Клинические варианты органических расстройств с депрессивными проявлениями у облученного населения в зоне радиационных аварий на Южном Урале

Автор: Балашов П.П., Буйков В.А., Колмогорова В.В., Буртовая Е.Ю.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Экологическая психиатрия

Статья в выпуске: 3 (54), 2009 года.

Бесплатный доступ

Было изучено 270 пациентов, облученных в пойме р. Теча, и 578 пострадавших на территории ВУРСа, а также 300 человек, проживающих на радиационно чистых территориях. У всех обследованных больных были выявлены органические расстройства различной степени выраженности. Органическая симптоматика была основной, ведущей, на фоне которой формировались иные патологические проявления. Депрессивные расстройства наблюдались практически у всех пациентов, степень выраженности которых варьировала от легких до глубоких.

Радиационное облучение, органические расстройства, депрессивные проявления, астеническое расстройство, доминантные факторы, предрасполагающие факторы

Короткий адрес: https://sciup.org/14295336

IDR: 14295336

Текст научной статьи Клинические варианты органических расстройств с депрессивными проявлениями у облученного населения в зоне радиационных аварий на Южном Урале

*Томск, ГОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет Росздрава

Челябинск, **Университет Российской академии образования, ***ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования Росздрава, ****Уральский научно-практический центр радиационной медицины МЗ РФ

Р е з ю м е : Было изучено 270 пациентов, облученных в пойме р. Теча, и 578 пострадавших на территории ВУРСа, а также 300 человек, проживающих на радиационно чистых территориях. У всех обследованных больных были выявлены органические расстройства различной степени выраженности. Органическая симптоматика была основной, ведущей, на фоне которой формировались иные патологические проявления. Депрессивные расстройства наблюдались практически у всех пациентов, степень выраженности которых варьировала от легких до глубоких. Ключевые слова : радиационное облучение, органические расстройства, депрессивные проявления, астеническое расстройство, доминантные факторы, предрасполагающие факторы.

CLINIC VARIANTS OF ORGANIC DISORDERS WITH DEPRESSIVE MANIFESTATION IN EXPOSED TO RADIATION POPULATION IN THE AREA OF RADIOACTIVE ACCIDENTS IN THE SOUTH URALS . P. P. Balashov, V. A. Bujkov, V. V. Kolmogorova, E. J. Burtovaja. Siberian State medical University, University of Russian Education Academy, Urals State Academy of additional education, Urals scientific practical center of radioactive medicine, Health Ministry of Russian Federation. A b s t r a c t : Ve have examined 270 patient having undergone radioactive irradiation near Techa river and 578 patients having suffered radiation sequelae of the Ural East Radioactive Trace as will as 300 persons residing in non-polluted by radiation territories. Organic disorders of different severity were revealed in all examined patients. Organic symptomatology was the leading feature, another pathologic manifestations having been formed at it’s background. Depressive disorders where evident actually in all patients/ the degree of severity ranges from the moderate to hard ones. Key words: organic disorders, depressive manifestations, asthenia disorder, dominant factors, predisposing factors.

Введение. Деятельность производственного объединения «Маяк» в течение ряда лет сопровождалась катастрофическими по своим масштабам радиационными инцидентами и авариями. В период 1949—1956 гг. в речную систему Теча-Исеть-Тобол-Иртыш-Обь был осуществлен санкционированный сброс более 2,5 млн Ки жидких радиоактивных отходов. В результате взрыва емкости с высокоактивными отходами в 1957 г. и ветрового разноса радионуклидов в 1967 г. произошло массовое облучение населения Челябинской, Свердловской и Курганской областей.

Большинство жителей пострадавших районов не переселяли, и в настоящее время на радиационно неблагополучной территории проживает уже третье-четвертое поколение облученных. Таким образом, сформировалась уникальная многочисленная когорта лиц, проживающих в условиях хронического радиационного воздействия. Вместе с тем спустя многие десятилетия после радиационных катастроф уровень радиационного фона продолжает оставаться высоким в целом ряде районов на территории зоны Восточно-Уральского радиационного следа и в бассейне реки Теча. Сохраняется потенциальная опасность повторного загрязнения речной системы.

Материалы и методы . По данным клинических, клинико-психологических и инструментальных исследований у пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале выявлен широкий спектр депрессивной патологии на фоне органических расстройств. В основной группе «органических, включая симптоматические расстройства» у пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале было выделено 4 подгруппы и группа сравнения (300 чел., проживающих на радиационно чистых территориях). Основная группа была представлена 270 пациентами, проживающими в пойме р. Теча, и 578 респондентами в зоне Восточно-Уральского радиационного следа (ВУРСа).

В группу «органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство» (F06.6 по МКБ-10) вошло 118 облученных в пойме р. Теча (43,7 %) и 264 (45,8 %) пострадавших на территории ВУРСа. Все обследуемые пациенты этой подгруппы обнаруживают на фоне органической симптоматики явные астенические и астенодепрес-сивные проявления.

Основу этого вида органического расстройства составляет церебрастенический радикал в форме физической и психической слабости, истощаемо-сти, гиперестезии, раздражительности. При органической астении в той или иной степени нивелируется реакция личности на заболевание, а сами проявления астении более грубы (по сравнению с функциональными астениями); вместо раздражительности чаще выступают злоба, дисфория, вместо подавленности – тоскливый аффект, вместо слезливости – недержание аффекта и т. д. Во всех случаях наблюдаются те или иные вазовегетативные расстройства – перепады артериального давления со склонностью к гипотонии, лабильность пульса, гипергидроз, сосудистая лабильность и т. д. Часто встречаются многочисленные жалобы характерные для церебральноорганических расстройств, в первую очередь на головные боли и головокружение, рассеянность, забывчивость, трудность сосредоточения. Нередки вестибулярные нарушения, особенно проявляющиеся во время езды в транспорте, при просмотре телепередач. Усиливается восприимчивость к действию метеорологических факторов. Чаще всего у обследованных пациентов отмечался гипостенический вариант астении. У этих больных часто наблюдались ошибки, описки, пропуски букв и слов. Воспроизведение ранее усвоенных терминов, понятий, формул требует большого напряжения. Речь часто в замедленном темпе, они подчас с трудом подбирают слова при изложении простейшего материала. Нередко с утра больные не в состоянии приступить к любой работе. Характерны постоянная сонливость днем и затруднения засыпания, частые пробуждения в ночное время. Практически во всех случаях клиника астенического расстройства сочетается с выраженной депрессивной симптоматикой, сене-стопатиями, дереализациями, тревогой, ипохондрическими проявлениями [2, 3, 4].

Гипостенический вариант астенического расстройства отмечался у меньшего числа облученных в бассейне реки Теча и у пострадавших в зоне ВУРСа. Специфических клинических проявлений в зависимости от зоны поражения у обследованных выявлено не было, но можно отметить, что фактически все пациенты связывали начало заболевания с действием радиационных факторов. В клинике заболевания часто звучали психотравмирующие моменты, спровоцированные радиационными инцидентами и неблагополучной экологической обстановкой в зоне проживания.

Следует отметить, что органические эмоционально-лабильные (астенические) расстройства возникали в связи с цереброваскулярными заболеваниями или гипертонией. Таким образом, в данной подгруппе больных значимо преобладали (p<0,05) экзогенно-органические вредности, которые можно было рассматривать как в рамках предрасполагающих, так и провоцирующих факторов.

Оценка значимости радиационного инцидента больными этой подгруппы существенно отличалась от таковой у больных, относимых к категории невротических расстройств.

В группе сравнения было выявлено 13 больных (2,1 %) с диагнозом «астеническое расстройство». У этих больных органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство было обусловлено имеющимися соматическими заболеваниями, невыраженной депрессивной симптоматикой и характеризовалось сравнительно непродолжительным течением и менее выраженной клинической симптоматикой. Превалировали гиперстенические варианты.

Подгруппу «органическое тревожное расстройство» (F06.4) составили 69 (25,6 %) облученных в пойме реки Теча и 162 (28,1 %) пострадавших на территории ВУРСа.

Тревожное органическое расстройство характеризовалось выраженными периодически насту- пающими приступами панического страха, генерализованной тревоги или обсессивнофобическими состояниями, которые формировались вследствие органической природы. Характер тревожных проявлений на протяжении болезненного состояния отличался динамичностью, волнообразностью, изменениями степени выраженности и устойчивостью. У этих пациентов в формировании психоорганических проявлений обнаруживалась полиэтиологичность факторов (радиационный, психогенный, преморбидный и др.). Наличие тревожных расстройств и органической психосимптоматики приводило к низким показателям по когнитивным тестам, направленным на исследование памяти, понимания, устойчивости внимания и др.

Интересным в подгруппе «органических тревожных расстройств» является взаимодействие экзогенно-органических вредностей с другими факторами, влияющими на формирование психических расстройств в отдаленные периоды. Эта группа была единственной, выявившей преобладание лиц женского пола над мужским (50,9 %) и значительное (p<0,05) отличие по показателю от группы сравнения. Среди лиц с «органическими тревожными расстройствами» было значимо (p<0,05) меньше переселенных лиц (28,3 против 40,3 %) и больных с тюркоязычной этнической принадлежностью (41,5 и 47,8 % соответственно). Особо следует подчеркнуть, что постоянное чувство тревоги у пациентов было субъективно крайне тяжелым, выводящим их из строя во всех областях социальной и профессиональной деятельности. Тревожная симптоматика отличалась инку-рабельностью и постоянным сочетанием с выраженной депрессивной симптоматикой.

В группе контроля «органическое тревожное расстройство» было малочисленным - 9 пациентов (3,0 %) и полиэтиологичным (ЧМТ, сердечнососудистые заболевания, дисфункция щитовидной железы и т. д.). Особенностями расстройств в контрольной группе по сравнению с основной являются их относительная непродолжительность, лучшая подверженность терапевтическому воздействию, меньшая выраженность когнитивных и иных нарушений.

«Органические (аффективные) расстройства настроения» (F06.3) характеризуются сочетанием аффективных (депрессивных) хронических расстройств настроения с достаточно убедительными клиническими данными, подтверждающими органическую патологию головного мозга. Анализируя «органические (аффективные) расстройства настроения», следует прежде всего отметить, что критерием для включения этих расстройств в настоящую подгруппу является их прямая обусловленность церебральными расстройствами, наличие которых может быть подтверждено различными инструментальными и лабораторными методами, в том числе и клинико-психологическими [5, 6]. Рассматривая клинику обследованных больных подгруппы, относящейся к «органическим расстройствам настроения», можно отчетливо обнаружить влияние доминантных (радиационного и психотравмирующего), а также предрасполагающих (социальные, преморбидно-личностные и др.) и провоцирующих (ЧМТ, дополнительные стрессовые ситуации, острые соматические заболевания) факторов, приводящих к формированию органической симптоматики. Депрессивные расстройства в той или иной степени выраженности обычно появляются вслед за формированием органической патологии и не являются эмоциональным ответом на психотравмирующий или иной фактор. Аффективные расстройства тесно переплетены с симптомами органической природы, на основе их формируются и из них вытекают. На протяжении всего периода заболевания этим пациентам был свойствен широкий спектр аффективных проявлений (субдепрессивный, депрессивный, биполярные расстройства), а также дистимические и дисфорические нарушения [1, 4, 7, 8]. Органическая симптоматика обычно проявлялась различными когнитивными нарушениями, степень выраженности которых была незначительная, но стойкая и постоянная. Следует особо отметить, что у исследуемого контингента этой когорты обнаруживались повышенная истощае-мость психических процессов, быстрая утомляемость, снижение устойчивости внимания, ухудшение запоминания, ригидность установок и т. д. Эта симптоматика отчетливо и ярко звучала в период послабления аффективной патологии и была как бы «зашторенной» на высоте эмоциональных расстройств.

В исследуемую подгруппу аффективных органических расстройств вошли 57 облученных в пойме реки Теча (21,1 %) и 94 пострадавших на территории ВУРСа (16,1 %). Аффективные расстройства в обследуемой когорте больных появлялись вслед за органическими расстройствами и были тесно связаны с доминирующими или предрасполагающими моментами. Изменения настроения не расценивались как эмоциональный ответ больного на психотравмирующее событие, а как симптом сопутствующего органическим расстройствам заболевания мозга.

В группе сравнения было выявлено только 9 больных (3,0 %), которым диагностировали органическое (аффективное) расстройство настроения. Во всех случаях отмечалась депрессия в виде легкого и умеренного эпизодов, которые практически во всех случаях были обусловлены психотравмирующими факторами.

«Органическое расстройство личности и поведения вследствие заболевания, повреждения и дисфункции головного мозга» (F07.9) охватывает круг преимущественно резидуальных органических заболеваний мозга с нарушением высших корковых функций. Эти синдромы включают нарушения памяти, мышления и аффективное недержание, однако характер нарушений не достигает степени тотальной деменции. Познавательная деятельность у пациентов, относящихся к этому виду расстройств личности, в основном снижена или изменена в сфере планирования и предвидения последствий для себя и общества. Обычно причиной этого синдрома являются структурные повреждения мозга.

Органическое расстройство личности (F07) диагностировалось у 36 (13,3 %) облученных в пойме р. Теча и у 58 (10,0 %) пострадавших на территории ВУРСа. В клинической картине заболевания часто отмечались сложные психопатологические синдромы органического генеза. В первую очередь в структуре заболевания обнаруживались расстройства памяти, интеллекта и критики. Депрессивная симптоматика была невыраженной, но постоянной. Психическое состояние больных существенно сказывалось на их функционировании в социальной, бытовой и трудовой сферах жизнедеятельности. Большинство из них имели II группу инвалидности и многократно госпитализировались в различные лечебные учреждения.

Чаще диагностировались эксплозивные, апатические и смешанные варианты органического психосиндрома. У пациентов наблюдались значительные изменения преморбидных личностных особенностей. При изучении больных исследуемой подгруппы более отчетливо обнаруживалось наличие предрасполагающих и провоцирующих факторов в формировании стойких органических проявлений. При нейрофизиологическом исследовании (ЭЭГ, Эхо-ЭГ, КТ, а у части – ЯМРТ) у всех пациентов, облученных в результате радиационных инцидентов на Южном Урале, обнаруживались определенные локальные признаки и дисфункции головного мозга, приводящие к нарушению функций речи, памяти, внимания, мышления. В клинической картине присутствовали синдромы, свидетельствующие о расстройстве в сфере влечений. Возможно формирование психопатоподобного поведения. В отдельных случаях отмечаются непродолжительные и нестойкие паранойяльные бредовые идеи и сверхценные идеи (чаще правдоискательства и др.).

При выраженных локальных изменениях в клинической картине на передний план выступают признаки дефицита функции соответственно топике органического поражения мозга: гиподинамия, апато-абулические расстройства, нарушения поведения, речевые расстройства, нарушения функции письма, чтения и др. В группе сравнения лиц с органическими расстройствами личности (F07.9) выявлено не было.

Выводы. Органические расстройства у облученного населения Южного Урала характеризуются полисимптоматичностью клинического выражения, где важное место занимают депрессивные проявления, участвующие в образовании сложных синдромов (астенодепрессивный, тревожнодепрессивный и др.). Клинические варианты органических расстройств с депрессивными проявлениями встречались в общей популяции изучаемого населения сравнительно часто, существенно сказываясь на длительности течения заболеваний и характеризуясь терапевтической резистентностью. Аффективные расстройства формировались на фоне органических расстройств и наряду с дру- гой симптоматикой занимали вторичное положение.

Статья научная