Коллекция меднолитых икон (собрание музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН)
Автор: Сальникова И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XX, 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена обзору коллекции православных меднолитых икон. Ценность коллекции в том, что она скомплектована в местах компактного проживания старообрядцев различных толков. Предметы сгруппированы по типам пластики (иконы, складни, киотные кресты, врезные иконы «кивотки») и классифицированы по сюжетам. Отмечены различия в композиции культовых предметов старообрядцев различных толков и направлений.
Музейная коллекция, икона, складень, крест, икона врезная, старообрядцы, сюжет, систематизация
Короткий адрес: https://sciup.org/14522160
IDR: 14522160
Текст научной статьи Коллекция меднолитых икон (собрание музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН)
В фондах Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН хранится небольшая по объему, но разнообразная по сюжетам, декору и композиции коллекция меднолитой православной пластики. В коллекции более сорока предметов. Необходимо отметить, что данное собрание уникально и заслуживает особого внимания и изучения. Большая часть предметов привезена из мест компактного проживания старообрядцев. По месту комплектования коллекцию можно разделить на две неравные части. Самую значительную часть (ок. 30 ед.) составляют предметы, приобретенные в 1976 г. при проведении комплексной археографической экспедиции в пос. Майский Томской области. По свидетельству руководителя экспедиции, доктора филологических наук Е.И. Дергачевой-Скоп, здесь проживали представители филипповского толка (одна из ветвей беспоповского согласия), отличающиеся закрытостью и строгой приверженностью традициям.
«Филипповцы – одно из течений в старообрядчестве в России. Возникло в начале 18 в. на севере
Европейской части России в среде черносошного крестьянства; основатель – беглый стрелец Филипп (1672–1742). В 1737 г. филипповцы вышли из Выговской общины поморцев и основали скит на р. Умбе в Карелии. Отличались фанатической нетерпимостью к другим направлениям раскола» [Советская историческая энциклопедия…, 1974, с. 107].
Остальные предметы привезены из мест проживания семейских старообрядцев Забайкалья доктором исторических наук Ф.Ф. Болоневым в 1970–1980-е гг. Коллекция включает иконы, иконы-складни, кресты-распятия (напрестольные и киотные), врезные иконы «кивотки».
Иконы многочисленны и разнообразны по сюжету и декору. В первую группу входят «праздничные» иконы. Основные сюжеты – двунадесятые праздники. Все иконы отличает многофигурность композиции, высокий рельеф литья, богатое декорирование поля, использование многоцветной эмали, наличие рамки и бортиков. По размерам они относятся к полутора-двухвершковым иконам. Так, икона «Ветхозаветная троица» украшена эмалью. Она восхищает четко прорисованными ликами и складками одежды. Икона вставлена в резной деревянный оклад, декорированный растительным орнаментом и покрытый золоченым левкасом.
Вторая группа икон – «святые». На этих иконах изображен один святитель или святой. Центральный образ – фронтальное погрудное изображение святого. Отличается икона «Огненное восхождение Илии пророка», на которой изображены сцены жития святого. Иконография сложная. Изделие имеет следы золочения. Другой образец этой группы – семивершковая икона «Святитель Никола Чудотворец». Она поражает нарядностью, глубокой проработанностью лика святого, его одежд. Икона украшена многоцветной эмалью. Ее широкий бортик декорирован гравировкой в виде растительного орнамента (виноградная лоза).
Третья группа включает изводы с образами избранных святых. На этих иконах присутствуют многофигурные композиции. Сюжеты разнообразны. Святые показаны в полный рост. К фронтальной фигуре святого в полупрофиль повернуты остальные персонажи. По размеру иконы полутора-двухвершковые. Практически все они украшены эмалью, имеют высокий рельеф литья. Среди предметов этой группы выделяется редкая по сюжету икона «Кирик и Иулитта». Кроме центрального образа на ней изображены еще десять фигур. Икона имеет килевидное резное навершие, украшена эмалью и рельефной рамкой.
Изводы, посвященные образу Богоматери, представлены тремя экземплярами: «Богоматерь. Всем скорбящих радость», «Умиление», « Неопалимая купина». Первая икона украшена навершием в виде «кокошника». Все предметы декорированы многоцветной эмалью.
В состав следующей группы входят четырехстворчатые складни с изображением двунадесятых праздников. Все они с килевидным навершием. На складнях размещены следующие композиции: «Распятие Христа», «Новозаветная троица», «Воздвижение Креста Господня». На трех створах расположены по четыре клейма – сюжеты главных православных праздников. Четвертая створа посвящена поклонению иконам Богоматери. На обороте центральной (второй) створы изображен Голгофский крест в орнаментированной рамке-заставке.
Кресты-распятия напрестольные и киотные имеют восьмиконечную форму и разную иконографию оглавий: «Образ нерукотворный», «Бог Саваоф». Все кресты, кроме одного, украшены многоцветной эмалью. Оборотные стороны изделий декорированы по-разному: на некоторых вы- полнен текст молитвы поклонения кресту, другие украшены растительным орнаментом; встречается сочетание текста и декора. Два киотных распятия отличаются многофигурностью композиции. К ним добавлены боковые пластины с новыми образами: на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.
Иконы собрания отличаются прекрасной сохранностью и редкостью исполнения. «Ветхозаветная троица», «Святитель Никола Чудотворец» и несколько икон с сюжетами избранных святых относятся к редким изводам. По каталогу «медно-лит» они числятся в 8,9 группе редкости [Электронный ресурс]. С большой долей вероятности, данные предметы можно отнести к московской школе художественного литья.
Следует отметить семь врезных икон – «киво-ток». Домашние иконостасы, по мнению С.В. Гнутовой [1993, с. 192], сохранились только в старообрядческой среде. Доска, в которую врезались иконы и кресты – распятия киотные, служила декоративным обрамлением пластического элемента. Таким образом, живопись соединялась с культовым предметом. Используя классификацию С.В. Гнутовой, можно выделить домашние иконостасы и «кивотки» двух видов.
Домашние иконостасы отличаются от «ки-воток» большими размерами и художественным оформлением фасада.
Пример домашнего иконостаса: в центр киота (деревянный ящик с бортиками, украшенный накладными резными колоннами) помещен многофигурный крест-распятие. Крест-распятие киотный восьмиконечной формы, с парными изображениями предстоящих. В оглавии креста – образ Бога Саваофа с изображением птицы. Навершие изделия украшает 21 фигура херувимов и серафимов. По сторонам в восемнадцати клеймах помещены следующие композиции: «Троица Новозаветная», «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», «Богоматерь Знамение», «Троица Ветхозаветная», «Святитель Никола Чудотворец», сюжеты двунадесятых праздников. Произведение органично. Поле темно-зеленого цвета. Рамка ковчега подчеркнута красной волнистой линией. В верхних углах ковчега намечены красные цветы.
Другой пример домашнего иконостаса: предметы помещены в глубокий резной киот, украшенный накладными балясинами. В центр киота врезан крест-распятие, ниже и сбоку – два складня. Один складень трехстворчатый, с сюжетом «де-исусный чин», другой – трехстворчатый, с килевидным навершием. На центральной створе изображен Святитель Николай в полный рост, а на других створах – по два клейма с избранными святыми. Поле киота зеленого цвета, рамка и балясины – красные.
Третья икона – образ Спаса Вседержителя – вставлена в металлический киот и украшена рамкой, сплетенной из бисера. По периметру рамка декорирована бусинами и крупными стразами.
Последний предмет представляет собой резной киот коричневого цвета, с арочным оглави-ем, на котором нарисован Образ Нерукотворный, а на боковых гранях – образы предстоящих. В центр врезан трехстворчатый складень с сюжетом деисусный ряд.
К «кивоткам», которые служат обрамлением литой иконы, отнесена икона «Вознесение Господне, сошествие во ад». Центральным образом является крест киотный с предстоящими; две иконы по бокам – с сюжетами «избранные святые». Поле иконы красного цвета и украшено цветами, нанесенными кистью. Вторая икона этого круга представляет собой доску зеленого цвета, куда помещены крест-распятие киотный (в центральной части) и икона с сюжетом «Образ вознесение Господне» (в правой части).
К «кивоткам», сочетающим иконную живопись с пластическим образом, отнесена икона «Крест распятие с предстоящими». В центр помещен литой крест-распятие с образом; фигуры на полях и предстоящие – писанные. Вся композиция – единое произведение, где пластика и живопись гармонично сливаются в один сюжет
Систематизация коллекции и атрибуция икон дает основание фиксировать особенности иконографии сюжетных композиций и отнести некоторые ранее неатрибутированные иконы к разным течениям старообрядчества Сибири.
Для икон филипповского толка характерны: высокий уровень исполнения, редкость сюжетов, богатая палитра эмалей, высокий рельеф. Иконы семейских старобрядцев имеют более простое исполнение, особенно это касается врезных икон первого типа. Вероятно, для их изготовления могла использоваться вторичная матрица.
На кресты и иконы поморского согласия никогда не помещали изображение Бога Саваофа [Гнутова, Зотова, 2000], поэтому культовые предметы с подобной иконографией можно вязать только со старообрядцами Восточной Сибири – семей-скими. Все врезные иконы и часть крестов-распятий можно отнести к семейским старообрядцам Забайкалья. Некоторые параллели прослеживаются в декорировании врезных икон и прялок этого региона.
Вопрос датировки предметов коллекции остается открытым. При определении времени изготовления учитывается иконография предмета, сюжет, техника исполнения, способы декорирования [Рындина, 1978; Сальникова, 2005; Русское медное литье…, 1993]. Хронологический диапазон коллекции – последняя треть XIX в. Иконы врезные худшей сохранности: лики стерты, некоторые сюжеты не читаются. По иконографии они соответствуют этой дате, но могут относиться и к середине XIX в. Более детальное изучение даст возможность уточнить даты, позволит определить центры изготовления и авторство изделий.
Список литературы Коллекция меднолитых икон (собрание музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН)
- Гнутова С.В. Русское медное литье. -М., 1993.
- Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни: медное художественное литье XI -начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. -М.: Интебрук, 2000.
- Русское медное литье: сб. ст./Центр. музей древнерус. культуры. -М., 1993. -Вып. 1-2.
- Рындина А.В. Древнерусская пластика. -М.: Наука, 1978.
- Сальникова И.В. Образ Святителя Николая в меднолитой пластике в коллекции Новосибирского государственного краеведческого музея//Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце XIX -XX вв. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. -С. 105-108.
- Советская историческая энциклопедия. -М.: Энциклопедия, 1974. -Т. 15. . -Режим доступа: http://mednolit.ru/photo/obrazy_svjatykh_17_19_veka/249.