Коэволюционный субъектно-деятельностный подход как методологический базис развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития
Автор: Винокурова Н.Ф.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Рубрика: Место экологической культуры в глобальном мире: образование, безопасность, развитие
Статья в выпуске: S2, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются актуальность темы, нормативные, философские и психолого-педагогические аспекты коэволюционного субъектно-деятельностного подхода. Подчеркивается, что он отражает коэволюционные ценности современной научной картины мира и приоритетную личностно-деятельностную парадигму современного образования. Раскрывается сущность коэволюционного субъектно-деятельностного подхода как системообразующего методологического базиса развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития.
Коэволюция, идея личности как субъекта деятельности, коэволюционный субъектно-деятельностный подход, экологическое образование и воспитание, устойчивое развитие
Короткий адрес: https://sciup.org/143183087
IDR: 143183087
Текст научной статьи Коэволюционный субъектно-деятельностный подход как методологический базис развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития
Экологическое образование и воспитание в современных условиях обостряющейся кризисной экологической ситуации рассматривается как стратегический фактор устойчивого развития общества и важнейшее условие национальной безопасности России. От эффективности экологического воспитания зависит не только сохранение природы, но и само существование человека успешность выполнения любых планов культурно-цивилизационного развития.
Экологическое образование и воспитание в Российской Федерации реализуется в контексте Конституции РФ, где отмечается важность развития системы экологического образования и воспитания граждан (статья 114 п. 6), а также таких национальных проектов, как «Образование» и «Экология», положений Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, указа президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Так, согласно указу президента, важнейшей задачей является изучение уникального эколого-ресурсного потенциала в качестве национального достояния, сохранение природы и осуществление рационального природопользования, которые связываются с опережающим «повышением уровня экологического образования и вос-питания»(положение 83, пункт 17). Следовательно, экологическое образование и воспитание в указанных выше нормативных документах рассматривается как важнейший социокультурный ресурс национальной безопасности, устойчивого развития страны, который обеспечивает баланс экологического и социально-экономического развития общества. Речь идет о принципиально иных приоритетах развития национальной безопасности страны, которые исходят из принципов опережающего развития экологоориентированных качеств личности.
В решении этой задачи ключевым звеном является школьное экологическое образование и воспитание, поскольку именно оно обеспечивает опережающую функцию в формировании облика человека будущего, ответственного субъекта природопользовательской деятельности.
Развитие экологического воспитания становится приоритетным направлением и в современных ФГОС.
МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ОБРАЗОВАНИЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
Центральной идеей экологического воспитания школьников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего и общего образования является личностное развитие, достижение Система экологического воспитания школьников призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, связанных с «повышением уровня экологической культуры, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; ориентацией на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; активным неприятием действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред» [4].
Однако реальное экологическое воспитание школьников еще далеко от желаемого, оно явно не соответствует ожиданиям общества. Сегодня очевидно, что современный экологический кризис — это внешнее проявление кризиса личности. Деятельное экологическое невежество людей, экологический нигилизм, природопокорительное потребительское мышление и ценности оказывают беспрецедентное влияние на социальные, экономические, культурные, политические процессы в стране.
Экологическое воспитание направлено на решение одной из острейших проблем современного человека, которая состоит в его излишней привязанности к всевозможным техническим приспособлениям и связанного с этой привязанностью отчуждением от природы. Природа более, чем когда-либо, воспринимается не как универсальная ценность для человека, а прежде всего как ресурс. Так, известный специалист в области современных проблем воспитания Н. Л. Селиванова справедливо отмечает, что характерный для общества потребления принцип отношения к вещам «попользовался, пресытился, бросил» переносится и на отношение к природе». В современном постиндустриальном обществе важнейшим условием выживания человечества и перехода цивилизации на путь устойчивого развития является модернизация экологического образования и воспитания в контексте коэволюционных идей.
Следует отметить, что экологическое образование и воспитание школьников как комплексная социальнопедагогическая проблема не в полной мере раскрыта с позиций парадигмального коэволюционного базиса, а также субъектно-деятельностных системно-функциональных идей современного образования и воспитания.
Методологическим основанием современного экологического образования и воспитания является мировоззренческая идея коэволюции, коэволюционная парадигма образования и воспитания, методологические подходы и принципы ее реализации в образовательновоспитательной практике.
Идея коэволюции является приоритетной мировоззренческой стратегией устойчивого развития цивилизации, составляет методологический базис современной культуры и мировоззрения, способствует преобразованию системы ценностей современного мира на новых основаниях — основаниях ненасилия, диалога и сотрудничества (Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов, Е. Н. Князева [3], С. П. Курдюмов, Н. Н. Моисеев, В. Н. Мангарасян, В. A. Кутырев, Н. М. Мамедов). Идея коэволюции отмечается в исследованиях Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, направлена на сотрудничество, соучастие и солидарность, совместные усилия в конструировании и перестройке мира, а тем самым и своей собственной психики, что предполагает качественное изменение образа жизни человека при согласовании его потребностей с возможностями биосферы [4]. Ее главным мировоззренческим ориентиром является гармонизация отношений человека и природы, «экологии сотрудничества» в противовес идеологии борьбы, покорения, хищнического потребления природных ресурсов. Коэволюция становится методологией самых разных наук — естественных, социальных и гуманитарных, в том числе связанных с проблемами образования и воспитания.
Академик РАО Л. П. Буева в своих исследованиях по философии развития современного образования акцентировала внимание на актуальность и приоритетность коэволюционной парадигмы образования, указывая на значимость коэволюционного восприятия мира, на необходимость перехода от парадигмы власти и господства человека над природой, обществом и самим собой к гармонии и культуре диалога [1].
Академик Н. Н. Моисеев отмечал, что ключевая роль в реализации стратегии коэволюции отводится экологическому образованию и воспитанию [5].
В контексте рассмотренных выше философских и психолого-педагогических исследований можно сделать вывод о том, что развитие современного экологического воспитания связано с новой коэволюционной моделью, которая базируется на: а) коэволюционной системе ценностей и отношений, которые должны стать аксиологическим базисом современного экологического воспитания; б) человекоразмерных моделях познания, в которых человек и природа, взаимодействуя между собой, составляют целостное единство; в) созидательном и творческом характере деятельности, связанной с охраной природы, рациональным природопользованием, изучением и решением экологических проблем, окультуриваем социоприродной среды.
Особо отметим, что коэволюционная модель экологического воспитания призвана выполнить задачу фундаментальной мировоззренческой значимости, связанную с выполнением «ключевой роли в достижении устойчивого развития» на основе коэволюционной идеи социопри-родного развития.
Считаем, что данная модель реализуется на основе совокупности взаимосвязанных подходов, которые раскрывают ее сущностные характеристики [2, 10]. Системообразующая роль принадлежит коэволюционному субъектно-деятельностному подходу.
Коэволюционный субъектно-деятельностный подход реализует в экологическом образовании и вос- питании известный принцип экологов «мыслить глобально — действовать локально». Он отражает глобальные тенденции современного цивилизационного этапа, его ориентацию на коэволюционные ценности, обеспечивающие переход к устойчивому развитию, «чело-векоразмерность» современной научной картины мира, приоритетность в современном экологическом образовании и воспитании психолого-педагогической идеи о личности как субъекте деятельности. Коэволюционный субъектно-деятельностный подход актуализирует внимание на активности как отличительной характеристике субъекта, проявляющейся в способах его жизнедеятельности на основе коэволюционных ценностей.
Субъектно-деятельностные аспекты подхода базируются на психолого-педагогических исследованиях личности как субъекте деятельности, в том числе: Б. Ф. Ломова об изучении человека на основе системного подхода, когда человек рассматривается и как система, и как элемент более масштабных систем; В. И. Панова о субъектности, субъектном опыте, субъект-порождающем типе отношений в системе «человек-природа»; А. К. Ос-ницкого о субъектом опыте познания, переживания, общения, деятельности; В. А. Петровского о становлении личности как единомножии форм субъектности; В. С. Шубинского о личности как коэволюционном субъекте жизнедеятельности и других. Так, В. С. Шубинский отмечает, что причастность субъекта к коэволюционной
Список литературы Коэволюционный субъектно-деятельностный подход как методологический базис развития экологического образования и воспитания для устойчивого развития
- Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования. Материалы "круглого стола" "Философия, культура и образование". Вопросы философии. 2009; 3: 5-17.
- Винокурова Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021; 16 (4): 65-74. EDN: CSPIHL
- Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 352 с. EDN: SGTBPZ
- Князева Е. Н. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем. Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. Сайт С. П. Курдюова "Синергетика". URL: https://spkurdyumov.ru/evolutionism/sinergetika-i-principy-koevolyucii- slozhnyx-sistem.
- Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995. 53 с.
- Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество. 2013; 3: 13-27. EDN: RBTQMJ
- Примерная программа воспитания. М.: ФУРО, 2020.
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. М.: ВАКО, 2022. 160 с.
- Шубинский В. С. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Новые исследования в педагогических науках. М., 2010; 7-14.
- Vinokurova N. F., Nikolina V. V., Shevchenko I. A., Efimova O. E. A coevolutionary model of environmental consciousness development among school children on the basis of sustainability concepts. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015; 6 (S2): 315-324. EDN: WIJETR