Коллекционер как актор культуры: Владимир Абакумов и Музей творчества аутсайдеров
Автор: Суворова Анна Александровна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Museum
Статья в выпуске: 1 (58), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена описанию и анализу процессов первичной институционализации и легитимации аутсайдерского искусства и ар-брют в контексте отечественной культуры в период 1990-х - начала 2000-х годов, а именно деятельности коллекционеров, становящихся ключевыми акторами культуры. Цель статьи - выявление специфики дискурса аутсайдерского искусства и особенностей его формирования в России при участии деятельности коллекционеров, а именно культуртрегера, собирателя и популяризатора аутсайдерского искусства и ар-брют Владимира Абакумова. Теоретической основой исследования является теория дискурса, ключевой методологией - дискурс-анализ с использованием биографического метода. В ходе исследования выявлено, что в ситуации с формированием дискурса аутсайдерского искусства (и различных близких ему феноменов - творчества душевнобольных, ар-брют) в отечественной культуре «инстанциями разграничения» являются также и коллекционеры, самостоятельно ведущие и организующие исследовательскую и просветительскую работу (что аналогично процессам зарубежной культуры 1940-1970-х годов). Исследование деятельности Владимира Абакумова (прежде всего основания Музея творчества аутсайдеров) позволяет сделать вывод о закономерностях сложения дискурса аутсайдерского искусства в отечественной культуре и выявить его специфику, обусловленную социокультурной ситуацией поздней советской и российской культуры.
Ар-брют, аутсайдерское искусство, владимир абакумов, институционализация, коллекционирование, легитимация, творчество душевнобольных
Короткий адрес: https://sciup.org/140257531
IDR: 140257531
Список литературы Коллекционер как актор культуры: Владимир Абакумов и Музей творчества аутсайдеров
- Авторизированное интервью с Владимиром Абакумовым. 1 мая 2020 года. Архив А.А. Суворовой.
- Воспоминания Владимира Абакумова. 30 июня 2020 года. Архив А.Н. Яркиной.
- Музей творчества аутсайдеров в Москве // Обсерватория культуры. - 2005, № 4. - С. 47-51.
- Суворова А.А. Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы. - М.: Городец, 2020. -200 с.
- Суворова А.А. Деятельность Жана Дюбюффе и дискурс ар брюта // Вестник РГГУ. - Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2019, № 3. - С. 118-131.
- Суворова А.А. Дискурс аутсайдерского искусства в России (1980-1990-е гг.) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. - 2019, № 4 (6). - С. 75-82.
- Фуко М. Археология знания / Пер. с франц. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А.С. Колесникова. - СПб.: Гуманитарная Академия; Университетская книга, 2004. - 416 с.
- Яркина А. Эстетика искусства аутсайдеров. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.medpsy. ru/scienœ/scienœ050.php (23.04.2019)
- Яркина А. Методическое руководство по проведению обзорной экскурсии. - М.: Музей творчества аутсайдеров, 2000. - Б. п. Из личного архива В.В. Гаврилова.
- Cardinal R. Outsider Art. - L.: Studio Vista; N.-Y.: Praeger Publishers, 1972. - 192 p.
- MacGregor J.M. The discovery of the art of the insane. - Princeton: Princeton University Press, 1989. - 390 p.