Клиническое нормирование выраженности астенопии на основе опросника качества жизни пациентов с компьютерным зрительным синдромом «КЗС-22»
Автор: Кумар В., Ковригина Е.И., Кожухов А.А., Овечкин Н.И., Эскина Э.Н.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Офтальмология
Статья в выпуске: 4 т.18, 2022 года.
Бесплатный доступ
Цель: клиническое нормирование выраженности астенопии на основе данных опросника качества жизни (КЖ) пациентов с компьютерным зрительным синдромом «КЗС-22». Материал и методы. Под наблюдением находились 204 пациента с нормальными показателями объективной аккомодографии и не предъявляющие астенопические жалобы, а также с явлениями аккомодационной астенопии. Все пациенты однократно обследованы с помощью опросника «КЗС-22» с расчетом общего показателя тестирования (ОПТ). Основой проведения клинического нормирования являлся анализ показателей чувствительности (ПокЧ) и специфичности (ПокС) с формированием стандартных ROC-кривых. Результаты. Площадь под ROC-кривой составляла 0,939, что свидетельствует об отличном прогностическом качестве модели. В точке максимальной ПокЧ (83%) и ПокС (86%) величина ОПТ была 175 баллов, что определяет данное значение с позиции «норма». Заключительная проверка разработанной модели показала требуемые и достаточно высокие ПокЧ (82 и 87%) и ПокС (83 и 86%) при различиях ОПТ: от «нормы» до «компенсации» и от «компенсации» до «декомпенсации» астенопии соответственно. Заключение. Определены следующие нормативные показатели астенопии: «норма» - более 175 баллов; «компенсация» - менее 175, но не менее 147 баллов; «декомпенсация» - менее 147 баллов. При этом данные показатели не зависят от вида аккомодационной астенопии (привычное избыточное напряжение аккомодации или астеническая форма).
Аккомодационная астенопия, качество жизни, компьютерный зрительный синдром
Короткий адрес: https://sciup.org/149142576
IDR: 149142576
Текст научной статьи Клиническое нормирование выраженности астенопии на основе опросника качества жизни пациентов с компьютерным зрительным синдромом «КЗС-22»
-
1Введение. В современных условиях компьютеры являются частью нашей повседневной жизни, при этом все больше пользователей испытывают различные глазные симптомы, связанные с работой на нем. К числу наиболее характерных симптомов относятся напряжение и усталость глаз, раздражение, покраснение, нечеткость зрения и двоение в глазах, которые в совокупности называются КЗС. Основной причиной КЗС признаются аккомодационные нарушения, определенное значение придается синдрому сухого глаза и бинокулярным расстройствам [1].
Согласно рекомендациям Экспертного совета по аккомодации и рефракции Российской Федерации (ЭСАР) аккомодационная астенопия (АА, по Международной классификации болезней 10-го пересмотра п. Н53.1 — «Субъективные зрительные расстройства») может проявляться двумя основными формами — привычное избыточное напряжение аккомодации (ПИНА) и астеническая форма аккомодационной астенопии (АФАА) [2].
В диагностическом плане следует отметить, что диагностика АА выполняется на основании ряда методов (визометрии, оценки запасов и резервов аккомодации и др.), из которых ведущим признается объективная аккомодография, обеспечивающая в реальном времени комплексную оценку состояния аккомодационной функции глаза по показателям (коэффициентам) аккомодационного ответа, роста и устойчивости аккомодограммы, а также микрофлюктуаций цилиарной мышцы [3]. Следует подчеркнуть, что аппаратное обеспечение для объективной оценки аккомодации (аккомодограф RightonSpeedy-I, Япония) далеко не всегда может широко применяться в клинической практике из-за его достаточно высокой стоимости.
В связи с этим одним из важных направлений оценки АА у пациентов с явлениями КЗС является исследование КЖ с помощью специальных опросников, ведущими из которых являются опросник «ЭСАР» [2], Опросник по синдрому компьютерного зрения (Сomputer Vision Syndrome Questionnaire, CVS-Q) [4] и Индекс заболеваний глазной поверхности (Ocular Surface Disease Index, OSDI) [5]. Отечественными авторами разработан оригинальный опросник «КЗС-22», который (по результатам проведенной комплексной сравнительной оценки) характеризуется более высокой (по сопоставлению с указанными методами) клинико-диагностической эффективностью, что связано с методологическими особенностями при разработке опросника [6]. В то же время широкое внедрение в клиническую практику опросника «КЗС-22» требует оценки диагностической возможности дифференцировки состояния зрения пациента с позиции «норма» — «астенопия».
Цель — клиническое нормирование выраженности астенопии на основе опросника качества жизни пациентов с компьютерным зрительным синдромом «КЗС-22».
Материал и методы. Под наблюдением находились 204 пациента (132 мужчины и 72 женщины, имеющие слабо миопическую (с величиной сферического эквивалента не более 3,0 дптр или эмметропическую рефракцию) в возрасте 24–32 лет (средний возраст
-
27,6±0,9 года), профессиональная деятельности которых основывалась на работе с персональным компьютером (не менее 4 ч в день) с достаточно высокой ответственностью за конечной результат. Все пациенты (после проведения объективной аккомодо-графии) были разделены на следующие три равнозначные по полу, возрасту и состоянию рефракции группы: контрольную (68 человек), с нормальными показателями аккомодограммы и не предъявляющих астенопические жалобы, а также группы с наличием (по данным аккомодографии) ПИНА (71 человек) и АФАА (65 человек), предъявляющие характерные астенопические жалобы. Все пациенты были однократно обследованы по опроснику «КЗС-22» с последующим сопоставлением ОПТ (как суммы баллов по всем вопросам с учетом весовых коэффициентов каждого из возможных ответов) с данными объективной аккомодографии и результатами оценки по опроснику «ЭСАР» в целях выявления стадии выраженности астенопии («норма», «компенсация», «декомпенсация»).
Основой проведения клинического нормирования являлся расчет ПокЧ (доли положительных результатов, которые правильно идентифицированы как таковые) и ПокС (доли отрицательных результатов, которые правильно идентифицированы как таковые) опросника «КЗС-22».
Полученные данные формировались в виде стандартных ROC-кривых с последующим анализом по стадиям выраженности астенопии [7]. Анализ данных проводился в программе для статистической обработки данных SPSS, построение ROC-кривых — в MS Excel.
Результаты. Первичный анализ полученных результатов показал отсутствие различий во взаимоотношении нормативных показателей (контрольной группы) как в группе с ПИНА, так и в группе с АФАА. Результаты объединенного анализа ROC-кривых представлен на рисунке.
Представляя результаты, следует подчеркнуть, что ПокЧ отражает вероятность того, что имеющий заболевание пациент будет классифицирован именно как «больной», в то время как ПокС указывает на то, что не имеющий заболевание пациент будет классифицирован именно как «небольной». Использовались следующие диапазоны ПокЧ и ПокС: 0,0– 0,5 — «практически бесполезная»; 0,5–0,7 — «низкая»; 0,7–0,9 — «умеренная»; 0,9–1,0 — «высокая», определяющие требования для внедрения в клиническую практику справедливы при значении показателя более 0,7.
Количественный анализ ROC-кривых выполнялся по показателю AUC, отображающим площадь, ограниченную ROC-кривой и осью доли ложных положительных классификаций. Чем выше показатель AUC, тем качественнее выделение классификационных признаков. При этом применялась следующая экспертная шкала для значений AUC: 0,9–1,0 — «отличное»; 0,8–0,9 — «очень хорошее»; 0,7–0,8 — «хорошее»; 0,6–0,7 — «среднее»; 0,5– 0,6 — «неудовлетворительное».
Представленные на рисунке данные свидетельствуют о том, что площадь под кривой AUC составляет 0,939, что подтверждает отличное прогностическое качество модели. В точке максимальных ПокЧ (83%) и ПокС (86%) величина ОПТ была 175 баллов, что определяет данное значение с позиции «норма». Дальнейший анализ полученных данных позволил

ROC-кривая для опросника «КЗС-22»
расширить нормативные показатели с позиции стадии выраженности астенопии («компенсация» — менее 175, но не менее 147 баллов; «декомпенсация» — менее 147 баллов. Заключительная проверка разработанной модели показала требуемые и достаточно высокие ПокЧ (82 и 87%) и ПокС (83 и 86%) при различиях ОПТ: от «нормы» до «компенсации» и от «компенсации» до «декомпенсации» соответственно.
Обсуждение. Следует подчеркнуть два положения: первое связано с отсутствием различий (по ПокЧ и ПокС) между группами с ПИНА и АФАА, или, иными словами, сходной субъективной симптоматикой при спазмическом или астеническом характере нарушений в цилиарной мышце глаза. В связи с чем необходимо отметить: несмотря на различный патогенез указанных нарушений, состояние субъективного статуса пациента практически не отражает в полном объеме специфичность основных видов АА, что в целом согласуется с данными литературы, указывающими на достаточно широкий спектр субъективных проявлений у пациентов с явлениями КЗС [9].
Второе положение определяет практическую направленность полученных в рамках настоящей работы данных. Проведенный анализ литературы указывает на актуальность применения скрининговых методов диагностики состояния зрения у пациентов с КЗС в силу того, что число таких пациентов и, следовательно, обращений к офтальмологу неуклонно растет [9]. В этой ситуации (особенно с учетом отсутствия в большинстве случаев объективных методов исследования аккомодационной функции глаза) существенно повышается клинико-диагностическая значимость методов, позволяющих предварительно оценить состояние зрения пациента до планового осмотра офтальмолога. Проведенные ранее исследования показали более высокую (по сравнению с апробированными ранее опросникам «ЭСАР», CVS-Q, OSDI) эффективность опросника «КЗС-22» [10], что в сочетании с проведенным в рамках настоящей работы клиническим нормированием обеспечивает широкое внедрение данного опросника в клиническую практику медицинского обеспечения пациентов с КЗС.
Заключение. Клиническое нормирование выраженности астенопии на основе опросника КЖ пациентов с КЗС — «КЗС-22» — выполняется по следующим значениям общего показателя тестирования: «норма» — более 175 баллов; «компенсация» — менее 175, но не менее 147 баллов; «декомпенсация» — менее 147 баллов. При этом данные показатели не зависят от вида аккомодационной астенопии (привычного избыточного напряжения аккомодации или астенической формы аккомодационной астенопии). Полученные результаты нормирования в сочетании с выявленной ранее клинической эффективностью обеспечивают внедрение опросника «КЗС-22» в широкую клиническую практику медицинского обеспечения пациентов с КЗС.
Список литературы Клиническое нормирование выраженности астенопии на основе опросника качества жизни пациентов с компьютерным зрительным синдромом «КЗС-22»
- Porcar Е, Pons AM, Lorente A. Visual and ocular effects from the use of flat-panel displays. Int J Ophthalmol. 2016; 9 (6): 881-5.
- Проскурина О.В., Тарутта Е.П., Иомдина Е.Н. и др. Актуальная классификация астенопии: клинические формы и стадии. Российский офтальмологический журнал. 2016; 9 (4): 69-73.
- Махова M.В., Страхов В.В. Взаимосвязь аккомодографических и субъективных диагностических критериев различных нарушений аккомодации. Российский офтальмологический журнал. 2019; 12(3): 13-9. 10.21516/2072-0076-2 019-12-3-13-19.
- Segui Mdel М, Cabrero-Garcia J, Crespo A, et al. A reliable and valid questionnaire was developed to measure computer vision syndrome at the workplace. J Clin Epidemiol. 2015; 68 (6): 662-73.
- Traipe L, Gauro F, Goya MC, et al. [Validation of the Ocular Surface Disease Index Questionnaire for Chilean patients]. Rev Med Chil. 2020; 148 (2): 187-95.
- Овечкин И.Г., Юдин В.Е., Ковригина Е.И. и др. Методологические принципы разработки опросника "качества жизни" у пациентов с явлениями компьютерного зрительного синдрома. Офтальмология. 2021; 18 (4): 926-31.
- Xue WW, Zou HD. [Rasch analysis of the Chinese Version of the Low Vision Quality of Life Questionnaire]. Zhonghua Yan Ke Za Zhi. 2019; 55 (8): 582-8. 10.3760/cma.j.issn. 0412-4081.2019.08.007.
- Коротких С.А., Никифорова А.А. Исследование надежности и валидности анкеты количественной оценки астенопических жалоб компьютерного зрительного синдрома. Современная оптометрия. 2017; 8: 18-22.
- Lema АК, Anbesu EW. Computer vision syndrome and its determinants: A systematic review and metaanalysis. SAGE Open Med. 2022; 9 (10): 20503121221142402.
- Ковригина Е.И., Овечкин И.Г., Коновалов М.Е., Юдин В.Е. Клиническая эффективность различных методов оценки качества жизни пациентов с явлениями компьютерного зрительного синдрома. Саратовский научно-медицинский журнал. 2021; 17(3): 646-9.