Когнитивная наука и основы лингвистического знания

Бесплатный доступ

Статья посвящена описанию основ лингвистического знания в ракурсе когнитивной науки. Автором статьи язык рассматривается как феномен, в котором сосредоточены огромные пласты информации с когнитивной цепочкой «сознание - язык - репрезентация - концептуализация - категоризация - восприятие». Особо подчёркивается роль когниции, заключающаяся в познании окружающей действительности. Рассмотрены такие когнитивные способности, как восприятие, усвоение и обработка языка, а также приобретение, представление и использование знаний. Автор статьи приходит к выводу, что отношение к объектам окружающего нас мира как к сходным по области применения, функции, внешнему виду и т.д. и т.п., служит причиной образования отражательно-ориентированных категорий.

Еще

Когнитивная наука, когнитивная лингвистика, восприятие, обработка информации, язык, коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/146281257

IDR: 146281257

Текст научной статьи Когнитивная наука и основы лингвистического знания

Вне всякого сомнения, языковые категории представляют собой весьма специфичные категории, как по своей форме, так и по своему содержанию. Именно поэтому, следовательно, необходимо отметить, что мы не можем выражать те важные связи, которые ими передаются, лишь психологическими, философскими, статистическими, математическими или же логическими категориями.

После Второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки были собраны самые лучшие исследователи Германии и всей Европы в целом. Это объясняется тем, что, Министерство обороны Соединенных Штатов Америки проявляло большую заинтересованность в весьма необходимых исследованиях, связанных с успешной и эффективной коммуникацией, а также, конечно же, с быстрой обработкой информации. Следовательно, можно констатировать, что именно поэтому вторая половина XX века ознаменовалась тем, что она вошла в историю языковедческой науки появлением большого количества лингвистических трудов, направленных на исследование самых различных аспектов когнитивной деятельности индивида.

Когнитивная парадигма представляет собой самостоятельную область научного знания. Что касается использования самого термина «когнитивная наука», то отметим, что этот термин именно с середины 70-х годов XX века стал использоваться для обозначения научной парадигмы, в рамках которой выявляются и анализируются процессы восприятия, накопления, переработки и использования индивидом той или иной поступающей к нему информации.

Отметим, что на современном этапе развития лингвистики наличествуют разнообразные толкования термина «когнитивная наука». Согласно одной точке зрения, под когнитивной наукой следует понимать науку о человеческом мозге и о сознании человека. Согласно другому толкованию [8: 28], под когнитивной наукой следует понимать науку, которой следует заниматься выявлением и анализом того, как протекают когнитивные и/или мыслительные процессы в сознании человека.

Так, Е.С. Кубрякова [цит. раб.: 29–30], утверждает, что когнитивная наука представляет собой науку «о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведённых в определённую систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных процессов».

Что касается появления когнитивной лингвистики, то следует отметить, что возникновение подобного интереса было провозглашено официально в 1989 году на симпозиуме в Дуйсбурге. Когнитивная лингвистика опирается на изучение концептуальной и эмпирической базы языковых категорий и понятий. Разные области знания стали использовать в своих исследованиях когнитивные методы исследования.

В парадигме когнитивной науки родились такие ответвления, как когнитивная грамматика, когнитивная психология, философия сознания, когнитивная лингвистика, когнитивная антропология и социология, коммуникативно-когнитивная прагматика, когнитивная семантика, а также лингвокультуро-логия. Так, специалисты в области теории информации и психологии обратили внимание на то, что особое место в обработке поступающей к человеку информации занимает язык. Конечно же, это обстоятельство можно объяснить тем, что именно язык оказывается тем самым высоким уровнем, на котором информация, полученная по разным каналам связи, перерабатываясь, обрабатывается воедино, интегрируется, осмысливается, категоризируется и классифицируется.

На данном этапе развития научных знаний, когнитивная наука в целом и когнитивная лингвистика в частности перешли на новый виток развития. Действительно, сейчас появляется множество лингвистических работ, которые направлены на выявление и анализ совершенно разных предметов и объектов исследования. Вместе с тем они, тем не менее, объединены в желании постичь характерную суть когнитивных процессов, так или иначе репрезентированных в речевом акте, в какой бы области знаний подобный анализ не осуществлялся.

Итак, мы можем констатировать, что в конце прошлого века и в начало нынешнего языковедческая наука характеризуется появлением в качестве основополагающего положения, согласно которому исследование различных явлений языка может считаться верным и адекватным только в случае выявления и анализа его функционирования в процессе коммуникативной деятельности. Как отмечает в своем исследовании Т.Г. Попова [12: 53–54], «язык, являясь средством общения людей, представляет собой систему знаков особой природы, выступающих основным инструментом выражения мысли и средством общения людей между собой. Язык понимается как условие для осуществления мышления и как средство, позволяющее хранить и передавать мысли, уже сформулированные в процессе мышления».

С точки зрения М.Я. Блоха [1: 335], «когнитивная лингвистика представляет собой направление лингвистических исследований, перекидывающее мост от системной или ядерной лингвистики к философскому учению о позна- нии. Задача этого направления – вскрыть семантико-языковые механизмы познавательной деятельности человека».

Лингвисты исследуют такие когнитивные способности, как восприятие, усвоение и обработка языка, а также приобретение, представление и использование знаний. При этом, как подчёркивает Т.Г. Попова [10: 10], «языковые формы изучаются не сами по себе, автономно, а с позиций того, как они отражают определённое видение мира человеком».

Язык выступает как «условие для осуществления мышления и как средство, позволяющее хранить и передавать мысли, уже сформулированные в процессе мышления. Язык занимает особое место в обработке поступающей к человеку информации. Таким образом, в человеческом обществе язык является одним из важнейших средств хранения, переработки и передачи информации» [11: 102–104].

Е.С. Кубрякова [8: 116–121] подчёркивает, что категоризация понятия, выражаемого словом, объясняется когницией реалии и сферой её потенциального применения. Отношение к объектам реальной действительности как к сходным по области применения, функции, внешнему виду и т.д. и т.п. ведёт к образованию «отражательно-ориентированных категорий»

Не случайно А.В. Кравченко [7: 6] особо подчёркивает, что «…всякий акт употребления языка… представляет собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта». Из данной точки зрения можно сделать вывод, что язык представляет собой яркое и целостное отражение интеракции человеческого существа с окружающей нас реальной действительностью, миром, в котором мы находимся и который является хранилищем наших теоретических и практических знаний. При этом, конечно же, существенно не только знание о языке как инструменте коммуникативной деятельности, но и знание об обычаях, об окружающем мире, культуре, традициях, принятом в социуме этикете, но важны также и навыки, и умение извлекать хранящуюся в памяти информацию, и многое другое.

Таким образом, в современной лингвистике язык рассматривается как феномен, в котором сконцентрированы огромные пласты информации. Язык, реализуя важнейшую свою функцию – функцию регламентирования, сохранения и передачи правил поведения, нравов и обычаев, традиций, вбирает в себя совершенно новые смысловые оттенки, закрепляя их в различных ситуациях и событиях, которые являются существенными источниками сохранения культурного наследия.

Выявление и анализ различных языковых составляющих происходит на основе того, как эти языковые формы отображают определённое мировидение и миропонимание каждого отдельно взятого индивида и способы концептуализации подобных процессов в языке. Кроме этого, важна передача общих принципов категоризации и механизмов обработки информации с точки зрения того, как в них воспринимается, репрезентируется, обрабатывается, категоризируясь, весь когнитивный жизненный опыт человека, а также воздействие окружающей действительности.

Эволюция языковых процессов самым тесным образом связана с имеющими место переменами в социуме. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть, с нашей точки зрения, весьма важную мысль, что изменения в обще- 36 - ственной структуре имеют самое непосредственное отображение на структуре языка. Говоря другими словами, мы можем констатировать, что общественные и языковые изменения составляют базисное содержание современных лингвистических процессов. Следовательно, вполне объяснимо, что одним из важных вопросов таких лингвистических областей знания, как социолингвистика, психолингвистика, когнитивная лингвистика, антропологическая лингвистика, является когнитивная и социальная детерминированность языка. На этот вопрос обратили внимание многие исследователи (см., например, [3: 21; 4: 13; 4: 189–192; 5: 59–65; 6: 124–127; 9: 72–78; 13: 19–21; 14: 97–113]. В названных работах отмечается важность социальных причин в изменении явлений, имеющих место в языке, при этом подчёркивается, что развитие языков – это всего лишь один из видов развития социума, поскольку в нём не следует видеть беспрерывное движение к определённой цели. Ведь лингвист-исследователь выявляет и анализирует в языке игру исторических и социальных сил во взаимодействии.

Всё чаще в лингвистической науке появляются труды, в которых выявляется и анализируется такая существенная когнитивная цепочка, как «сознание – язык – репрезентация – концептуализация – категоризация – восприятие». Это, вне всякого сомнения, является совершенно обоснованным шагом исследования языковых явлений, что объясняется тем, что следует применять полный набор накопленного индивидом опыта получения информации, её восприятия, переработки и передачи, а также процессов памяти, поведенческих реакций человека и т.д.

Проблематика когнитивной лингвистики обращена к её основным категориям, которыми являются категоризация и концептуализация, концепт, фрейм, концептосфера, гештальт, прототип и т.д. Любая языковедческая работа, выполненная в русле когнитивной лингвистики, не может обойти вниманием названные категории, относящиеся к когнитивной лингвистике.

Итак, рассмотрев когнитивные основы языка, мы приходим к выводу о том, что только при многоаспектном и комплексном подходе к описанию основ лингвистического знания, его усвоения и понимания способов использования языковых возможностей следует надеяться на решение выделенных нами проблем. Такой подход к комплексному изучению языковых явлений можно объяснить и тем, что связующим звеном и одновременно основополагающим, базовым фактором в каждом случае является именно человек и его способности и потребности.

Список литературы Когнитивная наука и основы лингвистического знания

  • Блох М.Я. Понятиеконцептакогнитивнойлингвистике//НаучныетрудыМПГУ. Серия: гуманитарные науки. М.: МПГУ, 2006. С. 335-338.
  • Залевская А.А. Психолингвистические исследования//Слово. Текст. Избранные труды. М. Гнозис. 2005. 542 с.
  • Князева Е.Г. Выражение субъективной модальности в речи коммуниканта//Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т.23. № 4. C. 189-192.
  • Князева Е.Г. Синтез смыслов//Структурная метафизика языка и феноменология речевого дискурса: критерий системных интерпретаций: Материалы IX Междунар. науч. конф. по актуальным проблемам теории языка и коммуникации (26 июня 2016 года). М.: ИД «Международные отношения», 2015. С. 59-65.
  • Князева Е.Г. Диалогический дискурс и сысловой синтез//Вестник Костромского государственного университета: Научно-методический журнал. Т. 24. № 1, 2018. C. 124-127.
  • Кравченко А.В. Язык и восприятие: когнитивные аспекты в языковой категоризации. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1996. 236 с.
  • Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. Фак. МГУ, 1996. 245с.
  • Масленникова Е.М. Ядерные концепты культуры: к вопросу о составлении списка концептов//Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология», 2009. № 25. Вып. 3. С. 72-78.
  • Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно-социокоммуникативные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков): монография. М.: Издательство «Народный учитель», 2003. 195 с.
  • Попова Т.Г., Бокова Ю.С. Ментальные процессы и закономерности вербализации концептуальных единиц//Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 4. С. 102-104.
  • Попова Т.Г., Курочкина Е.В. Концепт как оперативная единица памяти//Rhema. Рема. 2015. № 1. С. 53-57.
  • Попова Т.Г. Попова Т.Г., Тимофеева О.В., Бокова Ю.С. О когнитивном анализе системных значений//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 22 (239). С. 19-21.
  • Eco, Umberto. Semiotics and the Philosophy of Language (Bloomington: Indiana U.P., 1984. 242 p.
Еще
Статья научная