскольку видят их конкретные преимущества. Крупный бизнес считает целесообразным выносить в округа часть производств для создания инновационных продуктов и технологий посредством укрепления сети субподрядчиков. Получается, что в таких скоплениях действует своеобразный закон гравитации — закон притяжения предпринимателей, дающий мощный импульс к развитию региона, обеспечивающий синергетический эффект и усиливающий развитие каждого.
В Италии функционирует более 200 промышленных округов, в которых работают свыше 2 млн человек. Они объединяют 43% занятых в промышленности, создают 30% национального экспорта, по многим позициям (мебели, кожевенным изделиям, текстилю, обработке неметаллического сырья, одежды, металлоизделиям) обеспечивают больше половины экспортных поставок страны.
На 90% итальянские кластеры одноотраслевые. Число предприятий в них колеблется от нескольких десятков до сотен и даже тысяч. В системах кластеров функционирует почти 60 тыс. производственных предприятий. Вместе со сферой услуг кластеры насчитывают до 1 млн предприятий, т.е. почти четверть имеющихся в стране.
По данным Института итальянской статистики, в 1991-2002 гг. — в десятилетие, предшествовавшее кризису, занятость в 20 провинциях с наибольшей концентрацией промышленных округов выросла на 62 тыс. рабочих мест, прежде всего в сфере услуг, тогда как в целом в итальянской промышленности число рабочих мест сократилось более чем на 600 тыс. В последнее время округам весьма активную поддержку оказывают местные органы власти, прежде всего областей.
Рабочая группа
О том, что России может быть полезен опыт Италии, задумались еще в 2002 г., когда президент России В. Путин и премьер-министр Итальянской республики С. Берлускони в рамках межправительственного российско-итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству решили сформировать рабочую группу по промышленным округам, малому и среднему бизнесу. Год спустя, в 2003 г., был подписан меморандум по созданию в России промышленных округов с учетом опыта Италии. Напомним, что Италия традиционно остается для России ведущим экономическим партнером. Так, с конца 1990-х гг. она партнер «номер 2» в Европе и «номер 4» в мире. Развитие в России кластеров по итальянской модели стало одним из важнейших направлений российско-итальянского экономического сотрудничества.
Рабочая группа охватывает три уровня — правительственный, региональный и предпринимательский, превратившись в двусторонний форум и площадку для установления прямых контактов. Она дважды в год собирает все более представительные бизнес-форумы то в Италии, то в России. Координирует работу с российской стороны российское торговое представительство, которое в конце 2008 г. возглавила Натэла Шенгелия.
Для начала были определены принципы формирования промышленнопроизводственных территорий. Договорились, что в России сотрудничество будет строиться не по итальянской схеме со скоплениями малых предприятий, а базироваться на крупных итальянских компаниях — проводниках, заинтересованных в расширении присутствия на российском рынке. Придя на наш рынок, они привлекут к работе не только итальянских субпоставщиков, но и российские компании, в частности малый и средний бизнес для производства комплектующих. «Проводники» с конкурентоспособной продукцией будут играть роль наседки, подтягивающей до своего уровня и стимулирующей к развитию привлекаемые к работе малые и средние компании.
Первопроходцами в сотрудничестве с российской стороны стали Липецкая (производство электробытовой техники) и Свердловская (машиностроение и металлургия) области. Сейчас уже реализуются проекты по производству электробытовой техники (Ленинградская обл.), переработке молока (Чувашия), в сельскохозяйственном машиностроении (Пермская обл.), деревообработке (Пермская, Московская, Ленинградская обл., Санкт-Петербург и Сочи), обувном производстве (Московская, Тверская обл. и Санкт-Петербург), переработке сельхозпродукции, прежде всего мяса, производстве керамической плитки и плиточных клеев (Московская обл.), производстве железнодорожного подвижного состава (Мордовия), в сфере логистики (Московская, Ленинградская обл., г. Владимир) и пр.
От Ульяновска до Уфы
В 2011 г. XVIII заседание рабочей группы состоялось в Ульяновске.
В 2010 г. доля малого и среднего бизнеса в экономике области составляла примерно треть (37%). В 2010 г. в области было зарегистрировано 12,5 тыс. новых субъектов малого и среднего предпринимательства, создавших более 20 тыс. рабочих мест. Презентация Ульяновской области была посвящена созданию совместных бизнес-проектов и государственным программам поддержки при их реализации.
По словам губернатора Сергея Морозова, область в 2011 г. заинтересована в сотрудничестве в сфере переработки отходов лесного хозяйства: «ледяной дождь», прошедший той зимой, создал значительные проблемы. «У нас миллионы кубометров леса просто гниют. Но есть метод, позволяющий на 100% собирать все отходы, перерабатывать и всю биомассу использовать, получая прибыль. Мы решим вопросы экологии, создания рабочих мест в сельской местности, появления новых субъектов малого бизнеса», — сказал на заседании глава региона. Кроме того, в качестве интересующих ульяновцев сфер он выделил ресторанный и гостиничный бизнес, приветствовал возможность открыть в регионе филиал итальянского «Банка Интеза».
В мае 2012 г. эстафету ульяновцев принял Башкортостан. На ХХ заседание российско-итальянской рабочей группы по промышленным округам и сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса в Уфу приехали почти 500 человек, в том числе 115 с итальянской стороны: представители итало-российской торгово-промышленной палаты, министерств, 4 консорциумов по экспорту, 3 банков, 52 предприятий из различных сфер экономики. Россияне представляли 20 регионов.
Круглые столы с инновационной направленностью, презентации проектов, двусторонние встречи, подписание контрактов, семинары, посещение предприятий — всем этим были наполнены будни встреч. Обе стороны подтвердили, что созданные проекты уже работают, итальянцы расширяют свое присутствие на российском рынке.
По мнению генерального директора Департамента по продвижению итальянских компаний за рубежом и развитию торгового обмена Минэкономразвития Италии Пьетро Чели, работа способствует диверсификации взаимного сотрудничества и развитию инвестиционного потенциала. Хотя поток инвестиций из Италии пока ограничен, г-н Чели уверен, что скоро он значительно возрастет, тем более, что в Башкортостане для поддержки инвесторов созданы все условия.
У Италии и Башкортостана уже есть взаимодополняющие направления: если Башкортостан производит сырье, то Италия его обрабатывает. 90% из того, что ввозится сегодня в Италию из Башкортостана, — это продукты нефтехимии. 80% итальянского экспорта, поступающего в Башкортостан, — оборудование для нефтехимического производства и других отраслей.
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов подчеркнул, что, учитывая задачу активизации развития в республике малого предпринимательства, «нам очень важен имеющийся опыт итальянского бизнеса, присутствие в регионе новых итальянских компаний». По его мнению, все, чем славится Италия, — пищевая промышленность, банковское дело, ресторанный бизнес, логистика, транспорт — необходимо для полноценного развития Башкортостана.
Итальянской стороне было предложено участие в создании нефтехимического кластера, а также в добыче нефти из малых месторождений и организации СП для производства нефтеперерабатывающего оборудования. Новыми направлениями могут стать совместные проекты в области химии и перерабатывающей промышленности, а также налаживание партнерских отношений между малыми и средними предприятиями Башкортостана и Италии.
К сожалению, рабочая группа итогов работы за 10 лет не подводила. Создана комиссия, призванная отслеживать развитие созданных в России совместных проектов.
Юридический статус
Первыми в России закон о промышленных округах, определяющий их статус, статус резидентов, основные принципы формирования, государственные гарантии, приняли Тульская (декабрь 2007 г.) и Московская области (май 2008 г.). По мнению председателя комитета по экономической и инновационной политике Мособлдумы Михаила Авдеева, промышленный округ — это целостная территория, которая будет иметь необходимую инфраструктуру и коммуникации. Каждый резидент получит подготовленную площадку для деятельности, т.е. ему не нужно с нуля проводить коммуникации. Экономия будет как минимум 2-3 года для развития любого предпринимателя. В законе Московской области предусмотрено создание таких форм промышленных округов в зависимости от их специализации, как индустриальный парк, агропромышленный парк, технопарк, логистический парк, офисно-деловой парк, многофункциональный парк. Оговорены условия создания промышленных округов, инвестиционных соглашений, функции управляющей компании и др.
Первые промышленные
В октябре 2008 г. было начато строительство промышленного округа «Волоколамский» в Московской области. О его создании заговорили еще в 2003 г. В Московской области планировалось создать 39 промышленных округов для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, а также расширения занятости населения, что позволит противостоять оттоку рабочей силы в столицу. Промышленный округ в Волоколамском районе занимает территорию 200 га, вмещая почти 40 предприятий с годовым оборотом $500 млн.
Промышленный округ, как ожидается, появится и в подмосковной Лобне, куда могут быть вынесены производства известных компаний Deller GmBH (производство фруктовых наполнителей и концентратов) и Tetra Pak (производство упаковки). В Дмитровском районе Подмосковья, в промышленном округе «Белый Раст», планируют разместить свои производственные мощности компании из Германии, Бельгии, Франции и России. В ближайших планах — промышленные округа в Кашире и Ко-рыстове.