Ключевые особенности искусствоведческого дискурса в рамках текстовой актуализации английского лингвокультурного концепта «painting» (на материале монографии Г. Рейнольдса «Turner. World of art»)

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена описанию искусствоведческого дискурса как явления комплексного и многоуровнего, выявлена его структура, конститутивные характеристики и ключевые особенности. Критериальные признаки обоснования принадлежности искусствоведческого дискурса к разновидности более общего понятия, дискурса, были взяты согласно концепции «конститутивно-институтивных» характеристик дискурса В. И. Карасика. Для описания структуры искусствоведческого дискурса был применён синергетический подход, положенный в основу трехуровневой модели Т.В. Ефремовой, в которой искусствоведческий дискурс описывается как явление, состоящее из мега-, макро-, микроуровней. Текстовый анализ производился на языковом материале отрывков, взятых из монографии Г. Рейнольдса «Turner (World of art)». В результате исследования были выявлены четыре ключевые характеристики искусствоведческого дискурса: эмоциональная окрашенность отрывков, наличие специализированной лексики сферы искусства, гипертекстуальность, наличие особой концептосферы.

Еще

Дискурс, искусствоведческий дискурс, концепт "painting", стилистические приёмы, гипертекстуальность, концептосфера

Короткий адрес: https://sciup.org/147153998

IDR: 147153998   |   DOI: 10.14529/ling160111

Список литературы Ключевые особенности искусствоведческого дискурса в рамках текстовой актуализации английского лингвокультурного концепта «painting» (на материале монографии Г. Рейнольдса «Turner. World of art»)

  • Булатова, А.П. Лингво-когнитивный анализ искусствоведческого дискурса (тематические разновидности -музыка, архитектура): дис. … канд. филол. наук/А.П. Булатова. -М., 1999. -276 с.
  • Демьянков, В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии/В.З. Демьян¬ков//Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. -М., 2002. -№ 3. -С. 32-43. -http://www.philology.ru/linguistics1/demyankov-02.htm
  • Ефремова, Т.В. Названия картин американских художников XX-XXI веков: опыт дискурсивного описания: автореф. дис. … канд. филол. наук/Т.В. Ефремова. -Самара, 2014. -25 с.
  • Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи/В.А. Звегинцев. -М., 1976.
  • Жаркова, У.А. Воплощение знаковой природы изобразительного искусства в искусствоведческом дискурсе (на материале немецкоязычных музейных каталогов)/У.А. Жаркова//Вестник Челябинского государственного университета. -2011. -Вып. 60, № 33. -С. 49-52.
  • Карасик, В.И. Религиозный дискурс//Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр./В.И. Карасик. -Волгоград: Перемена, 1999. -С. 5-19. -http://www.vspu.ru~axiology/vikar.htm
  • Карасик, В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса/В.И. Карасик//Этнокультурная специфика речевой деятельности: сб. обзоров. -М.: ИНИОН РАН, 2000. -С. 37-64. -http://www.vspu.ru/%7Eaxiology/vik/vikart9.htm
  • Макаров, М.Л. Основы теории дискурса/М.Л. Макаров. -М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. -280 с.
  • Милетова, Е.В. Англоязычный искусствоведческий дискурс: природа и лексическое наполнение/Е.В. Милетова//Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013. -Вып. 22, № 4, ч. 2. -С. 114-119.
  • Темнова, Е.В. Язык, сознание, коммуникация/Е.В. Темнова//Современные подходы к изучению дискурса: сб. ст. -М.: МАКС Пресс, 2004. -Вып. 26. -С. 24-32.
  • Шехтман, Н.А. От повествования к гипертексту и нарративу/Н.А. Шехтман. -Оренбург: ОГПУ, 2014. -148 с.
  • Reynolds, G. Turner (World of art)/G. Reynolds. -UK: Oxford University Press, 1969. -216 p.
  • Schiffrin, D. Approaches to Discourse/D. Schiffrin. -UK: Oxford, 1994.
Еще
Статья научная