Клинико-биохимические проявления недифференцированных форм дисплазии соединительной ткани у беременных с варикозной болезнью вен малого таза

Автор: Шибельгут Нонна Марковна, Захаров Игорь Сергеевич, Мозес Вадим Гельевич

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Акушерство и гинекология

Статья в выпуске: 1 т.6, 2010 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования: уточнение патогенеза варикозной болезни вен малого таза у женщин. Материал: у 290 беременных в доношенном сроке проведено ультразвуковое исследование венозной системы малого таза; у 190 из них выявлена варикозная болезнь вен малого таза (ВБВМТ). У всех беременных выявлялись фенотипические проявления дисплазии соединительной ткани по методике В.М. Яковлева; определялись биохимические проявления дисплазии соединительной ткани: уровень сиаловых кислот в сыворотке крови, суточная экскреция гликозаминогликанов и оксипролина. Результаты: у беременных с (ВБВМТ) выявлена высокая частота клинико-биохимических проявлений недифференцированных форм дисплазии соединительной ткани (НФДСТ). Клинически НФДСТ у беременных с ВБВМТ проявлялись поражением зубо-челюстного аппарата, лицевого черепа и опорно-двигательного аппарата; висцеральные проявления НФДСТ у беременных с ВБВМТ были представлены нарушением рефракции, вентральными грыжами, плоскостопием, варикозным расширением вен нижних конечностей, сколиозом, гипермобильным синдромом, ПМК различной степени. Биохимические проявления НФДСТ у беременных с ВБВМТ укладывались в легкую степень

Еще

Беременность, варикозная болезнь, дисплазия соединительной ткани

Короткий адрес: https://sciup.org/14917010

IDR: 14917010

Текст научной статьи Клинико-биохимические проявления недифференцированных форм дисплазии соединительной ткани у беременных с варикозной болезнью вен малого таза

1 Введение. Варикозная болезнь вен малого таза (ВБВМТ) является актуальной проблемой акушерства и гинекологии. Частота заболевания у женщин достигает 15% в общей популяции, встречается во все возрастно-биологические периоды жизни и не имеет тенденции к снижению [1, 2, 3, 4].

Актуальность ВБВМТ обусловлена несколькими факторами. Во-первых, заболевание отличается про гредиентным течением, проявляющимся постепен- Ответственный автор – Захаров Игорь Сергеевич Кемерово, Ворошилова 22-а.

кафедра акушерства и гинекологии №1 ГОУ ВПО КемГМА.

Тел.: с.т. 89134348920; д.т. 83842386422; р.т. 83842365707.

ным уменьшением времени ремиссии и нарастанием клинической симптоматики. Во-вторых, основным клиническим проявлением ВБВМТ является синдром хронических тазовых болей, значительно снижающий качество жизни и трудоспособность женщин [1, 3, 5].

Чаще всего варикозная болезнь потенцируется в течение беременности и в позднем послеродовом периоде, что связывают с физиологической перестройкой венозной системы малого таза, сдавлением венозных коллекторов беременной маткой, прогрессирующим воздействием гормонов плаценты [1, 3, 6, 7]. Однако не смотря на большое количество теорий, до последнего времени патогенез заболевания во многом оставался неясным [4].

В последнее десятилетие появилась новая концепция, связывающая варикозную болезнь с врожденной недостаточностью соединительной ткани, или, в отечественной классификации – дисплазией соединительной ткани (ДСТ). Исследования последних лет установили высокую частоту фенотипических проявлений ДСТ при варикозной болезни вен нижних конечностей и позволили объяснить ряд частных вопросов патогенеза варикозной болезни [7, 9].

Цель исследования: уточнение патогенеза варикозной болезни вен малого таза у женщин

Методы. На аппарате Ultrasonix OP в режиме реального времени с использованием трансабдоминального трансдюссера с частотой 7 мгц было проведено ультразвуковое исследование венозной системы малого таза у 290 женщин в доношенном сроке беременности. У всех женщин оценивался диаметр маточных, внутренних подвздошных и яичниковых вен и проводилась проба с натуживанием. После ультразвукового исследования все исследуемые беременные были разделены на две группы.

Критериями включения в основную группу являлись: доношенный срок беременности; дилатация одного или более венозных коллекторов малого таза (маточных, яичниковых, внутренних подвздошных вен); положительная проба с натуживанием; отсутствие тяжелой акушерской (тяжелый гестоз, синдром задержки развития плода) и соматической патологии; информированное согласие на проведение исследования. Критериями исключения из основной группы являлись срок беременности менее 37 недель, отсутствие дилатации основных венозных коллекторов малого таза (маточных, яичниковых, внутренних подвздошных вен), отрицательная проба с натуживани-ем, тяжелая акушерская и соматическая патология, устный отказ беременной от обследования. Общее количество обследуемых беременных в основной группе составило 190 человек.

Критериями включения в группу сравнения являлись доношенный срок беременности; отсутствие дилатации одного или более венозных коллекторов малого таза (маточных, яичниковых, внутренних подвздошных и аркуатных вен); отрицательная проба с натуживани-ем; отсутствие тяжелой акушерской (преэклампесия, ЗВУР) и соматической патологии; информированное согласие на проведение исследования. Критериями исключения из группы сравнения являлись срок беременности менее 37 недель, тяжелая акушерская и соматическая патология, устный отказ беременной от обследования. Общее количество обследуемых женщин группы сравнения составило 100 человек.

Все беременные осматривались терапевтом, хирургом, офтальмологом для выявления висцеральной патологии, относящейся к клиническим проявлением ДСТ. У всех беременных выявлялись фенотипические проявления ДСТ при помощи функциональных и оценочных проб, предложенных В.М. Яковлевым (1994) [9]. Клинически значимым считалось наличие у беременной 5 и более стигм дизэмбриогенеза. У всех женщин определялись биохимические маркеры ДСТ: суточная экскреция мочой оксипролина, определяемого по методике П.Н. Шараева, и гликозаминогликанов, определяемого по методике Manley [8].

На 3 сутки послеродового периода всем родильницам проводилось динамическое ультразвуковое исследование венозной системы малого таза по описанной выше методике.

Выборочные параметры, приводимые в таблицах, имеют следующие обозначения: М – среднее, σ

– стандартное отклонение, n – объем анализируемой подгруппы, р – достигнутый уровень значимости. Для проверки нормальности распределения показателей применялся критерий Колмогорова-Смирнова. В случае нормального распределения, статистически значимое различие выборочных средних проверялось при помощи t – критерия Стьюдента; в других случаях использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Проверка статистической значимости различий между относительными частотами двух или большего числа событий осуществлялась при помощи критерия χ².

Результаты. У женщин с ВБВМТ при ультразвуковом исследовании выявлен венозный застой в органах малого таза, который проявлялся увеличением диаметра всех основных венозных коллекторов малого таза и сохранялся в позднем послеродовом периоде (табл. 1).

Изучение анамнеза показало, что у беременных с ВБВМТ преобладали заболевания сердечнососудистой системы: анемия различной степени (17,3% в основной и 8% в группе сравнения, р=0,029); пролапс митрального клапана (25,7% и 1% соответственно, р=0,000); тромбоцитопатия различного генеза (5,7% и 0% соответственно). Четверть беременных с ВБВМТ страдали варикозной болезнью вен нижних конечностей (25,2% и 2% соответственно, р=0,000), причем у них чаще отмечалась отягощенная наследственность по этому заболеванию (21,5% и 2% соответственно, р=0,000).

У половины беременных с ВБВМТ в анамнезе отмечались клинические проявления альгодисме-нореи: нерегулярный менструальный цикл (54,2% в основной группе и 21% в группе сравнения, р=0,000), обильные (34,7% и 21% соответственно, р=0,015) и болезненные менструации (65,2% и 32% соответственно, р=0,000). Данные анамнеза свидетельствовали о высокой частоте воспалительных процессов внутренних гениталий в анамнезе у беременных с ВБВМТ (43,6% в основной группе и 15% в группе сравнения, р=0,000).

Беременность у женщин с ВБВМТ чаще имела осложненное течение. В первом триместре у них чаще диагностировался угрожающий выкидыш, требовавший стационарного или амбулаторного лечения (55,7% в основной группе и 28% в группе сравнения, р=0,000), причем, около половины беременных (41,2%) с ВБВМТ были госпитализированы по поводу угрозы прерывания беременности более двух раз (8% в группе сравнения, р=0,000). Второй триместр беременности у женщин с ВБВМТ чаще осложнялся угрожающим выкидышем, требовавшем стационарного или амбулаторного лечения (33,3% в основной группе и 21% в группе сравнения, р=0,03) а при ультразвуковом исследовании чаще выявлялись признаки гипоксии плода (23,6% в основной группе и 12% в группе сравнения, р=0,017). В третьем триместре беременности у женщин с ВБВМТ чаще выявлялась угроза преждевременных родов (18,9% в основной группе и 4% в группе сравнения, р=0,000), а при ультразвуковом исследовании чаще диагностировалось маловодие (7,8% в основной группе и 1% в группе сравнения, р=0,014) и синдром задержки развития плода (5,7% и 1% соответственно, р=0,05).

Изучение антропометрических данных показало, что беременные с ВБВМТ имели конституционные особенности: сочетание более высокого среднего роста (167,6±7,7см в основной и 164,9±6,2см в группе сравнения, р=0,003) с меньшим средним весом

Таблица 1

Количественные данные ультразвукового исследования венозной системы малого таза у женщин обеих групп в доношенном сроке беременности и в позднем послеродовом периоде

Сторона

Основная группа M±σ

Группа сравнения M±σ

Р

Ν=190

Ν=100

Доношенная беременность

Диаметр маточных вен (см)

Справа

1,21±0,34

0,45±0,15

0,000

Слева

1,29±0,32

0,46±0,39

0,000

Диаметр внутренних подвздошных вен (см)

Справа

1,57±0,39

0,86±0,22

0,000

Слева

1,64±0,39

0,84±0,31

0,000

Поздний послеродовый период

Диаметр маточных вен (см)

Справа

1,07±0,31

0,35±0,13

0,000

Слева

1,10±0,36

0,36±0,13

0,000

Диаметр внутренних подвздошных вен (см)

Справа

1,46±0,3

0,81±0,18

0,000

Слева

1,5±0,32

0,82±0,17

0,000

Диаметр яичниковых вен (см)

Справа

0,56±0,29

0,27±0,11

0,000

Слева

0,65±0,53

0,3±0,14

0,000

Диаметр аркуатных вен (см)

0,45±0,21

0,17±0,11

0,000

(72,5±9,6кг в основной группе и 80±14,1кг в группе сравнения, р=0,000).

В группе женщин с ВБВМТ преобладали пациентки имеющие 5 и более стигм дизэмбриогенеза. Частота и структура стигм дизэмбриогена в обеих группах представлена в таблице 2.

У беременных с ВБВМТ отмечалось более высокая концентрация сиаловых кислот в сыворотке крови: 236,5±6,4 у/е в основной группе и 141±6 у/е в группе сравнения (р<0,001). Уровень экскреции свободного оксипролина у беременных с ВБВМТ был выше, чем у женщин группы сравнения (5,3±0,3мкг/мл в основной группе и 3,1±0,3мкг/мл в группе сравнения, р<0,05). Та же тенденция прослеживалась в экскреции гликозаминогликанов: 2,8±0,7мкг/мл в основной группе и 1,9±0,5мкг/мл в группе сравнения, р<0,05.

Обсуждение. Дисплазия соединительной ткани является распространенным заболеванием, клини-

Таблица 2

Структура стигм дизэмбриогенеза у беременных обеих групп

Стигмы дизэмбриогенеза

Основная группа Ν=190

Группа сравнения Ν=100

абс

%

абс

%

Ни одной стигмы

0

0

24

24

До 5 стигм

3

1,5

76

76

От 5 до 7 стигм

46

24,2

0

0

Свыше 7 стигм

141

74,2

0

0

Брахицефалическая форма головы

3

3

Долихоцефалическая форма головы

6

3,1

Низкий лоб

42

22,1

4

4

Выраженные надбровные дуги

8

4,2

Уплощенный затылок

21

11,1

Прямая линия скошенного лба и носа

10

5,2

2

2

Монголоидный разрез глаз

1

0,5

Антимонголоидный разрез глаз

Гипотелоризм

19

10

1

1

Седловидный нос

38

20

6

6

Уплощенная спинка носа

21

11,1

2

2

Асимметрия лица

14

7,3

3

3

Микрогнатия

1

1

Стигмы дизэмбриогенеза

Основная группа Ν=190

Группа сравнения Ν=100

абс

%

абс

%

Микрогения

15

7,8

Прогнатия

1

0,5

Прогения

1

0,5

1

1

Эпикант

3

1,5

Увеличение слезного мясца

3

1,5

Колобома

5

2,6

Голубые склеры

10

5,2

6

6

Нарушение рефракции

52

27,3

24

24

Большие оттопыренные уши

12

6,3

Малые деформированные уши

5

2,6

Мятые ушные раковин

3

1,5

Аномалии развития завитка и противозавитка

7

3,6

Приращенные мочки ушей

9

4,7

Микростомия

3

1,5

Макростомия

3

1,5

«карпий рот»

1

0,5

Диастема

32

16,8

1

1

Неправильный рост зубов

19

10

1

1

Неправильный прикус

7

3,6

Короткая шея

1

0,5

Длинная шея

4

2,1

Кривошея

Длинное туловище

4

2,1

Короткое туловище

3

1,5

Гипертелоризм

Деформация грудной клетки

Астеническая грудная клетка

9

4,7

Низкое стояние пупка

3

1,5

Вентральные грыжи

17

8,9

Диастаз прямых мышц живота

23

12,1

Арахнодактилия

11

5,7

Брахидактилия

Сандалевидная щель

Захождение пальцев друг на друга

45

28,4

7

7

Второй палец стопы длиннее первого

30

15,7

1

1

Короткий изогнутый 5 палец

Х - образные конечности

20

10,5

3

3

0 - образные конечности

27

14,2

2

2

Плоскостопие

27

14,2

12

12

Атрофические стрии

34

17,8

24

24

Дряблая кожа

33

17,3

15

15

Вялая кожа

Тонкая кожа

4

2,1

1

1

Гиперрастяжимая кожа

48

25,2

14

14

Варикозное расширение вен нижних конечностей

56

29,4

3

3

Атрофические рубцы

4

2,1

Синдром прямой спины

1

0,5

Сколиоз

65

34,2

5

5

Гипотрофия мышц

1

0,5

Гипотония мышц

5

2,6

3

3

Гипермобильность суставов

54

28,4

8

8

Узкий таз

50

26,3

12

12

Пмк

49

25,7

1

1

Нефроптоз

11

5,7

2

2

Гиперкифоз

1

0,5

1

1

Примечание : * – при р<0,001.

ческие проявления которого встречаются у 26-80% в общей популяции [10, 7, 9]. Такой разброс в частоте имеет свое объяснение. Современная классификация выделяет две основных формы ДСТ: дифференцированные и недифференцированные. Дифференцированные формы ДСТ представлены синдромами Марфана, Элерса-Данло, несовершенного остеогенеза, вялой кожи и еще более 100 синдромов в описании наследственных болезней человека McKusick (1972) [9]. Диагностика этой группы заболеваний обычно не вызывает труда, так как они связаны с поражением конкретного типа коллагена, имеют яркие клинические проявления и хорошо изученные генетические маркеры. Противоположностью им являются недифференцированные формы дисплазии соединительной ткани (НФДСТ). Отличием НФДСТ является множественность и полисистемность их клинических проявлений, и поражение разных локусов генов, кодирующих синтез коллагена, что затрудняет их генетическую классификацию и диагностику [9].

На сегодня доказано, что ДСТ играет большую роль в патогенезе варикозной болезни [7]. Это согласуется с результатами нашего исследования, которое выявило у женщин с ВБВМТ количественное преобладание симптомов и синдромов, укладывающихся в проявления НФДСТ.

У беременных с ВБВМТ отмечалась высокая частота акушерской и гинекологической патологии, характерной для НФДСТ: альгодисменореи, нарушения менструального цикла, невынашивания беременности [10, 7].

По современным представлениям, клинически НФДСТ проявляются слабо выраженными гетерогенными симптомами и синдромами, объединенными под общим названием «стигмы дизэмбриогенеза». По своей сути это предикторы функциональной и органической патологии, что делает возможным прогнозирование развития заболеваний у конкретного человека. Несмотря на то, что фенотипические проявления НФДСТ у беременных с ВБВМТ отличались выраженной гетерогенностью и полисистемностью, проведенное исследование выявило у них высокую частоту поражения зубо-челюстного аппарата и лицевого черепа (низкий лоб, уплощенный затылок, гипотелоризм, седловидный нос, уплощенная спинка носа, диастема, неправильный рост зубов); опорнодвигательного аппарата (диастаз прямых мышц живота, захождение пальцев стопы друг за друга, второй палец стопы длиннее первого, Х-образные и О-образные нижние конечности, узкий таз, гипермобильность суставов).

Висцеральные проявления НФДСТ у беременных с ВБВМТ были представлены нарушением рефракции, вентральными грыжами, плоскостопием, ва- рикозным расширением вен нижних конечностей, сколиозом, гипермобильным синдромом, ПМК различной степени.

Биохимические проявления врожденной недостаточности соединительной ткани (ДСТ) у беременных с ВБВМТ так же укладывались в легкую степень дис-пластикозависимого процесса.

Заключение. Таким образом, результаты исследования показывают высокую частоту клиникобиохимических проявлений НФДСТ у беременных с ВБВМТ. Полученные данные позволяют уточнить патогенез ВБВМТ у женщин и открыть новые направления лечения и профилактики заболевания.

Список литературы Клинико-биохимические проявления недифференцированных форм дисплазии соединительной ткани у беременных с варикозной болезнью вен малого таза

  • Богачев, В.Ю. Варикозная болезнь вен малого таза/В.Ю. Богачев//Болезни сердца и сосудов. -2006. -Т.1. -№1.
  • Гаврилов, С.Г. Варикозная болезнь вен малого таза: современное состояние проблемы/С.Г. Гаврилов//Анналы хирургии. -№1. -2003. -С. 7-12.
  • Кириенко, А.И. Варикозная болезнь вен малого таза/А.И. Кириенко, В.Ю. Богачев, В.И. Прокубовский//Флебология под ред. В.С. Савельева. -М.: Медицина, 2001.
  • Phlebotonics for venous insufficiency/M.J. Martinez-Za-pata, X. Bonfill Cosp, R.M. Moreno et al.//Cochrane Database of Systematic Reviews 2005, Issue 3. Art. No.: CD003229 DOI: 10.1002/14651858.CD003229.pub2
  • Stones, W. Interventions for treating chronic pelvic pain in women/W. Stones, Y.C. Cheong, F.M. Howard//Cochrane Database of Systematic Reviews 2007, Issue 4. Art. No.: CD000387 DOI: 10.1002/14651858.CD000387
  • Генетическая предрасположенность к варикозной болезни у беременных: возможное подтверждение?/В.И. Кулаков, А.В. Мурашко, Л.З. Файзуллин и др.//Проблемы беременности. -2003. -№7. -С. 31-35.
  • Ильина, И.Ю. Варикозное расширение вен малого таза как одно из проявлений дисплазии соединительной ткани/И.Ю. Ильина, Ю.Э. Доброхотова, И.П. Титченко//Российский вестник акушера-гинеколога. -№2. -2009. -С.40-42.
  • Шараев, П.Н. Биохимические методы анализа показателей обмена биополимеров/П.Н. Шараев, В.Н. Пищиков, О.Н. Зубарев. -Ижевск, 1990. -С. 4-5.
  • Яковлев, В.М. Кардио-респираторные синдромы при дисплазии соединительной ткани (патогенез, клиника, диагностика и лечение)/В.М. Яковлев, Г.И. Нечаева. -Омск, 1994. -122 с.
  • Викторова, И.А. Методология и экономическая эффективность курации пациентов с дисплазией соединительной ткани семейным врачом в практике семейного врача/И.А. Викторова, Г.И. Нечаева//Дисплазия соединительной ткани. -Омск: ОГМА, 2002. -С. 11-24.
Еще
Статья научная