Коммуникативное пространство подарка (на примере серебряного ковша "Иван Грозный")

Автор: Михайлов А.Б., Мостицкая Н.Д.

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Современные исследования культурных процессов

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

Представлено культурологическое описание уникального предмета декоративно-прикладного искусства - серебряного ковша с изображением профиля Ивана Грозного, работы ювелира Е. К. Черятова. Авторы строят гипотезу на основе искусствоведческого заключения на данный предмет известного эксперта Т. Н. Мунтян, подтвердившей уникальность и художественную ценность ковша. Авторы рассматривают данный предмет через призму методологии современного философа В. И. Жуковского. Новизна исследования заключается в культурологическом подходе к описанию и анализу произведения искусства, в котором основной акцент сделан на определении маркеров включенности предмета в пространство праздничной коммуникации.

Еще

Серебряный ковш, модерн, коммуникативное пространство, праздник, подарок, семиотика, ценности

Короткий адрес: https://sciup.org/170203776

IDR: 170203776   |   DOI: 10.34685/HI.2023.42.3.006

Список литературы Коммуникативное пространство подарка (на примере серебряного ковша "Иван Грозный")

  • Mostitskaya N. The arts and crafts linguistic properties within the communicative context of the conviviality culture// Art studies: Science, Experience, Education International scientific conference. November 9-11 2017. Paris: Atlantis Press. Р. 169-173.
  • Гольдберг Т. Г., Мишуков Ф. Я., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М. М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX веков. М., Наука, 1983.
  • Жуковский В. И. Художник и материал искусства в процессе художественного творчества//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С.191-193.
  • Жуковский В.И. Творческий процесс: художник и художественный материал в их искусности, искусственности и искусе//Философия и культура. 2013. № 4. С. 510-515.
  • Кириченко Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XIX-начала XX веков. М., 1997. С. 10.
  • Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999. С.11-35.
  • Москвичева М. Раскрыта загадка конкурента Фаберже: кто такой Федор Лорие. Исследователи пролили свет на судьбу русских ювелиров. МК. 09.12.2021// https://mus-col.com/ collection/ — сайт музея «Собрание».
  • Мунтян, Т. Н. Произведения ведущих ювелирных фирм XIX — начала XX века. Фирма К. Фаберже = Works by leading jewellery firms of the 19th and early 20th centuries. C. Faberge: русский художественный металл, резное дерево, кость, камень: каталог собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Москва: Гос. ист.-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2019. 453 с. — (Музеи Московского Кремля).
  • Смородинова Г. Г. Ювелиры серебряного века. // Русский стиль. Собрание Государственного Исторического музея. М., 1999.
  • Фелькеозам А. Е. Описи серебра двора Его Императорского Величества. СПб., 1907.
  • Фирма Федора Лорие и ювелир Егор Че-рятов. Коллекция Давида и Михаила Якобашвили / Музей «Собрание». — М.,2021. 312 с.
Еще
Статья научная