Коммуникативная функция семьи с позиции этнопедагогики абхазов

Автор: Анкваб М.Ф.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 6 (6), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье затрагиваются особенности одной из функций семьи с точки зрения абхазской народной педагогики, перечислены основные стили взаимоотношений между родителями и детьми. Автор рассуждает о приемлемости либо недопустимости подобных стилей в процессе воспитания в абхазской семье.

Семейное воспитание, абхазская народная педагогика, коммуникативная функция семьи, народное воспитание, стили семейных взаимоотношений

Короткий адрес: https://sciup.org/140267030

IDR: 140267030

Текст научной статьи Коммуникативная функция семьи с позиции этнопедагогики абхазов

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами [3].

Социальная сущность семьи проявляется в таких ее функциях, как репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная.

Коммуникативная функция проявляется в организации внутрисемейного общения, досуга и отдыха, контактов с окружающей природой, использовании средств информации. Семью характеризуют не сами по себе отношения между мужчиной и женщиной, а отношения «мать-отец», «мать-ребенок», «отец-ребенок». Внутрисемейные отношения в идеале представляют собой отношения взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. Другими видами семейных взаимоотношений могут быть паритет (обоюдовыгодные отношения), соревнование (желание добиться лучших результатов посредством доброжелательного соперничества), конкуренция (стремление главенствовать над другими). Имеет место и антагонизм между членами семьи (резкие противоречия, при которых объединение носит вынужденный характер в силу давления извне) [5, С.67].

Важнейшей и практически универсальной формой взаимодействия взрослых и детей в абхазской семье, осуществляемой в ходе их совместной деятельности, является внутрисемейная коммуникация. Исходя из предназначения и возможностей всякой коммуникации, можно утверждать, что внутрисемейная коммуникация служит, в частности, для опосредования социализации и связанных с ней процессов. С помощью коммуникации (и никак иначе) в ходе «естественного» жизненного взаимодействия взрослых и детей в семье решаются все задачи социализации.

При этом коммуникация может иметь характер прямого взаимодействия с другими членами семьи (или с самим собой), а также опосредствованного речью «взаимодействия» с образующими микросреду культурными артефактами – результатами деятельности предыдущих поколений данной семьи [4, c. 222]. Особенностями воспроизведения коммуникативной функции отличается абхазский народ, что в свою очередь отражается на семейном воспитании. Одним из проявлений сказанного является тот факт что, детей с раннего возраста приучали к строго регламентированной культуре взаимоотношений, как с родными, так и посторонними людьми.

Многовековой опыт показывает, что пагубными абхазский народ во все времена считал конкурентные и конфликтные, антагонистические отношения в семье. Особенно отрицательно это сказывается на воспитании детей, т.к. противоречивые требования родителей, а тем более их враждебность по отношению друг к другу исключают возможность создания в семье доброжелательной атмосферы, здорового нравственного и психологического климата. В подобных ситуациях народ не оставался безучастным – ситуацию в подобных семьях стремились исправить и даже исключить на корню посредством национальных адатов, не допускающих безнравственности, чем и являлся, по мнению народа, семейный дисбаланс.

Отношение родителей к детям у абхазов определялось, в основном, не родительской любовью, а их социальным долгом, обусловленным большим количеством сложностей. Посему абхазская народная педагогика предполагает, что чувства родителей не могут откровенно проявляться как непосредственное отражение факта кровной связи, как глубокая привязанность, а наоборот выглядят, в определенных ситуациях, как формальное, наставническое выполнение родительских обязанностей, что и определяло модель внутрисемейных отношений в Абхазии до середины XX века. В данном контексте, логичным было бы, на наш взгляд, привести современную трактовку таких стилей семейных взаимоотношений, как либеральный (попустительский), авторитарный и демократический для определения наиболее актуального с позиции народной педагогики абхазов.

Либеральный стиль проявляется в том, что родители безразличны к воспитанию своих детей, допускают излишнюю снисходительность, самоустраняются от забот и ответственности за судьбу своих детей. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность. «При либеральном стиле родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Родители легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности» [1, c. 967]. Естественным и неоспоримым является факт неприемлемости существования подобного стиля семейных отношений в Абхазии до середины 20 в., что обусловлено устойчивостью традиций народного воспитания, историко-географическими, бытовыми условиями жизни этноса, а самое главное его морально-психологическими спецификами.

Авторитарный стиль означает бесцеремонное, жестокое отношение к детям, беспрекословное подчинение их диктату родителей, подавление достоинства ребенка, применение телесных наказаний, тиранию старших над младшими и т.д. Данное взаимодействие характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоциональнопозитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Подобный тип взаимоотношений в семье исключался народом в силу его несоответствию национальной философии абхазов. Более того в народе всячески осуждали малейший намек или попытку внедрения авторитарного стиля в ячейку общества. Главенство мужчины, иерархия, уважение к старшим и прочие составляющие национальных специфик абхазского общества формировались исключительно при помощи гуманных, высоконравственных методов и приемов семейного воспитания. Более близким народу, с оговоркой на проявление особенностей патриархата являлся тип взаимоотношений, называемый в современной педагогике демократическим.

Демократический стиль характеризуется равноправием участников семейного союза, сотрудничеством родителей и детей, их взаимопомощью, дружеским расположением, совместной творческой деятельностью [2]. При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Следует отметить, что в современном варианте осуществления подобных отношений бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи. Они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам. В народной педагогике абхазов подобная ситуация исключалась в силу особенностей организации семейного воспитания.

Список литературы Коммуникативная функция семьи с позиции этнопедагогики абхазов

  • Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. №2-4. С. 964-968.
  • Киселева Е.Ю. Развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростков в семьях с различными стилями семейных взаимоотношений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2.
  • Осипова Л.Б. Репродуктивная функция семьи как фактор воспроизводства населения // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 51-55.
  • Резницкая Г.И. Особенности семейного дискурса и его роль в процессе социализации ребенка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. №586. С. 219-231.
  • Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). - Майкоп: АГУ, 2000. - 307с.
Статья научная