Ключевые интересы Китая в продвижении цифровой экономики в ШОС
Автор: Пэй Юньпэн
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 12, 2025 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются ключевые планы Китая по развитию цифровой экономики в рамках Шанхайской организации сотрудничества с акцентом на анализе важности взаимодействия между государствами – членами данного объединения в сфере цифровой экономики. Исследование в основном затрагивает три аспекта: геополитику, экономический рост и управление безопасностью. В статье также излагаются практические проблемы, возникающие в процессе сотрудничества, и предлагаются соответствующие решения, такие как совершенствование цифровой инфраструктуры, упрощение системы регулирования и подготовка кадров. В статье утверждается, что развитие цифровой экономики Китая способствует достижению его собственных стратегических целей, а также содействует цифровой трансформации региональной экономики и экономической интеграции, выводя проекты ШОС в области цифровой экономики на качественно новый уровень.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), цифровая экономика, инициатива Китая, ключевые интересы, путь развития
Короткий адрес: https://sciup.org/149150278
IDR: 149150278 | УДК: 338.2(510) | DOI: 10.24158/pep.2025.12.6
Текст научной статьи Ключевые интересы Китая в продвижении цифровой экономики в ШОС
Введение . В последние годы переход к цифровой экономике в мире значительно ускорился. Согласно данным «Белой книги по глобальной цифровой экономике (2023 г.)»1, объем цифровой экономики 51 крупнейшей мировой экономики в 2022 г. оказался равным 41,4 трлн долларов США, что составляет 46,1 % от их совокупного внутреннего валового продукта ВВП. В данном контексте цифровая экономика играет важнейшую роль, способствуя сокращению технологического разрыва между государствами и обеспечивая совместное использование преимуществ электронных технологий все большим числом стран через сотрудничество.
В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) цифровое взаимодействие также составляет актуальное направление выстраивания контактов между государствами – участниками объединения. Перспективы такого сотрудничества определяются как совокупными интересами стран, так и национальными приоритетами. Настоящая статья преследует цель рассмотрения ключевых интересов и инициативы Китая в продвижении цифровой экономики в ШОС.
Научное сообщество активно разрабатывает тему взаимодействия Китая с партнерами по ШОС (Инь, 2025; Петровский, 2025; Пэй, 2025; Ван Хайянь, 2021 и др.), собственно цифровая сфера контактов проработана исследователями менее хорошо (Чан Яцзе, 2023; Тарасевич, 2024; Чжун Говэй, 2025).
Достижение обозначенной цели было реализовано посредством выполнения ряда задач, среди которых:
-
- репрезентация нормативных основ взаимодействия участников ШОС в цифровой сфере;
-
- обозначение проблемных моментов в реализации сотрудничества государств - членов ШОС в области цифровой экономики;
-
- предложение рекомендаций по нивелированию практических проблем взаимодействия международных акторов в цифровой сфере.
Статья опирается на системный и диалектический подходы, с их помощью было осуществлено комплексное рассмотрение развития отношений государств в цифровой сфере в рамках их интегрированной деятельности в составе ШОС. Кроме того, метод аналитического описания позволил использовать статистические данные для характеристики национальных устремлений Китая в контексте цифрового взаимодействия с другими участниками объединения.
Новизна работы заключается в системном анализе, интегрирующем различные уровни этой стратегии - от инфраструктурных проектов до нормативных рамок и безопасности, что позволяет выявить взаимосвязь между многоуровневыми инициативами Китая и триадой его ключевых интересов (геополитических, экономических и управленческо-безопасностных).
Методологическую основу составляет комплексный подход, включающий анализ документов ШОС для выявления институциональных рамок; кейс-стади сотрудничества Ant Group в Казахстане и внедрения 5G Huawei; сравнительный анализ различий в цифровизации и моделях регулирования государств-членов.
Основная часть . Взаимодействие участников ШОС в цифровой сфере основывается на ряде политических документов и соглашений. В июне 2023 г. в Синьцзян-Уйгурском автономном районе состоялся Международный семинар по обмену опытом в области цифровых технологий Ки-тай-ШОС, который привлек многочисленных иностранных гостей и продемонстрировал потенциал китайских компаний в области инноваций и применения цифровых технологий. В ходе мероприятия был представлен «Набор инструментов по цифровым технологиям Китай-ШОС» (Петровский, 2025). 20 июня того же года публикация «Плана действий по цифровой трансформации государств-членов ШОС» ознаменовала стремление стран-участниц к устойчивому развитию в цифровой сфере при совместном решении новых проблем и рисков, вызванных цифровыми технологиями1. В сентябре 2023 г. на саммите в Тяньцзине Совет глав государств-членов ШОС определил новые приоритетные направления сотрудничества для перевода объединения на этап дальнейшего развития. Была предложена комплексная стратегия развития «новые качественные производительные силы + торговля и инвестиции + кооперация в производственно-сбытовых цепочках». Было принято отдельное «Заявление об укреплении развития цифровой экономики», включающее такие меры, как усиление координации политик, разработка международных правил и стандартов безопасности данных, развитие цифровой инфраструктуры, реализация совместных проектов, продвижение трансформации ключевых отраслей экономики и подготовка высококвалифицированных кадров для них. Кроме того, Китай сразу после саммита запустил три новые многосторонние платформы сотрудничества - в области энергетики, зеленых отраслей и цифровой экономики, а также три центра сотрудничества -по научно-техническим инновациям, высшему и профессионально-техническому образованию. Китай также объявил ряд конкретных инициатив, таких как создание совместного центра применения искусственного интеллекта, приглашение государств - членов ШОС к использованию китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу», а также заинтересованных стран - к участию в проекте Международной лунной исследовательской станции.
Эти документы последовательно формируют институциональную основу для многоуровневого сотрудничества в области цифровых технологий, кибербезопасности и электронной торговли. Они отражают приверженность Китая открытому и инклюзивному региональному партнерству, направленному на совместное создание цифрового будущего. Данные инициативы укрепляют роль КНР как ответственного участника в формировании региональных цифровых стандартов и развитии инфраструктуры.
В последние годы сотрудничество в сфере цифровой экономики между государствами - членами ШОС демонстрирует позитивную динамику, однако сохраняются различия и структурные вызовы. Согласно данным «Доклада о развитии Интернета в Китае (2022)»1, объем цифровой экономики Китая в 2021 г. составил 45,5 трлн юаней, что превысило 40 % его ВВП. Суммарный объем транзакций на платформах электронной коммерции по стране достиг 42,30 трлн юаней, увеличившись на 19,6 % в годовом исчислении, тогда как объем импорта и экспорта в трансграничной электронной коммерции составил 1,92 трлн юаней, продемонстрировав рост на 18,6 % в годовом выражении (Чанг Яцзе, 2023). Китай продолжает совершенствовать управление трансграничными данными и активно внедряет новые политические меры по всей стране, закладывая основу для развития цифровой экономики. Однако региональное цифровое сотрудничество сталкивается со значительными трудностями из-за неравномерного уровня цифрового развития стран-членов. Как отмечает Чжун Говэй, «цифровой разрыв усугубляет дисбаланс в торговом развитии и ограничивает совместное использование результатов развития цифровой экономики» (Чжун Говэй, 2025). Развитые страны занимают доминирующее положение, обладая значительными цифровыми кадрами и технологиями, тогда как менее развитые государства сталкиваются с такими ограничениями, как нехватка финансирования и отсталость инфраструктуры.
Китай придает особое значение сотрудничеству с государствами – членами ШОС в сфере цифровой экономики, что обусловлено уникальными географическими преимуществами организации. На страны-участницы приходится более двух пятых мирового населения, четверть сухопутной территории Земли и четверть общемирового внутреннего валового продукта (ВВП). Организация охватывает Центральную Азию, распространяя влияние на Южную Азию, Западную Азию и Северную Африку, при этом все государства-члены представляют собой развивающиеся экономики со значительным потенциалом развития цифровой экономики. Углубление цифрового экономического сотрудничества между странами-членами ШОС играет важную роль для дальнейшего экономического развития Китая. Особенно в условиях попыток стран Европы и Америки сдерживать развитие Китая, усиление сотрудничества в сфере цифровой экономики с торговыми партнерами – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном – может помочь Китаю расширить внешние рынки и перспективы будущего развития. Ускорение строительства цифровой инфраструктуры также создает предпосылки для реализации политики «Пояса и пути». Через усиление сотрудничества с такими организациями, как Евразийский экономический союз, Китай получает возможность играть роль экономического интегратора в более широком регионе, тем самым укрепляя свое глобальное влияние.
Китай имеет и другой важный стимул для участия в цифровом экономическом сотрудничестве ШОС – огромный потенциал потребительского рынка. Необходимость для Китая развивать цифровую экономику также проявляется в быстром росте трансграничной электронной коммерции, постоянном расширении масштабов цифровой торговли и повышении удобства покупок для обычных граждан стран ШОС. Согласно статистике, объем рынка интернет-розницы между странами-членами ШОС в 2024 г. превысил 3,2 трлн долларов США2. Расширение цифровой экономики в сфере финансовых услуг предоставляет новый импульс для экономического развития Китая. Платежная система Alipay уже появилась в таких странах, как Казахстан и Армения, существенно повысив эффективность платежей в регионе и сократив долю обмена валют.
В ноябре 2025 г. платежная система Узбекистана Humo заключила партнерство с Ant Group Alipay+, подключив местные платежные инструменты к сети Alipay+. Это позволяет жителям Узбекистана во время туристических или деловых поездок в Китай напрямую оплачивать покупки посредством сканирования QR-кодов с помощью местных электронных кошельков (таких как Octomobile), используя для расчетов национальную валюту – сум, без необходимости обмена на иностранную валюту. Данное сотрудничество значительно повысило удобство платежей и упростило процесс трансграничных расходов. В результате количество туристических заказов узбекских путешественников в Китае выросло вдвое3.
Кибербезопасность также имеет принципиальное значение для участия Китая в цифровом экономическом сотрудничестве ШОС. Новые технологии, приложения и сети, несомненно, станут основными направлениями и ключевыми точками развития информационной безопасности в будущем. Однако ШОС была основана относительно недавно, в то время как сотрудничество в области информационной безопасности под руководством США в рамках «альянса пяти глаз» обладает значительными возможностями (Ван Хайянь, 2021). Традиционные технологии кибербезопасности недостаточны для удовлетворения потребностей развития индустрии информационной безопасности нового поколения, что создает вызовы для ШОС. Но если Китай сможет в рамках объединения построить эффективную систему информационной безопасности, защищающую киберпространство государств-членов и создающую противовес западному влиянию, это усилит право голоса и лидерство КНР в глобальной цифровой сфере. Такой подход будет способствовать дальнейшей защите национальной безопасности данных и повышению влияния страны в цифровой области.
В рамках ШОС Китай продвигает политику «Цифрового шелкового пути», способствуя развитию и облегчению своей внешней торговли. Развитие цифровых технологий привело к быстрому росту трансграничной электронной коммерции (Чан Яцзе, 2023). В сфере инфраструктуры создание зарубежных складов и логистических центров в странах «Пояса и пути» повышает скорость трансграничной доставки и снижает логистические расходы. В мае 2024 г. Ant Group и казахстанский электронный кошелек Kaspi.kz совместно запустили кросс-бордерный сервис Alipay+, позволяющий пользователям Kaspi.kz оплачивать покупки в Китае путем сканирования QR-кодов Alipay, что значительно повысило удобство и эффективность платежей, способствуя упрощению внешнеторговых операций и расчетов для туристов. В результате объем импорта и экспорта между странами «Пояса и пути» и Китаем вырос с 10,1 трлн юаней в 2013 г. до 19,5 трлн юаней в 2023 г., со среднегодовым ростом в 6,7 %, а их доля в общем объеме импорта и экспорта Китая увеличилась с 39,3 до 46,6 %. В 2024 г. доля стран «Пояса и пути» в импорте и экспорте Китая впервые превысила 50 % (Се Юньчжэ, Мэн Ци, 2025).
Китай активно продвигает развитие технологий 5G в государствах-членах ШОС. Они рассматриваются им как ключевой элемент глобальной цифровой трансформации. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) стали одной из первых стран, внедривших 5G в коммерческую сферу, установив сотрудничество с Китаем в области цифровых технологий. В марте 2023 г. оператор связи ОАЭ «Du» подписал меморандум о стратегическом сотрудничестве в области 5.5G с китайской компанией Huawei, укрепив партнерство в этой сфере и запустив соответствующие технологические инновации1. Накануне Самаркандского саммита ШОС в июле 2022 г. Узбекистан объявил о запуске сети 5G на своей территории. В рамках саммита мобильный оператор UZTELECOM подписал соглашения с китайскими компаниями Huawei и ZTE на сумму 506,8 млн долларов США для реализации четырех инвестиционных проектов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры Узбекистана. В апреле 2023 г. UZTELECOM сообщил о запуске в Ташкенте более 60 базовых станций 5G2. Данные инициативы сыграли важную роль в продвижении цифрового развития и повышении уровня взаимосвязанности в регионе ШОС.
В 2023 г. в Ханчжоу состоялся китайско-центральноазиатский форум по содействию цифровой торговле, в ходе которого была достигнута договоренность на встречах на уровне департаментов по содействию цифровой торговле между Китаем и Центральной Азией, заложившая институциональную основу для регионального цифрового экономического сотрудничества3. В сфере электронной коммерции группа Alibaba достигла соглашения о сотрудничестве со странами Центральной Азии в области трансграничной электронной торговли. В логистической отрасти курьерская группа Cainiao и «Казпочта» (KazPost) углубили сотрудничество, а на следующий год компании объявили о совместной реализации системы «Cargo2Mail».
В настоящее время Китай и Центральная Азия создали механизм диалога по цифровой электронной коммерции, и активное развитие трансграничной цифровой торговли стало общей целью для обеих сторон. Китай одновременно определяет подготовку цифровых кадров как важнейшую задачу экономического развития. Реализуются новые политические курсы, такие как «План внедрения инициативы “Развитие навыков в Китае”» (2021 г.), ключевой целью которого является создание замкнутой экосистемы «подготовка кадров – внедрение технологий – промышленная модернизация» через точное сопряжение проектов цифровой трансформации предприятий с образовательными ресурсами вузов4.
Китай также реализует политику «Совместное строительство “Пояса и пути”», учреждая стипендии для поддержки студентов из стран-участниц, обучающихся в Китае, а также направляя китайских молодых людей для получения образования за рубежом, способствуя сотрудничеству между университетами.
Заключение . Таким образом, путь Китая в продвижении цифровой экономики в рамках ШОС является многоуровневым и скоординированным. На практическом уровне инициатива «Цифровой шелковый путь» и проекты строительства новой инфраструктуры, такие как 5G, взаимно поддерживают друг друга. Такие конкретные примеры, как платежное сотрудничество Ant Group с Казахстаном и инвестиции Huawei в 5G в Узбекистане, позволяют Китаю эффективно повышать уровень взаимосвязанности стран в регионе и удобство цифровой торговли. На уровне безопасности КНР активно способствует сближению цифровых норм и сотрудничеству в области безопасности данных. Китайско-арабская инициатива по сотрудничеству в области безопасности данных стала ярким примером цифрового управления. Более того, в области развития цифровых талантов Китай посредством таких мер, как стипендии, создал комплексную систему, которая укрепляет подготовку специалистов и стандартизирует применение технологий. Эти меры заложили основу для развития цифровой экономики в регионе и наглядно демонстрируют стратегические интересы Китая в трех областях, среди которых: геополитика, экономический рост и безопасность. Китайское цифровое сотрудничество демонстрирует инклюзивный подход, подчеркивая совместное создание и общие выгоды. В отличие от односторонних моделей, которые навязывают технологические стандарты, китайские инициативы предполагают адаптацию к местным условиям и устойчивый рост. Этот путь сотрудничества также соответствует концепции сообщества с единой судьбой для человечества, выдвинутой Китаем, способствуя более справедливому и рациональному глобальному цифровому управлению. Однако, учитывая различия в уровнях цифрового развития и инфраструктуры стран-участниц, процесс сотрудничества может столкнуться с серьезными препятствиями. В перспективе путем постоянного совершенствования институциональных механизмов, содействия технологическому развитию и усиления общей безопасности, сотрудничество в сфере цифровой экономики в рамках ШОС сможет не только помочь Китаю в реализации его стратегии развития, но и стимулировать цифровую трансформацию и глубокую интеграцию экономик всего региона. Это, в свою очередь, будет способствовать построению более тесного регионального сообщества развития.
Проведенный анализ позволяет системно структурировать ключевые интересы Китая в продвижении цифровой экономики в рамках ШОС по трем взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, геополитические и стратегические интересы заключаются в укреплении регионального лидерства и формировании многополярной архитектуры цифрового мира. Через экспорт инфраструктуры (5G, ЦОДы), стандартов и моделей управления (концепция киберсуверенитета) Китай создает в рамках ШОС альтернативную экосистему, снижающую зависимость от западных технологий и усиливающую роль организации как центра силы в Евразии.
Во-вторых, экономические интересы носят прагматичный характер и включают доступ к новым рынкам сбыта, экспорт цифровых товаров, услуг и бизнес-моделей (как в случае с Alipay+), а также интеграцию региональных цепочек создания стоимости. Это напрямую способствует реализации внутренней стратегии «двойной циркуляции» (Ли Вэньхун, 2025), диверсификации внешней торговли и долгосрочному экономическому росту.
В-третьих, интересы в сфере безопасности и управления направлены на построение предсказуемой и защищенной цифровой среды. Инициативы, такие как «Договорённость на встречах на уровне департаментов по содействию цифровой торговле между Китаем и Центральной Азией», обеспечивают нормативные рамки, тем самым усиливая доверие к китайским технологическим решениям.
Таким образом, многоуровневая стратегия Китая, сочетающая инфраструктурные проекты, институциональные инновации и сотрудничество в области безопасности, служит комплексной реализации этих интересов. Преодоление существующих вызовов, таких как цифровой разрыв и регуляторные различия, требует дальнейшей институционализации диалога и совместных проектов, что в перспективе ведет к формированию в рамках ШОС взаимосвязанной, безопасной и инклюзивной цифровой экосистемы, отвечающей стратегическим целям Китая и потребностям регионального развития.