Клинические характеристики депрессивных расстройств у подростков Дальнего Востока России и Северного Китая

Автор: Логинов Игорь Павлович, Солодкая Евгения Владимировна

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Этнопсихиатрия

Статья в выпуске: 2 (103), 2019 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования явилось определение клинических и социально-психологических закономерностей формирования структуры и динамики непсихотических депрессивных расстройств у подростков, проживающих на Дальнем Востоке России и в Китае. Материалом для решения поставленных задач послужили данные рандомизированного исследования 123 подростков, из них 61 подросток с симптомами депрессивного расстройства, проживающих в северно-китайской провинции Хэйлунцзян, и 62 подростка с депрессивной симптоматикой, проживающих на Дальнем Востоке России. Результаты. Проведенное транскультуральное исследование выявило значительное преобладание среди подростков с депрессивными расстройствами лиц женского пола в обеих этнических группах (российская группа - 78,0%, китайская группа - 68,2%). Установленная психопатологическая структура депрессивных расстройств показала неоднородность клинических проявлений в зависимости от возрастного периода подростков, что позволило отнести российских и китайских пациентов к двум возрастным периодам: подростки 11-14 лет (1-я группа, 20% и 15,9%) и подростки 1518 лет, на которых приходился пик депрессивных расстройств (2-я группа, 80,0% и 84,1%).

Еще

Транскультуральная психиатрия, подростки, депрессивные расстройства

Короткий адрес: https://sciup.org/142220033

IDR: 142220033   |   DOI: 10.26617/1810-3111-2019-2(103)-108-112

Текст научной статьи Клинические характеристики депрессивных расстройств у подростков Дальнего Востока России и Северного Китая

По современным эпидемиологическим данным [1, 2], распространенность депрессий в популяции 15–20-летних колеблется от 8 до 20%. Отмечается, что более 50% всей психической заболеваемости приходится на лиц подросткового и юношеского возрастов, а п ик суицидов – на возрастную группу от 15 до 25 лет [3]. Проведенные исследования показывают, что аффективная патология представляет собой гетерогенную группу расстройств. Своевременная диагностика и терапия аффективных расстройств до сих пор представляет собой сложную клиническую задачу [4, 5]. Проблема изучения психического здоровья с позиций раскрытия его специфических региональных и этнокультуральных особенностей диктует необходимость рассмотрения клинико-динамических параметров для отдельных групп населения и этносов [6].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение клинических и социальнопсихологических закономерностей формирования структуры и динамики непсихотических депрессивных расстройств у подростков, проживающих в культурально различных странах – на Дальнем Востоке России и в Северном Китае, с целью разработки и внедрения модели дифференцированной профилактики подростковых депрессий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования явились пациенты 11–18 лет, классифицируемые как ранние подростки (11–14 лет) и поздние подростки (15–18 лет), находившиеся на амбулаторном и стационарном лечении в КГБУЗ «Краевая психиатрическая больница» МЗ ХК и в Первом специальном госпитале г. Харбина (The First Special Hospital of Harbin) по поводу аффективных расстройств, родители которых дали информированное согласие на участие в исследовании.

Достоверность результатов исследования подтверждается достаточным числом наблюдений в основной и контрольной группах, позволяющим проводить статистическую обработку и формулировать выводы. Статистическую обработку проводили с применением пакета прикладных программ STATISTICA 6.0.

Материалом для решения поставленных задач послужили данные рандомизированного исследования 123 пациента с симптомами депрессивного расстройства, из которых 61 – этнические китайцы, проживающие в севернокитайской провинции Хэйлунцзян и поступившие на стационарное лечение в 1-й специальный госпиталь г. Харбина, и 62 – российские подростки, проживающие на Дальнем Востоке, получавшие лечение в Хабаровской краевой психиатрической больнице.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

По результатам первоначального исследования выявлено отсутствие статистически достоверных различий между подростками российской и китайской групп по возрастному, половому составу, психопатологической отягощен-ности и соматоневрологической заболеваемости.

Всем пациентам, поступавшим в психиатрический стационар с симптомами депрессии, проводилось клинико-психопатологическое, экспериментально-психологическое и лабораторное обследование.

Проведенное транскультуральное исследование выявило значительное преобладание среди подростков с депрессивными расстройствами лиц женского пола в обеих этнических группах: российская группа – 78,0%, китайская группа – 68,2%.

Были сформированы две возрастные группы (11–14 и 15–18 лет). В первой возрастной группе (11–14 лет) среди российских и китайских подростков достоверных отличий в клиниконозологической структуре депрессивных расстройств не выявлено. Вместе с тем у российских подростков второй возрастной группы (15–18 лет) клинико-психопатологическая структура депрессивных расстройств достоверно чаще характеризовалась кратковременными (42%) и пролонгированными (24%) депрессивными реакциями, тогда как среди китайских подростков достоверно чаще встречался умеренный депрессивный эпизод (23%) и тяжелый депрессивный эпизод без психотических симптомов (41%).

На следующем этапе исследования было изучено распределение больных по клиникопсихопатологической структуре ведущего синдрома. Получены достоверные данные о структуре ведущего синдрома среди подростков второй возрастной группы (15–18 лет): у китайских подростков достоверно чаще выявлено преобладание астено-адинамического варианта депрессивных расстройств (36%) в сравнении с российскими подростками.

В клиническом интервью китайские подростки отмечали, что прежние интересы и увлечения перестали играть в их жизни какую-либо значимую роль, что переставали справляться с обычными повседневными нагрузками, а это влекло за собой снижение умственной и физической работоспособности и негативно сказывалось на качестве получаемых знаний и текущей успеваемости.

Как правило, подростки не связывали ухудшение настроения с актуальным психическим состоянием и пытались объяснить низкую успеваемость необоснованно растущими требованиями педагогов и родителей и недоброжелательным отношением со стороны окружающих. Часть пациентов (15%) в подобной ситуации пытались справиться с учебными нагрузками, «взять себя в руки», «направить все силы на учебу», но неудачные попытки самостоятельно преодолеть школьную дезадаптацию только усиливали астенизацию и приводили к еще большему ухудшению настроения. Параллельно появлялись нарушения сна, ухудшался аппетит, резко снижался жизненный тонус в целом. Постепенно появлялись идеи самоуничижения и собственной никчемности, сниженная самооценка в силу неспособности быть «нормальным, полноценным человеком», что закономерно приводило к обострению депрессии.

В начале депрессивного эпизода многие пациенты, критически оценивая свое психическое состояние, всё же пытались справиться с ним самостоятельно. Только 5% из них обращались к специалистам (психиатрам, психотерапевтам, психологам, участковым терапевтам). Преобладающее большинство подростков искали помощь у близких, но чаще всего не находили поддержки, так как ближайшее окружение воспринимало их жалобы как «неуместные», «непонятные», «навязчивые». Часто пациенты пытались справиться с депрессией, используя алкоголь и другие ПАВ, но это только ухудшало и без того тяжелое психическое состояние.

Вышеуказанные выводы подтверждаются полученными показателями по психологическим шкалам Гамильтона (HAMD-17, HARS). Так, в первой возрастной группе у 14% российских подростков состояние тревоги оценивалось как средне выраженное, тогда как во второй возрастной группе данный показатель возрастает до 42%. Тревожное состояние, наблюдавшееся у 34% респондентов, клинически проявлялось переживанием выраженного чувства тревоги в ответ на возникновение даже незначительных по силе психогенных ситуаций. Эти опрошенные были отнесены к лицам с высоким уровнем ситуационной тревожности. Таким образом, 84,1% от общего числа респондентов отличались высокими уровнями как личностной, так и ситуационной тревожности, что можно расценивать как их специфическую психологическую особенность, предрасполагающую к развитию суицидального поведения.

Следующей задачей сравнительного исследования стала разработка терапевтической стратегии и системы превентивных мероприятий, позволяющей улучшить качество профилактической помощи подросткам с непсихотическими депрессивными расстройствами.

В ходе настоящего исследования был разработан прогностически-триггерный программный комплекс развития депрессивных расстройств по медико-социальным факторам риска. Дизайн исследования предполагал, что внедрение данного комплекса позволит улучшить качество оказываемой профилактической помощи подросткам с непсихотическими депрессивными расстройствами на основе включения в его структуру медикаментозной, психотерапевтической и психопревентивной составляющих. Этот комплекс построен в соответствии с классическими подходами к терапии депрессивных расстройств и суицидального процесса, а также с учетом индивидуальнопсихологических характеристик пациентов. При этом необходимо иметь в виду, что психофармакотерапия назначалась только в случае наличия у подростка тех или иных психических расстройств.

Согласно нашему опыту, наиболее эффективными средствами в психофармакотерапии расстройств депрессивного спектра являются антидепрессанты, среди которых наиболее предпочтительны селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). При этом мы отдавали себе отчет в том, что для детей и подростков до 15-летнего возраста в клинической практике в России разрешен к применению только феварин (с 8 лет), в то время как в КНР в инструкциях по применению лекарственных препаратов, включая антидепрессанты, нет возрастных ограничений. В психиатрических клиниках КНР антидепрессантами выбора для лечения детей и подростков являются флуоксетин, эсциталопрам, сертралин и венлафаксин, при этом предпочтению отдается первым двум. Ан-тидепрессивная терапия дополнялась назначением транквилизаторов, нормотимиков, нейролептиков. Помимо медикаментозной терапии подросткам проводили психотерапию. При выборе методов психотерапии в отношении китайских и российских подростков предпочтение отдавалось арттерапевтическим и игровым методикам, обязательным компонентом была семейная терапия с позиции партнерских отношений в семье и применение методов когнитивноповеденческой психотерапии.

Основным принципом охраны психического здоровья детей и подростков является предупредительное (превентивное) направление. Известно, что применение современных информационных и математико-статистических методов может значительно повысить качество оказания как первичной, так и вторичной профилактики депрессивных расстройств.

С применением модели логистической регрессии Logistica (>2) у подростков российской группы было выявлено пять переменных статистически значимых факторов, вносящих вклад в формирование депрессивных расстройств: родительский прессинг, неблагоприятные отношения с одноклассниками, разногласия и непонимание с родителями, наследственная отя-гощенность психическими заболеваниями, преморбидные акцентуации личностных черт. Регрессионный анализ факторов риска депрессивных расстройств у подростков китайской группы доказал наличие статистически значимой корреляции с пессимистическими взглядами и планами на будущее, родительским прессингом, плохими условиями проживания, проблемами в отношениях с одноклассниками и родителями. Анализируя статистически значимые факторы риска депрессивных расстройств у подростков, мы определили те из них, которые можно использовать как бинарные вопросы для создания модели депрессивного поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимым мероприятием в алгоритме анти-депрессивной терапии у подростков является раннее распознавание депрессий. В его основе должна лежать достаточная осведомленность врачей общесоматической сети о проявлениях депрессии, поскольку именно к ним на начальном этапе заболевания обращаются подростки и их родители. Поэтому большое значение играет качественная организация взаимодействия между психиатрической службой и учреждениями общемедицинской сети. Кроме того, знание этнокультуральной специфики заболеваний у представителей коренных дальневосточных этносов позволит достичь лучшего понимания механизмов формирования депрессивных расстройств. Выявленные клинические особенности позволят более дифференцированно и эффективно осуществлять профилактику, диагностику и лечение этой патологии, что внесет существенный вклад в улучшение психического здоровья подростков Дальнего Востока России и Северного Китая.

Список литературы Клинические характеристики депрессивных расстройств у подростков Дальнего Востока России и Северного Китая

  • Wong J.P.S., Stewart S.M., Claassen C., Lee P.W.H, Rao U., Lam T.H. Repeat suicide attempts in Hong Kong community adolescents. Social Science and Medicine. 2008, 66: 232-241. https://doi.org/10.1016Zj.socscimed.2007.08.031
  • Yunming L., Changsheng C., Haibo T., Wenjun C., Shanhong F., Yan M., Yongyong X., Qianzhen H. Prevalence and risk factors for depression in older people in Xi’an China: a community-based study. Int J Geriatr Psychiatry. 2012 Jan; 27 (1): 31-39 DOI: 10.1002/gps.2685
  • Krasnov V.N. Diagnosis and classification of mental disorders in Russian speaking psychiatry: focus on affective spectrum disorders. European Psychiatry. 2011; 26 (2): 11-14.
  • Краснов В.Н., Алфимова М.В., Мельникова Т.С., Фролов А.М. Взаимосвязи когнитивных и эмоциональных нарушений при депрессиях (обзор литературы). Доктор.Ру. 2013.5 (83): 7076.
  • Куприянова И.Е., Карауш И.С., Дроздовский Ю.В., Усов Г.М. Дети и подростки с сенсорными нарушениями: проблемы депрессии и суицидального риска. Суицидология. 2017; 8, 2 (27): 70-81.
  • Семке В.Я., Бохан Н.А. Транскультуральная аддиктология. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008: 588.
Статья научная