Когурёские каменные курганные выкладки и их влияние на бохайскую погребальную обрядность
Автор: Ахметов В.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: т.XXV, 2019 года.
Бесплатный доступ
Когурёские каменные курганные выкладки составляют важную часть когурёской погребальной культуры. Их изучение поможет глубже понять культуру Когурё и то, как она взаимодействовала с культурными традициями соседних государств. Когурёские каменные курганы в основном располагались на юге Маньчжурии -севере Корейского полуострова. Каменные курганные выкладки появляются на рубеже нашей эры и прекращают сооружаться в начале IV - первой половины V в. Территория Южной Маньчжурии изначально была зоной контактов между протокорейскими и тунгусо-маньчжурскими, а затем соответственно когурёскими и мохэскими племенами. Таким образом, взаимодействие между этими племенами происходило продолжительное время, что не могло не сказаться на их материальной и духовной культуре. Поэтому закономерно, что бохайские погребения, как в свое время и когурёские, в основном сооружались из камня. Эта традиция использования большого количества камня для сооружения могил, как показывает пример каменных курганных выкладок, зародилась и оформилась в данном регионе еще в неолите - бронзовом веке. В когурёских каменных курганных выкладках отображены особенности погребальной обрядности, свойственной югу Маньчжурии и северу Корейского полуострова. На смену им пришли каменные склепы и ящики (произошедшие от каменных курганов), которые распространились в Бохае, т.е. по югу Маньчжурии, к VII-IX вв. Изменения погребальной обрядности в регионе, в частности в погребальных сооружениях, шли естественным путем, политические потрясения в основном сказывались на погребениях знати.
Когурё, бохай, каменная курганная выкладка, каменный склеп, амноккан
Короткий адрес: https://sciup.org/145145565
IDR: 145145565 | DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.315-320
Текст научной статьи Когурёские каменные курганные выкладки и их влияние на бохайскую погребальную обрядность
Когурёские погребения в целом делятся на две большие группы – это курганы с каменными склепами (кор. соксильпонтхобун ) и каменные курганные выкладки (кор. чоксокмё, чоксокчхон ). М.В. Воробьев переводил обозначения такого типа погребений как «курганы с каменным покрытием» [1961, с. 84–85]. Отечественные исследователи чаще всего обращались к когурёским гробницам с настенной живописью [Джарылгасинова, 1972; Гилев, 2009; Alkin, 2006]. Гробницы с фресками – очень информативный источник, выделяющийся на фоне других археологических памятников Ко-гурё, однако когурёские каменные курганные выкладки также важны для изучения, но должного внимания в отечественной историографии не получали. Исследование каменных курганных выкладок в Когурё позволит выявить особенности когурёской погребальной культуры, а также выяснить, как она взаимодействовала с культурными традициями соседних государств.
Когурёские каменные курганы в основном расположены в долинах рек Амноккан, Тонноган, Хуньцзян, Тэдонган (рис. 1). Особенно выделяется по количеству погребений такого типа группа мо-

гильников, расположенных при впадении р. Тун-гоу в р. Ялуцзян (Амноккан) (пров. Цзилинь, КНР). Это могильники Юйшанься, Масяньгоу, Цисин-шань, Ванбаотин, Шаньчэнся, Сяцзефан, Чанчуань. В историографии эту группу могильников также называют Тунгоу, но чаще используются их отдельные названия. На могильниках в бассейне р. Тунгоу подавляющее большинство погребений – каменные курганные выкладки, они составляют в среднем 90 % от общего числа погребений [О Джинсок, 2010, с. 43, табл. 1]. Каменные курганные выкладки помимо этого встречаются и на территории пров. Ляонин в КНР (Гаолимуцзы), и на могильниках на севере Корейского полуострова в пров. Чагандо (Нампхадон, Рёнмури, Симгвири), а также и южнее, в бассейне р. Тэдонган в районе г. Пхеньяна [Чан Хёджон, 2010, с. 2]. Пэкческие погребения в Сокчхондоне в черте г. Сеула фиксируют южную границу распространения каменных курганов со ступенчатым фундаментом [Сон Джонён, 2009, с. 108]. В историографии принято связывать их появление на пэкческих территориях с возможными миграциями из бассейна р. Амноккан вглубь Корейского полуострова.
Каменные курганные выкладки возводились следующим образом. На поверхности складывалась груда камней, на вершине которой располагалась яма для размещения тела умершего. Яма после помещения тела заполнялась камнями. Наиболее ранние погребения такого типа в Восточной Азии известны по неолитическому памятнику Ню-хэлян культуры хуншань в пров. Ляонин [Алкин, 2007, с. 46]. Происхождение когурё-ских каменных курганов связывают именно с этим регионом, в частности с погребальными памятниками бронзового века полуострова Ляодун. Однако некоторые корейские исследователи предполагают, что чоксокмё были распространены в среднем и верхнем течении р. Амноккана еще до того, как про-токорейские племена оформились в когурё-ское государство [Yeo Hokyu, 2015, p. 61].
Когурёские каменные курганы на раннем этапе представляли собой округлые
Рис. 1. Карта распространения когурёских каменных курганных выкладок.
в плане каменные кучи с расположенными на них могильными ямами. Постепенно конструкция чоксокмё усложнялась, при их возведении стали сооружать подквадратный в плане каменный фундамент. По следний мог возродиться в несколько уровней с отступом, тем самым получалась пирамидальная конструкция. Самое типичное такое погребение – «могила полководца» [Воробьев, 1961, c. 84–85], известная во многом благодаря тому, что она относительно хорошо сохранилась. Таким образом, выделяют обычно три типа каменных курганов в Когурё: без фундамента, с фундаментом, со ступенчатым фундаментом (рис. 2). Курганы без фундамента представляли собой нагромождение камней, на котором рас- полагали умершего, затем его покрывали также камнями. Для сооружения курганов с фундаментом сначала из подтесанных крупных камней выкладывали подквадратное основание, которое заполняли галькой. Далее умерших располагали на этом слое гальки. Иногда рядом с курганом могла находиться полукруглая или подпрямоугольная каменная конструкция.
Для расположения погребенных на вершине каменных курганов оставляли углубление, к которому иногда пристраивали проход. В углублении мог сооружаться каменный гроб. В могильных ямах редки находки ровных плоских камней, которые могли бы служить стенками каменного гроба, но часто встречаются металлические скобы. Такого рода скобы

Рис. 2. Основные типы каменных курганных выкладок в Когурё.
1 – без фундамента (Сяхуолун, мог. № 8); 2 – с фундаментом (Юйшанься, мог. № 2891); 3 – со ступенчатым фундаментом (Масяньгоу, мог. № 2100).
обычно считают свидетельством использования деревянного гроба.
В поздних каменных курганах стали сооружать погребальную камеру и проход к ней. В самой камере мог располагаться склеп с двухскатной крышей (например, гробницы Чхончхучхон (могила № 1000 в Масяньгоу) [Когурёый…, 2015, с. 57–77] и Тхэваннын (могила № 541 в Юйшань-ся)). В гробнице Тхэваннын этот склеп сохранился относительно хорошо в отличие от склепа в Чхончхучхоне [Там же, с. 307–347]. На вершинах каменных курганов со ступенчатым фундаментом найдены черепица, черепичные концевые диски, что позволяет предположить здесь наличие сооружений поминально-погребального характера. Находки деталей черепичной крыши обнаружены на вершинах многих погребений: Масяньгоу № 2738, № 626; могила Имганчхон (Юйшанься № 43); Юйшанься № 2110; Содэчхон (Масяньгоу № 500). Возведение склепов и дополнительных сооружений с черепичным покрытием на вершине кургана было свойственно поздним масштабным погребениям, которые обычно трактуются как могилы правителей Когурё.
Как уже указывало сь, когурёские погребения в целом можно разделить на две группы: курганы с каменными склепами и каменные курганные выкладки. Кроме того, они различаются и хронологически. На смену каменным курганам приходят каменные склепы с земляной насыпью. Склепы зачастую были многокамерными и с погребальной настенной живописью. Гробницы с фресками датируются второй половиной IV – VII в. [Гилев, 2009, c. 180]. Они сооружались вплоть до гибели Когурё в 668 г., а возможно, и позже.
Самые ранние каменные курганные выкладки некоторые авторы датируют серединой III – началом II в. до н.э. [Чан Хёджон, 2010, c. 13]. Однако чаще нижнюю хронологиче скую границу существования чоксокмё проводят на рубеже эр. В китайской летописи «Сань го чжи», написанной Чэнь Шоу в III в. н.э., когурёские погребения описывались следующим образом: «Могилы делают из сложенных в виде холмика камней» [Пак, 1961, c. 122]. Это описание вполне соответствует тому, как внешне выглядят каменные курганы. Чоксокмё в о сновном прекращают возводить к середине – второй половине IV в. В долине р. Амноккан имеются и более поздние погребения такого типа (VI–VII вв.), но к тому времени это уже были единичные случаи [Адзума Усио, 2008, c. 254–258]. Хорошей иллюстрацией процесса перехода от одного типа погребения к другому служат масштабные каменные курганные 318
выкладки, считающиеся погребениями правителей. Хронологически они укладываются в рамки начала IV – первой половины V в. Все они также располагались в долине р. Амноккан. В дальнейшем погребениями знати, в том числе и правителей, стали каменные склепы с фресками, которые, в свою очередь, сооружались в основном в долине р. Тэдонган в районе г. Пхеньяна. Эти изменения в погребальном обряде во многом произошли вследствие того, что в 427 г. столица Когурё была перенесена из Куннэ на р. Амноккан в Пхеньян [Стоякин, 2011, c. 51]. Переносу столицы предшествовали падение Лолана в 313 г. под ударами Ко-гурё и окончательный захват когурёсцами земель на Корейском полуострове вплоть до р. Ханган. Культура Лолана, которая базировалась на ханьской основе, была во спринята когурёсцами, в том числе это проявило сь и в изменениях в погребальном обряде. Политический и культурный центр Когурё перемещается в район Пхеньяна в VI–V вв., в это же время на смену чоксокмё приходят каменные склепы.
Изначально государство Когурё стало оформляться в бассейне р. Амноккан в районе современного г. Цзиань (пров. Цзилинь, КНР). Когурёские племена обитали на территории Южной Маньчжурии и севера Корейского полуострова. Равнины Южной Маньчжурии являлись зоной контактов между протокорейскими и тунгусо-маньчжурскими племенами, не ослабевавших на протяжении всего существования государства Когурё. В войнах Ко-гурё с империями Суй и Тан принимали участие и разные мохэские племена, причем на стороне и тех и других.
В этой связи можно говорить о возможном ко-гурёском влиянии на мохэские племена или, если смотреть шире, о едином культурном контексте характерном для племен этой части Маньчжурии. Таким образом, тот факт, что бохайские погребения, как в свое время и когурёские, в основном сооружались из камня, закономерен. Эта традиция использования большого количества камня для сооружения могил, как показывает пример чок-сокмё, зародилась и оформилась в данном регионе еще в бронзовом веке, если не раньше. На вершинах поздних каменных курганных выкладок стали возводиться могилы, которые вполне подходят под характеристики каменных ящиков или каменных склепов. Не удивительно поэтому, что на ко-гурёских могильниках (тех же, на которых фиксируются и чоксокмё ) в районе Амноккана уже ближе к моменту гибели Когурё появляются погребения, которые вполне могут именоваться каменными склепами (могилы № 1758, 1810, 2890 в Юйшанься). Они возводились на поверхно сти:
стены из крупных камней, на которые помещали широкие плоские потолочные камни, при этом оставался проход обычно с южной стороны. Затем сооружалась земляная насыпь. Практически идентичный каменный склеп бохайского времени раскопан в Тоудаохэцзы в пров. Хэйлунцзян [Чу Ён-хон, 1971, c. 71].
Можно предположить, что на смену масштабным и весьма трудозатратным и материалоемким в плане использования камня чоксокмё естественным образом пришли каменные склепы и каменные ящики – типы могил, которые впоследствии стали наиболее распространенными в Бохае, причем каменные склепы с простым потолком из нескольких плоских камней. Обычай возведения гробниц с фресками со сложными сводчатыми потолочными перекрытиями сформировался уже в районе Пхеньяна все-таки с заметным влиянием ханьских традиций.
Когурёские каменные курганные выкладки отображали особенности погребальной обрядности, свойственной югу Маньчжурии и северу Корейского полуострова в целом. Их сменили каменные склепы и ящики (можно сказать, произошедшие от каменных курганов), которые распространились в Бохае, т.е. на юге Маньчжурии, к VII–IX вв. Изменения погребальной обрядности в регионе, в частности в погребальных сооружениях, шли естественным путем, политические потрясения в основном сказывались на погребениях знати.
Список литературы Когурёские каменные курганные выкладки и их влияние на бохайскую погребальную обрядность
- Адзума Усио, Танака Тосиаки. Когурёый ёксава юджок (История Когурё и когурёские памятники). – Сеул: Тонбугаёксаджэдан, 2008. – 674 с. (на кор. яз.).
- Алкин С.В. Древние культуры Северо-Восточного Китая: Неолит Южной Маньчжурии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007. – 168 с.
- Воробьев М.В. Древняя Корея (историко-археологический очерк). – М.: Вост. лит., 1961. – 194 с.
- Гилев А.А. Хронология когурёских гробниц с фресками // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. – 2009. – Т. 8. – Вып. 5: Археология и этнография. – С. 175–185.
- Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсцы (К этнической истории корейцев). – М.: Наука, 1972. – 202 с.
- Ким Ёнсон. Когурё чоксокчхоный пунджева мёджеэ тэхан (Новый подход к классификации когурёских каменных курганов) // Пукпансанончхон (Сборник по истории северных территорий). – 2005. – № 3. – C. 115–154 (на кор. яз.).
- Когурёый копун мунхва II (Килимсон Чипанси Тхонгу копунгун). (Когурёские погребения II (провинция Цзилинь, город Цзиань, могильник Тунгоу)). – Квахон: Чининджин, 2015. – 640 с. (на кор. яз.).
- О Джинсок. Тхонгугобун чоксокчхоный гунджипянсан ёнгу (Изучение расположения каменных курганов на могильниках в районе Тунгоу) // Когурёбальхэёнгу (Изучение Когурё и Бохая). – 2010. – Т. 37. – С. 37–75 (на кор. яз.).
- Пак М.Н. Описание корейских племен начала нашей эры (по «Сань-го Чжи») // Проблемы востоковедения. –1961. – № 1. – С. 115–138.
- Сон Джонён. Пэкчегобуный янсангва кы пёнчхон (Пэкческие погребения: типология и хронология) // Чеки когохак симинганджва (вторые археологические чтения). – 2009. – Т. 2. – С. 102–124 (на кор. яз.).
- Стоякин М.А. Дворцово-парковая архитектура в столицах Когурё и Бохая // Россия и АТР. – 2011. – № 3. – С. 50–61.
- Чан Хёджон. Тэдонган харюильдэый когурё чоксокчхоный пунпхохёнхвангва кы сонгёк (Когурёские каменные курганные выкладки в долине р. Тэдонган: распространение и особенности) // Куксагваннончхон (Сборник Национального института истории Кореи). – 2010. – Т. 101. – С. 1–23 (на кор. яз.).
- Чу Ёнхон. Пархэмунхва (Культура Бохая). – Пхеньян: Сахвэгвахакчхульпханса, 1971. – 171 с. (на кор. яз.).
- Alkin S.V. Traditions and trends in the Russian study of Kogurye History // J. of Inner and East Asian Studies. – 2006. – Vol. 3-1. – P. 95–107.
- Yeo Hokyu. Origins of Early Goguryeo Stone-piled Tombs and the Formation of a Proto-Goguryeo Society // J. of Korean Art and Archaeol. – 2015. – Vol. 9. – P. 48–63.