Клинические аспекты использования низкочастотного ультразвукового орошения в профилактике послеродового эндометрита
Автор: Киприянова И.И., Узлова Т.В., Анисимова Е.И.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Проблемы здравоохранения
Статья в выпуске: 2 т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
На основании данных ретроспективного анализа определены факторы, позволяющие отнести родильницу к группе низкого риска по развитию гнойно-септических заболеваний. Проанализированы данные: общий анализ крови (ОАК), нативный мазок из цервикального канала; наличие возбудителя в бактериологическом посеве; признаки воспаления при гистологическом исследовании последа. В последующем родильницам, относящимся к группе низкого риска, проведено ультразвуковое орошение влагалища, шейки матки. В качестве раствора в одном случае применяли антисептик - 0,05 % водный раствор хлоргексидина биглюконата, во втором дистиллированную воду. Результаты проведенной профилактики оценивали на основании: термометрии, изменения показателей ОАК, динамики показателей бактериологического исследования из цервикального канала, и нативного мазка, ультразвукового контроля.
Фактор риска, гнойно-септические заболевания, ультразвуковое орошение
Короткий адрес: https://sciup.org/147153137
IDR: 147153137
Текст научной статьи Клинические аспекты использования низкочастотного ультразвукового орошения в профилактике послеродового эндометрита
Большинство эпидемиологических исследований убедительно свидетельствуют о неуклонном росте септических осложнений, и по темпам прироста занимают ведущее место. Среди гнойносептических заболеваний (ГСЗ) особое место занимает послеродовой эндометрит, заболеваемость которым не только не имеет тенденции к снижению, но и продолжает расти. Частота послеродового эндометрита в популяции составляет от 0,9 до 49,5 %, а после патологических родов от 10 до 59,5 % [3]. Послеродовой эндометрит является наиболее частым осложнением кесарева сечения, а риск его развития в 5-10 выше, чем после естественных родов. Осложнениями эндометрита являются такие формы генерализованной послеродовой инфекции, как перитонит, сепсис, септический шок (занимающие одно из ведущих мест в структуре причин материнской смертности) [2, 3]. Инфекционные осложнения послеродового периода в современных условиях характеризуются рядом особенностей: изменением клинической симптоматики в сторону преобладания стертых форм и атипичного течения заболевания, приводящие к запоздалой диагностике, и как следствие, неэффективности терапии и возможности перманентного прогрессирования патологического процесса. Лечение должно носить комплексный характер и быть направленным на локализацию воспалительного процесса, борьбу с инфекцией, активизацию защитных сил организма, детоксикацию и коррекцию гомеостаза [2]. Неотъемлемыми компонента -ми комплексного консервативного лечения послеродовых гнойно-септических инфекций являются антибактериальная, инфузионная и детоксикацион- ная терапии, В последние годы отмечается также рост антибиотикорезистентности микроорганизмов и высокой аллергизации женщин [1, 4].
В связи с этим большую значимость приобретают поиски эффективных методов профилактики с многофакторным воздействием на организм без побочных эффектов, исключающих медикаментозные средства, или снижающих их дозы и побочные эффекты. Разработки медицинской науки и техники направлены на создание не только эффективных лекарственных средств, но и аппаратов и устройств, облегчающих процесс лечения воспалительных заболеваний различной локализации. Особое внимание заслуживает применение низкочастотного ультразвука в акушерско-гинекологической практике [2, 4]. Этот вид физического лечебного воздействия давно и успешно используется в хирургической практике, в частости, в гнойной хирургии, комбустиологии, флебологии, гастроэнтерологии.
Цель: проанализировать и сформировать группы рожениц, относящихся к группе риска по развитию ГСЗ. Сравнить результаты профилактики в группе низкого риска по развитию ГСЗ методом ультразвукового орошения шейки матки и стенок влагалища с использованием 0,05 % раствора хлоргексидина биглюконата и дистиллированной воды.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ 3116 историй родов послеродового отделения родильного дома клиники ЧелГМА за 2010 год. В 50 случаях имелись клинико-лабораторные признаки, определяющие высокий риск послеродового эндометрита: лохиометра, субъин-волюция: гипертермия в послеродовом периоде;
признаки воспаления, зафиксированные лабораторными методами исследования: палочкоядерный сдвиг в общем анализе крови, наличие в большом количестве лейкоцитов, эпителия, а также патогенной микрофлоры в нативном мазке из цервикального канала; наличие возбудителя в бактериологическом посеве; признаки воспаления по результатам гистологического исследования последа (риск по развитию эндометрита, плацентарная недостаточность и т. д.), что требует назначения антибактериальных средств.
В данную категорию входили роженицы, которым роды проведены через естественные родовые пути, а также пациентки после операции кесарево сечение. Количество пациенток после кесарева сечения составило 48 % (n = 24), а после родов через естественные родовые пути 52 % (n = 26).
Средний возраст пациенток составил 24 года. Всем пациенткам на сроке 22–24 недели проводили ультразвуковое исследование, для определения факторов, влияющих на развитие гнойно-септических инфекций. Получены следующие результаты: маловодие в 10 % (n = 5) случаев, многоводие в 16 % (n = 8) случаев, плацентит в 6 % (n = 3), таким образом, каждая третья пациентка имели ультразвуковые признаки внутриутробного инфицирования плода.
В ближайшем послеродовом периоде отмечена субфебрильная гипертермия (37,0–37,8 °С) у 10 % (n = 5) родильниц, признаки воспаления подтверждены и лабораторным методом, а именно на первые и вторые сутки наблюдался палочкоядерный сдвиг лейкоцитарной формулы в общем анализе крови в 14 % (n = 7) случаев.
Для определения признаков воспаления, а также выявления возможных возбудителей в первые сутки после родов всем пациенткам проводился лабораторный метод исследования: бактериологический посев из цервикального канала и нативный мазок на флору. При этом определялись следующие показатели: количество лейкоцитов, наличие слизи, эпителия и характера микрофлоры.
Признаком воспаления считали количество лейкоцитов более 10: 10–20 лейкоцитов было у 38 % (n = 19), 20–30 лейкоцитов в 8 % (n = 4) случаев, более 30 лейкоцитов – 36 % (n = 18), в данных бактериологического исследования цервикального канала – патологическая обсемененность в 100 % случаев (n = 50).
Признаком воспаления по результатам нативного мазка считали наличие слизи в большом количестве, под данную категорию попадали 6 пациенток, что составляет 12 %. Нормой количества эпителия считали или единичные клетки, или в количестве, не превышающем 8–10. Патологией считали пласты эпителия. Такая патология выявлена у 7 пациенток, что составляет 14 %. Наличие кокков также соответствует возможному развитию воспаления, данный показатель выявлен у 40 % (n = 20).
При исследовании бакпосева роста патогенной микрофлоры не было обнаружено в 13 случаях, что составляет 26 % от общего числа исследований, во всех остальных случаях (74 %) патогенные возбудители выявлены. Распределение было следующим: Staphylococcus saprophyticus в 40 % (n = 20) случаях, Enterococcus faecalis в 22 % (n = 11), Staphylococcus aureus в 14 % (n = 7), Enterococcus zymogenus также в 14 % (n = 7). Два и более возбудителя определялось у 14 % (n = 7) рожениц.
Обязательным условием являлось гистологическое исследование последа. При этом оценивались следующие показатели: плацентарный деци-дуит, риск по развитию эндометрита – «+»; «++»; «+++»; наличие плацентарной недостаточности. Получены следующие показатели: признаки деци-дуита выявлены в 68 % случаях (n = 34), риск по развитию эндометрита «+» составил у 12 % (n = 6), «++» – у 2 % (n = 1), «+++» – у 10 % (n = 5). Признаки плацентарной недостаточности зафиксированы в 38 % (n = 19) случаев, а также у 8 % (n = 4) исследуемых выявлены признаки гнойного фуни-коло-мембранита. Таким образом, если женщина относилась к группе риска по ГСИ, обязательным было назначение антибактериальных препаратов, что исключало кормление грудью и повышало риск аллергических реакций.
На основании ретроспективного анализа выявлены следующие факторы риска: ультразвуковые признаки (маловодие, многоводие, плацентит); субфебрильная гипертермия; палочкоядерный сдвиг, патологическая обсемененность влагалища.
Данной категории пациенток с целью профилактики развития ГСЗ применяли ультразвуковое орошение стенок влагалища и шейки матки.
Оригинальная методика разработана и внедрена с 2011 года в родильном доме клиники «Челябинской государственной медицинской академии». Родильницы, относящиеся к группе риска по развитию ГСЗ, разделены на две группы методом проспективного исследования. В первой группе (n = 30) воздействие проведено водным раствором 0,05 % хлоргексидина биглюконата, во второй группе (n = 30) орошение раствором дистиллированной воды. Исследуемые группы сопоставимы по основным критериям, а именно: возрасту, паритету, наличию генитальных инфекций (в том числе инфекций, передающихся половым путем, сопутствующей патологии).
Средний возраст родильниц в первой группе составил 27,1 года, во второй группе 29,2 года. Обязательным условием являлось отсутствие антибактериальной терапии.
Ультразвуковое орошение осуществлялось с использованием вагинального зеркала, конструкция которого позволяет достичь наибольшей площади воздействия и аппарата «Кавитар» (радиочастотный диапазон 29 кГц, максимальная мощность 35 Вт, температура раствора 38–40 °С). Длительность сеанса три минуты, количество сеансов три, начиная со вторых суток после родов.
Проблемы здравоохранения
Ультразвуковые критерии эффективности проведенной профилактики, %
Группа |
Неоднородная структура миометрия |
Полость матки более 22 мм |
Патологические включения |
|||||||
до лечения |
после лечения |
до лечения |
после лечения |
Сгустки крови |
Фибрин |
Децидуальная ткань |
||||
до лечения |
после лечения |
до лечения |
после лечения |
до лечения |
после лечения |
|||||
1-я группа |
83,3 |
0 |
83,3 |
0 |
93,3 |
0 |
16,6 |
0 |
6,6 |
0 |
2-я группа |
76,6 |
0 |
86,6 |
0 |
84,6 |
0 |
16,6 |
0 |
0 |
0% |
Результаты . Результаты профилактики оценивались по следующим критериям: изменения в показателях ОАК: количество лейкоцитов, количество палочкоядерных нейтрофилов, СОЭ; динамика показателей в нативном мазке из цервикального канала и бактериологическом исследовании; данные ультразвукового исследования: структура миометрия, размер полости матки и наличие патологических включений.
У всех родильниц проводилась термометрия, через два дня после родов, ежедневно в 17 ч 00 мин в течение 3–5 суток. Гипертермии зафиксировано не было в обеих группах.
До проведенной профилактики количество лейкоцитов в ОАК в исследуемых группах не превышало 12×109, количество палочкоядерных нейтрофилов до 10 %, СОЭ превышала 47 мм/ч.
При бактериологическом и бактериоскопиче-ском исследовании материала из цервиального канала, до лечения в первой группе роста патологической флоры не обнаружено у четырех человек, во второй у шести человек; после проведенного ультразвукового орошения роста патогенной флоры не обнаружено у 66 % пациенток первой группы и у 80 % пациенток второй группы.
Количество лейкоцитов в нативном мазке 20– 30 было у 20 % родильниц первой группы и у 10 % родильниц второй группы, более 30 лейкоцитов – у 13 % и 20 % человек соответственно.
Эпителий 8–10 у всех пациенток первой группы и у 60 % второй группы, микрофлора в первой группе у всех палочки кокки, во второй группе палочки кокки у 80 % человек.
После проведенного лечения количество лейкоцитов у большинства было единичным: у 86,6 % человек первой и 80 % человек второй группы, слизи нет или немного у всех пациенток.
УЗИ проводили в первые сутки после родов и после проведенного лечения через трое суток. У большинства пациенток, а именно у 83,3 % в первой группе и 76,6 % во второй группе структура миометрия неоднородная, полость матки расширена более чем на 22 мм у 83,3 % человек первой и 86,6 % человек второй группы. В первой группе были патологические включения: 93,3 % сгустки, 16,6 % фибрин, 6,6 % децидуальная ткань, во второй группе у 86,6 % человек сгустки крови, у 16,6 % человек фибрин. Оценка проведена после лечения. У всех пациенток структура миометрия однородная, полость матки не превышает 22 мм, патологические включения в полости матки не визуализировались (см. таблицу).
Обсуждение. Ретроспективный анализ позволил определить факторы риска по развитию гнойно-септических осложнений и провести профилактику эндометрита пациентам, относящимся к данной категории.
На фоне проводимой профилактики случаев гнойно-септических осложнений зафиксировано не было, а именно развитие послеродового эндометрита, нагноение послеоперационной раны, швов промежности и т. д.
На основании полученных результатов проведенного исследования видно, что применение ультразвукового орошения шейки матки и стенок влагалища в послеродовом периоде положительно влияет на его течение, т. е. отсутствие клинических проявлений инфицирования, улучшение показателей бактериологического исследования из цервикального канала и исчезновение патологических включений, а выбор применяемого раствора не сказывался на результатах проведенного исследования.
Вывод: комплексный диагностический подход позволил выявить рожениц, относящихся к группе низкого риска по развитию ГСЗ. На основании полученных результатов, видно, что применение ультразвукового орошения шейки матки и влагалища в послеродовом периоде положительно влияет на его течение. Не маловажным является отсутствие аллергических реакций и противопоказаний для грудного вскармливания.
Список литературы Клинические аспекты использования низкочастотного ультразвукового орошения в профилактике послеродового эндометрита
- Баев, О.Р. Профилактика инфекционных осложнений у родильниц/О.Р. Баев, Т.Г. Старкова, П.В. Буданов//Вопросы гинекологи, акушерства и перинатологии. -2005. -Т. 4, № 3. -С. 19-23.
- Гуртовой, Б.Л. Применение антибиотиков в акушерстве и гинекологии/Б. Л. Гуртовой, В.И. Кулаков, С.Д. Воропаева. -М.: Триада-Х, 2004. -176 с.
- Яковлев, С.В. Формуляр антибактериальной терапии и профилактики инфекций в акушерстве и гинекологии/С. В. Яковлев//Гинекология. -1999. -Т. 1, № 3. -С. 83-85.
- Jacoby, G.A. Detection of extended-spectrum beta-lactamases in clinical isolates of Escherichia coli and Klebsiella pneumoniae/G.A. Jacoby, P. Han//J. Clin. Microbiol. -1996. -Vol. 34. -P. 908-911.