Когда Евнапий писал свои школьные биографии? К вопросу о датировке «Vitae sophistarum»

Автор: Ведешкин Михаил Александрович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье рассматривается проблема датировки сочинения Евнапия Сардского "Жизнь философов и софистов", являющегося одним из основных источников информации по истории позднеантичного образования, интеллектуальных традиции и школьной культуры. Выдвигается аргументы в пользу того, что в рассказе Евнапия о некролатрии обосновавшихся в египетском Канопе христианских монахов, нашло отражение утверждение культа свв. мощей врачей-бессребреников Кира и Иоанна, датируемое временем архиепископства Кирилла Александрийского (412 - 444 г.). Эти выводы позволяют скорректировать устоявшуюся историографическую традицию, согласно которой «Жизни философов и софистов» были опубликованы около 399 - 400 гг., и дают новые доводы в пользу гипотезы Ф. Пашу, считавшего, что текст этого сочинения был составлен не ранее 412 г.

Еще

Поздняя античность, поздняя римская империя, позднеантичное образование, историография, евнапий сардский, «жизнь философов и софистов», раннехристианское монашество, культ святых мощей, культ свв. кира и иоанна

Короткий адрес: https://sciup.org/147215909

IDR: 147215909

Список литературы Когда Евнапий писал свои школьные биографии? К вопросу о датировке «Vitae sophistarum»

  • Ведешкин, М. A. (2016) “Правовой статус язычников и языческих культов в Римской империи IV–VI вв.: законодательство и практика,” Император Юлиан. Полное со- брание творений. Санкт-Петербург: Квадривиум, 749–91.
  • Ведешкин, М. A. (2018) Языческая оппозиция христианизации Римской империи IV – VI вв. Санкт-Петербург: Алетейя.
  • Дестунис, Г. (1860) Византійскіе историки: Дексиппъ, Эвнапій, Олимпіодоръ, Малхъ, Петръ Пaтрицiй, Менандръ, Кандидъ, Нонносъ и Ѳеофанъ Византіецъ. Переведе- но С. Дестунис. Санкт-Петербург: Типография Леонида Демиса.
  • Лурье, С. Я. (1960) “К вопросу о происхождении культа христианских целителей,” Вест- ник древней истории 72.2, 96–100.
  • Abramowski, L. (1963) Untersuchungen Zum Liber Heraclidis Des Nestorius. Louvain: Peeters Publishers.
  • Athanassiadi, P. (1993) “Persecution and Response in Late Paganism, The Evidence of Damas- cius,” The Journal of Hellenic Studies 113, 1–29.
  • Baldwin, B. (1975) “The career of Oribasius,” Acta Classica 18, 85–97.
  • Baldwin, B. (1990) “The Language and Style of Eunapius,” Byzantinoslavica 51, 1–19.
  • Banchich, T. (1984) “The Date of Eunapius’ Vitae Sophistarum,” Greek, Roman, and Byzantine Studies 25(2), 183–92.
  • Banchich, T. (1986) “Eunapius and Jerome”, Greek, Roman, and Byzantine Studies 27 (3), 319– 24.
  • Banchich, T. (1987) “On Goulet’s Chronology of Eunapius’ Life and Works,” The Journal of Hel- lenic Studies 107, 164–67.
  • Banchich, T. (2000) “Eutropius, Eutychianus, and Eunapius’ «Vitae Sophistarum»,” Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte 49(2), 248–50.
  • Barnes, T. D. (1976) “Review Article: The Epitome de Caesaribus and Its Sources”, Classical Philology 71(3), 258–68.
  • Barnes, T. D. (1978) The Sources of the Historia Augusta. Bruxelles: Latomus.
  • Becker, M. (2013) Eunapios aus Sardes: Biographien uber Philosophen und Sophisten. Einlei- tung, Ubersetzung, Kommentar. Stuttgart: Franz Steiner Verlag.
  • Blockley, R. C. (1980) “The Ending of Eunapius’ History”, Antichthon 14, 170–76.
  • Blockley, R. C. (1981) The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire: Eun- apius, Olympiodorus, Priscus and Malchus. Vol. 1. Trowbridge: Francis Cairns.
  • Boissonade, I. F., Wyttenbach, D. (1822) Eunapii Sardiani Vitas Sophistarum et fragmenta His- toriarum. Т. II. Amsterdam: Petrum den Hengst et filium.
  • Buck, D. F. (1978) “Eunapius of Sardis,” Oxford: Oxford University Press.
  • Buck, D. F. (1992) “Eunapius’ lives of the Sophists,” Byzantion 62, 141–57.
  • Buck, D. F. (1998) “The reign of Arcadius in Eunapius’ «Histories»,” Byzantion 68 (1), 15–46.
  • Cameron, A. (2007) “Poets and pagans in Byzantine Egypt,” Egypt in the Byzantine World, 300–700, ed. by R. Bagnall, Cambridge: Cambridge University Press, 21–46.
  • Cameron, A., Long, J. Sherry, L. (1993) Barbarians and politics at the Court of Arcadius. Berke- ley / Los Angeles / Oxford: University of California Press.
  • Chalmers, W. (1953) “The NEA ‘ΕΚ∆ΟΣΙΣ of Eunapius’ Histories,” The Classical Quarterly 3 (3– 4), 165–70.
  • Csepregi, I. (2015) “Christian Transformation of Pagan Cult Places: The Case of Aegae, Cilicia,” Con- tinuity and destruction in the Greek East: the transformation of monumental space from the Hellenistic period to Late Antiquity, ed. by S. Chandrasekaran, A. Kouremenos, Oxford, United Kingdom: British Archaeological Reports Ltd, 49–57.
  • Delehaye, H. (1911) “Les Saints d’Aboukir,” Analecta Bollandiana XXX: 448–50.
  • Destunis, G. (1860) Vizantіjskіe istoriki: Deksipp, Evnapіj, Olimpіodor, Malh, Petr Patricij, Menandr, Kandid, Nonnos i Theofan Vizantіec, Per. S. Destunis, G. SPb.: Tipografiya Leonida Demisa.
  • Duchesne, L. (1910) “Le sanctuaire d’Aboukir,” Bulletin of the Archaeological Society of Alexan- dria 12, 3–14.
  • Dzielska, M. (1995) Hypatia of Alexandria. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  • Foerster, R. (1903) Libanii Opera. Vol. 1, fasc. 1. Lipsiae: Teubner.
  • Fowden, G. (1979) “Pagan Philosophers in Late Antique Society: With Special Reference to Iamblichus and His Followers,” Ph.D. Oxford: University of Oxford.
  • Fraser, P. M. (1962) “Bibliography: Graeco-Roman Egypt: Greek Inscriptions (1961),” The Journal of Egyptian Archaeology 48, 141–57.
  • Gascou, J. (1991) “Metanoia, Monastery of The,” The Coptic encyclopedia. Vol. 5, 1608a–11. New York; Toronto: Macmillan.
  • Gascou, J. (2006) “Les origines du culte des saints Cyr et Jean,” HAL halshs-00009140, 1–35.
  • Giangrande, G. (1953) “On the «Recensio Lacapena» of Eunapius «Vitae Sophistarum»,” BRL 36, 386–94.
  • Goulet, R. (1980) “Sur La Chronologie de La Vie et Des Oeuvres d’Eunape de Sardes,” The Journal of Hellenic Studies 100, 60–72.
  • Graf, F. (2015) Roman Festivals in the Greek East: From the Early Empire to the Middle Byzan- tine Era. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Grant, М. (2018) Dieting for an Emperor: A Translation of Books 1 and 4 of Oribasius’ Medical Compilations with an Introduction and Commentary. Dieting for an Emperor. Leiden / New York / Köln: Brill.
  • Haas, C. (1997) Alexandria in late antiquity: topography and social conflict. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  • Hahn, J. (2004) Gewalt und religiöser Konflikt, Studien zu den Auseinandersetzungen zwischen Christen, Heiden und Juden im Osten des Römischen Reiches (von Konstantin bis Theo- dosius II.). Berlin / Boston: De Gruyter.
  • Hahn, J. (2008). “The conversion of the cult statues: the destruction of the Serapeum 392 a.d. and the transformation of Alexandria into the “Christ-loving” city,” From Temple to Church: Destruction and Renewal of Local Cultic Topography in Late Antiquity, ed. by J. Hahn, S. E. Emmel, U. Gotter, 336–67. Leiden: Brill.
  • Janiszewski, P., Stebnicka, K., Szabat, E. (2014) Prosopography of Greek Rhetors and Sophists of the Roman Empire. New York: Oxford University Press.
  • Jones, A. H. M., Martindale, J. R., Morris J. (1971) The Prosopography of the Later Roman Em- pire. Volume I. A.D. 260-395. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kaplow, L. (2005). “Religious and Intercommunal Violence in Alexandria in the 4th and 5th centuries CE,” The McGill Journal of Classical Studies IV, 2–26.
  • Kayser, F. (1992). “Oreilles et couronnes. À propos des cultes de Canope,” BIFAO 91, 200–217.
  • Kroll, W. (1898). “Vilemus Lundatröm. Prolegomena in Eunapii vitas philosophorum et sophistarum». Berliner philologische Wochenschrift 18, 932–34.
  • Lampada, D. (2015). “The Cult of Martyrs and Politics of Sainthood in Patriarch Cyril’s Alexandria,” Saints and the City: Beiträge Zum Verständnis Urbaner Sakralität in Christlichen Gemeinschaften, ed. by M. C. Ferrari, 53–72. Erlangen: FAU University Press.
  • Latte, K. (1923) “Eine Doppelfassung in den Sophistenbiographien des Eunapios,” Hermes 58(4), 441–47.
  • Liebeschuetz, W. (2003) “Pagan Historiography and the Decline of the Empire,” Greek and Roman Historiography in Late Antiquity. Fourth to Sixth Century A.D., Ed. by G. Maras- co, 177–218. Leiden / Boston: Brill.
  • Lundström, V. (1897) Prolegomena in Eunapii Vitas philosophorum et sophistarum. Upsala / Leipzig: Akademiska Bokhandeln; Otto Harrassowitz.
  • Lur'e, S. YA. (1960) “K voprosu o proiskhozhdenii kul'ta hristianskih celitelej,” Vestnik drevnej istorii 72(2), 96–100.
  • Maraval, P. (1985) Lieux saints et pèlerinages d’Orient: Histoire et géographie des origines à la conquête arabe. Paris: Cerf.
  • McGuckin, J. A. (1993) “The Influence of the Isis Cult on St. Cyril of Alexandria’s Christology,” Studia Patristica XXIV, 291–99.
  • Montserrat, D. (1998) “Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity,” Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt, ed. by D. Frankfurter, 257–79. Leiden: Brill.
  • Müller, K. (1851) Fragmenta historicorum graecorum. Т. IV. Paris: Ambrosio Firmin Didot.
  • Nau, F. (1919) “Histoire de Nestorius d’après la lettre à Cosme et l’hymne de Sliba de Mansourya sur les docteurs grecs. Conjuration de Nestorius contre les migraines,” PO XIII, 271–326.
  • Orlandi, T. (1970). Storia della Chiesa di Alessandria. Vol. II: Da Teofilo a Timoteo II. Testi e documenti per lo studio dell’antichità. Milano: Varese.
  • Paschoud, F. (1975) Cinq études sur Zosime. Paris: Les Belles Lettres.
  • Paschoud, F. (1985) “Eunapiana,” Bonner Historia - Augusta - Colloquium 1982/1983, 17 Bonn: Dr. Rudolf Habelt GMBN, 239–303.
  • Paschoud, F. (1986) Zosime. Histoire Nouvelle III 1. Livre V. Paris: Les Belles Lettres.
  • Paschoud, F. (1989) Zosime. Histoire nouvelle III 2. Livre VI et index. Paris: Les Belles Lettres.
  • Penella, R. J. (1990) Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD. Studies in Eun- apius of Sardis. Leeds, Great Britain: Francis Cairns.
  • Rohrbacher, D. (2002) The Historians of Late Antiquity. London / New York: Routledge.
  • Russell, N. (2006). Theophilus of Alexandria. New York: Routledge.
  • Stolz, Y. (2008). “Kanopos oder Menouthis? Zur Identifikation einer Ruinenstätte in der Bucht von Abuqir in Ägypten,” Klio 90(1), 193–207.
  • Vedeshkin, M. A. (2016) “Pravovoj status yazychnikov i yazycheskih kul'tov v Rimskoj imperii IV -VI vv.: zakonodatel'stvo i praktika,” Imperator Yulian. Polnoe sobranie tvorenij. S.- Petersburg: Kvadrivium, 749–91.
  • Vedeshkin, M. A. (2018) Yazycheskaya oppoziciya hristianizacii Rimskoj imperii IV – VI vv. S.- Petersburg: Aletejya.
  • Vidman, L. (1969) Sylloge inscriptionum religionis Isiacae et Sarapicae. Religionsgeschichtliche Versuche und Vorarbeiten 28. Berolini: de Gruyter.
  • Vollebregt, I. C. (1929) Symbola in novam Eunapii Vitarum editionem. Amsterdam: H.J. Paris.
  • Watts, E. J. (2006) City and school in late antique Athens and Alexandria. Berkeley: University of California Press.
  • Watts, E. J. (2009) “The Enduring Legacy of the Iatrosophist Gessius,” Greek, Roman, and Byz- antine Studies 49(1), 113–33.
  • Watts, E. J. (2010) Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley: University of California Press.
  • Watts, E. J. (2017) Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher. New York: Oxford University Press.
  • Wessel, S. (2004) Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: The Making of a Saint and of a Heretic. Oxford; New York: Oxford University Press.
  • Wipszycka, E. (1988) “La christianisation de l’Égypte aux IV e – VI e siècles. Aspects sociaux et ethniques,” Aegyptus 68(1/2), 117–65.
Еще
Статья научная