Компетенции руководителя территориального органа МВД России в организации правоохранительной деятельности
Автор: Судолова Л.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-4 (62), 2021 года.
Бесплатный доступ
Руководитель МВД должен быть компетентен до оптимального уровня, подразумевают, что данное условие позволяет построить систему управления МВД как эффективную и не допускающую ошибок. В статье рассмотрен руководитель территориального органа МВД России как основной субъект организации правоохранительной деятельности.
Мвд России, руководитель территориального органа, правоохранительная деятельность, эффективность
Короткий адрес: https://sciup.org/170192690
IDR: 170192690
Текст научной статьи Компетенции руководителя территориального органа МВД России в организации правоохранительной деятельности
Основной целью и задачей руководителя является формирование наиболее комфортного и эффективного стиля управления.
Когда перед подчиненными лицами точно изложены компетенции, проведены их границы, их деятельность успешна и не конфликтна, не допускает диспропорционального искажения прав и обязанностей, что способствует равномерному распределению нагрузки, а также сферы предписанных должностных полномочий и обязанностей.
Указанное правило непоколебимо при рассмотрении и назначении кандидатуры на должность руководителя территориальным органом МВД России (далее – ТО МВД России).
В противном случае, неточно определив рамки компетенции, руководитель рискует столкнуться с тем, что персональная ответственность размывается, а лицо, принявшее руководство территориальным органом, и замещающие его лица, вступают в конфликт интересов. В данном случае управление является уже не единоначальным, что в целом способствует снижению управляемости отделами [5, с.106].
Понятие «компетенция» и ее сущность.
Компетенция руководителя — это интегративный навык (то есть состоящий из целого ряда других навыков), который позволяет принимать управленческие решения.
Литературные источники освещают суть понятия «компетенция», известного ещё древним грекам, которые использовали слово competentia, чтобы определить принадлежность по праву, в сфере полномочий подведомственной области аналогично тем полномочиям, которые возложены на орган или сотрудников, занимающих в нем должности [6, с.90].
В своих исследованиях ученые указывают, что разрешенные для изучения и разбирательства вопросы о компетенции органов государственного аппарата, рассматриваются наряду с теми полномочиями, оперируя которыми совершаются действия и реализуется власть.
В некоторых публикациях дается акцент на соображения о том, что компетенцию ёмко характеризует такая сторона, как реализация функций структурой, действующей по указанию государственной власти, при этом именно компетенция обозначает юридический инструментарий, используя который правомерно выполнить решение, стоящее перед органом [3].
Изучив компетенцию, отметим такую ее особенность как невозможность соединить понятие с конкретной проблемой из-за того, что в сути компетенции заложено право, данное субъекту, решать вопросы о делах, с которыми конкретно столкнулся специалист, когда дается определение того, что государственный орган или структура получили компетенции для поиска ответа на определенный вопрос [1].
Если руководитель относится к доверенным компетенциям профессионально, его отличает вдумчивое исполнение функций, отказ от формальных шагов, он глубоко изучает контекст и особенности положения, в котором нужно выполнить намеченное задание. Ещё в царской России государственный деятель, граф С.Ю. Витте упоминал, что понятием «компетентность» справедливо обозначить лицо, богатое ресурсами и полномочиями, действия которого несут обществу пользу [9, с.60]. Если лицо компетентно, индивид превосходит окружающих по статусу, так как способен воздействовать на события и отношения между членами социума.
Компетенцию нужно понимать и как ракурс определенной сферы полномочий, которые закон регламентировал государственному аппарату или его служащим, и как ресурс, функционирующий только правомерно, ориентируясь на поставленную цель или проблемную ситуацию.
Говоря о том, насколько проблематично оптимизировать (то есть достичь наилучшего состояния) компетенции руководителя территориального органа МВД России, особенно актуально то, что в юридическом пространстве еще не разделена компетентность лица, руководящего ТО МВД России, а также начальником полиции, назначенного замещать его. Ситуация неоднозначна и не позволяет дать аргументированное мнение о том, в какой пропорции разделены обязанности. Ещё более существенные проблемы проникают в ситуацию из-за того, что не даны конкретно номенклатура и признаки объектов ответственности для обозначенных должностных лиц, из-за чего пределы их полномочий, прав и обязанностей находятся в состоянии неопределенности.
Пределы, в которых действует компетенция руководителя ТО МВД России, раскрыты законодателем в подробностях. К таким документам относят Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне [3]. Отметим, что иначе деятельность лица, руководящего органом государственного аппарата, не организуется, так как основные функции принято отражать в организационных документах структуры, а также в должностной инструкции, по которой действует руководитель. Стандарт должен исполняться в различных государственных органах.
Функции и статус руководящего лица
Говоря о функциях руководящего лица, подразумевают указания и действия, используя которые система, подчиняющаяся директивам управленца, ее целевые ориентиры и задачи привязана к компетенции должностного лица, владеющего полномочиями в конкретной ветви власти. В структуре статуса компетенцию используют, чтобы определить деятельность субъекта по содержательному ракурсу, а ее сущность понимают, как права и обязанности, уже зафиксированные перед тем, как начались отношения между юридическими лицами.
Только на основе законодательства функции управленца, доверенные субъекту, могут быть реализоваться в действительности. Следовательно, руководитель, организуя подчиненных, отдавая распоряжения, изъявляя волю, не может ни на шаг отойти от собственных компетенций, которые плотно слиты с законом, который дает установки по всем аспектам управления государственным органом.
Приступивший к деятельности руководитель должен изучить основы, которыми определены его полномочия, чтобы опираться на них в дальнейшем. Участие закона неотделимо от процедуры, в ходе которой руководитель оформляет материальное содержание волеизъявления. Закон указывает рамки, которыми лицо, принявшее руководство государственным органом, ограничено в изъявлении воли. Для руководителя, определяющегося с волей и ее выражением в акте, юридически точно не только учитывать ключевой содержательный компонент, но и проводить руководство только законно.
Отметим, что природа статуса руководителя ТО МВД России как организационно-правовая дефиниция устроена сложно, так как должностное лицо проявляет себя в нескольких формах:
-
1. Как лицо, руководящее полицией;
-
2. Как лицо, в подчинении которого находится оперативный штаб, если решаются вопросы быстрого реагирования на беспорядки на улицах;
-
3. Как лицо, начавшее руководить специальной операцией;
-
4. Как председатель совещания или коллегии, где решаются оперативные вопросы.
После обзора компонентов, из которых складывается статус руководителя ТО МВД России как лица с особыми организационно-правовыми полномочиями, нужно сделать вывод о том, что положение руководителя идентично представителю территориального органа, однако, не отвечает условиям индивидуального субъекта права.
Для лица, руководящего ТО МВД, значимым является не только лидерство в коллективе по формальному праву, но и выход в лидеры, неформально возглавляющего сотрудников полиции. Контакт руководителя и подчиненных по сути является величиной многофакторной. В данных обстоятельствах важно отвечать той социально ожидаемой роли в коллективе, которая намечена руководителю, равно как и положение в коллективе [8, с.79]. Логично, что, приняв руководство ТО МВД России, должностное лицо получает определенные компетенции, а его статус включен как неотъемлемый в структуру организационно-правового статуса, но и при этом является условием, решающим организационные аспекты правоохранительной деятельности территориального органа.
Законодательная основа
В российском законодательстве, обратившись к нормам Федерального закона «О полиции», удается прояснить, что полиция подчиняется руководящим директивам таких лиц, как лицо, назначенное руководить федеральным или территориальным органом исполнительной власти, компетентным в вопросах внутренних дел, а также лицу, назначенному на должность руководителя полицейских подразделений [1]. Несомненно, что законодатель упоминает о различных должностных ли- цах, среди которых должны быть точно и ёмко переделены компетенции.
Однако, на уровне министерства в приказе, где содержатся указания о территориальном органе, включая типовую структуру [4], ещё не дается ответ, каким образом должны быть разделены компетенции руководителя, занимающего должность главы ТО МВД России, а также сотрудников, находящихся на посту его заместителей (начальник полиции и заместитель по иным вопросам). Ситуация наиболее остро проявляется в поиске оптимального решения для выбора организационного формата оперативного управления ресурсами, которыми имеются у территориального органа, чтобы сохранить в социуме стабильное состояние правопорядка. Удручает, что примитивно отграничив компетенции, актуальная в настоящий момент структура организации штатов органов МВД не приносит позитивных итогов из-за того, что решение не было обдуманно апробировано [5, с.107].
Проблема распределения компетенций
Полагаю, что в поднятой проблеме сложнее всего то, что организационноштатная структура территориального органа является немобильной и бюрократической, из - за чего невозможно создать правильные уровни и стандарты, чтобы разделить компетенции лиц, занимающих руководящие должности, а также, не позволяя им опираться ни на что иное, как функционально предназначенные действия. Следовательно, нужно настоять на процедуре пересмотра структуры управленческого аппарата полицией, чтобы применять в управлении концепт, ресурсы и широта которого создадут безотказно действующую организацию охраны правопорядка. В настоящее время резонно повернуть назад к структурной организации, известной и использованной в прошлом российскими правоохранителями свыше четырех десятков лет, когда управление подразделением ТО МВД осуществлял руководитель, а замещение его функций по нескольким траекториям деятельности, приоритетным для структуры, выполняли от 4-х и более заместителей.
Вопрос о том, как правомерно делегировать полномочия лица, руководящего ТО МВД России, изложен однозначно, а лицо, занимающее пост руководителя территориального органа, делит обязанности по секторам лицам, замещающим его по отдельным вопросам, также может направить их руководству отделов и служб, органов и организаций при условии их подчинения [2].
Примечательно, что делегировав пол- номочия, руководитель не передает ответственности за деятельность органа. Как указано в законе, лицо, принявшее руководство ТО МВД России, не должно выполнить задачу собственнолично, однако, не может снять с себя ответственность решить поставленную проблему. Итак, делегируя и перепоручая задачи, функции, конкретные действия, руководитель передает с таковыми определенные полномочия [3].
Объем полномочий лица, находящегося на посту руководителя ТО МВД России, полно и ёмко отражен в пунктах должностной инструкции, а также в указаниях Положения о территориальном органе. Наиболее важно, что руководство должно реализоваться как единоначальное, а лицо не может снять с себя персональной ответственности за задачи, решением которых занимается территориальный орган [2].
К сегодняшнему дню полномочия лица, замещающего руководителя территориального органа и возглавляющего отдел для иных лиц, которые назначены на пост заместителей руководителя ТО МВД России, в данном вопросе ясность не указана.
Выводы. По факту изучения ситуации, создавшейся при попытке рассмотреть проблему оптимизации компетенций, доверенных руководителю территориального органа МВД России, поведем черту в виде выводов:
-
1. Лицо, назначенное для руководства ТО МВД России, с момента вступления в
-
2. Данное лицо по закону имеет право передавать полномочия к выполнению, если дает подчиненному определенные полномочия, но не снимает с себя ответственности, отвечая за действия подчиненных в полном объеме;
-
3. Положение руководителя ТО МВД России как организационно-правового субъекта подразумевает в структуре массу составляющих, сочетающихся и объединяющихся в зависимости от обстановки;
-
4. Сложность вопроса заключается не в делении компетенций между должностными лицами, а в структурноорганизованных штатах территориального органа, когда закон указал вертикаль и горизонталь для директив, настолько несовершенную, что проблематично разделить компетенцию между руководством, его
должность получает компетенции, которые не вычленяются из структуры органи- зационно-правового положения;
заместителями, в связи с чем, законодательство должно переакцентировать функ- следствия, определены законодателем в ции должностных лиц.
Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Но
Список литературы Компетенции руководителя территориального органа МВД России в организации правоохранительной деятельности
- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // СЗ РФ. 2021. No 7. Ст. 900.
- Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016г. No 699 // СЗ РФ. 2017. No 10. Ст. 1335.
- Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. No 222 // СПС КонсультантПлюс.
- О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. No 333 // СПС Консультант-Плюс.
- Болдырев У.К. Руководство как функция организаторской деятельности начальника территориального органа МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2019. No3. С. 105-109.
- Двинских Д.В. Определение понятия способностей в структуре управленческого знания // Проблемы теории и практики управления. 2018. No12. С. 89-96.
- Ерыгин А.А. Кравцова Е.А. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: монография. Белгород, 2016.
- EDN: ZFXUTH
- Корнеева М.П. Особенности организации начальником территориального органа МВД России на районном уровне внешнего взаимодействия органов предварительного следствия с общественными организациями и средствами массовой информации // Труды Академии управления МВД России. 2020. No1. С. 78-84.
- Майдыков А.Ф., Майдыков А.А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2019. No1. С. 59-62.
- Хлусов Т.М. Органы внутренних дел в контексте управленческого и структурно-функционального анализа (историко-правовая ретроспектива): понятие и сущность // Ученые записки юридического факультета. 2018. No36. С. 77-83.