К"oл тайыг - жертвоприношение духу-хозяину озера у северных хакасов - кызыльцев (конец XIX - середина XX века)
Автор: Бурнаков В.А., Бурнаков А.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXV, 2019 года.
Бесплатный доступ
Феномен жертвоприношений духам-хозяевам природных объектов и стихий, в частности водному духу - кöл ээзi, актуален в плане изучения традиционного мировоззрения хакасов. В исследовании на примере этнической группы хакасов - кызыльцев, проживающей в северной части Хакасии, охарактеризован мифо-ритуальный комплекс, связанный с почитанием духа-хозяина озера - кöл тайыг. Основной источниковой базой для исследования стали как опубликованные, так неопубликованные этнографические материалы. В научный оборот вводятся архивные этнографические сведения, касающиеся обозначенной темы, собранные в 1950-1970-х гг. Ю.А. Шибаевой и М.С. Усмановой, а также другими исследователями из Томского государственного университета. В мировоззрении хакасов, в т.ч. и кызыльцев, водная стихия и ее конкретное религиозно-мифологическое воплощение - водный хозяин -занимали одно из ключевых мест. Это было обусловлено самим природным ландшафтом той территории, на которой они проживают. На ней имеются разнообразные водные объекты - ручьи, реки, озера и пр. Воззрения о воде тесно связаны с повседневным бытом и хозяйственной деятельностью народа. В мировидении народа связь между человеком и природой выходит за рамки лишь рационального взаимодействия. Согласно традиционным воззрениям, люди были убеждены в мистическом влиянии водных источников на жизнь и благополучие. Одним из способов поддержания устойчивых гармоничных взаимоотношений между ними выступал обряд жертвоприношения. Оно проводилось на регулярной основе и имело коллективный характер со строго заданной структурой, включающей в себя руководителя и иных непосредственных участников, а также саму жертву, и совершалось при строгой последовательности ритуальных действий. Обрядность ограничивалась конкретными временными и пространственными параметрами.
Традиционное мировоззрение хакасов, кызыльцы, обряд, жертвоприношение, вода, кöл тайыг, шаман, образ, символ
Короткий адрес: https://sciup.org/145145082
IDR: 145145082 | DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.682-686
Список литературы К"oл тайыг - жертвоприношение духу-хозяину озера у северных хакасов - кызыльцев (конец XIX - середина XX века)
- Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. -Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2003. - 260 с
- История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. -М.: Наука; Вост. лит., 1993. - 525 с
- Костров Н.А. Кизильские татары. - Казань: [Тип. Губ-го правл-я], 1853. - 38 с
- Мессершмидт Д.Г. Дневники. Томск-Абакан-Красноярск. 1721-1722. - Абакан: Кооператив "Журналист", 2012. - 160 с
- Пестов И. С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г. - М.: Тип. ун-та, 1833. - 297 с
- Усманова М.С. Жертвоприношение земле и воде у северных хакасов // Из истории Сибири. - Томск, 1976. - Вып. 19. - С. 240-243
- Шибаева Ю.А. Отчет об этнографическом обследовании кызыльцев Ширинского и Саралинского районов в июле 1951 года // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 353. 200 л