Комплексная оценка состояния сосудистой стенки в различные периоды ишемического инсульта у пациентов с артериальной гипертензией

Автор: Майорова С. В., Липатова Т. Е.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Кардиология

Статья в выпуске: 3 т.17, 2021 года.

Бесплатный доступ

Цель: оценка показателей артериальной жесткости и функционального состояния эндотелия у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) в различные периоды ишемического инсульта (ИИ) в зависимости от степени восстановления неврологических функций. Материал и методы. Обследованы 180 пациентов старше 40 лет с АГ в острейший период ИИ, поступивших в неврологическое отделение с сентября 2015 г. по июнь 2019 г. Степень функциональной независимости пациента оценивали по модифицированной шкале Рэнкина (mRS). Пациенты были разделены на две группы: I группа — с высоким уровнем восстановления, mRS<3 (n=88) и II группа — с низким уровнем восстановления, mRS≥3 (n=92). Осциллометрическим методом оценивали среднесуточные показатели сосудистой ригидности. Исследовали уровень эндотелина-1 (ЭТ-1), эндотелийзависимой вазодилатации (ЭЗВД) и индекс окклюзии. Период наблюдения составил два месяца. Результаты. Для II группы в острый период ИИ характерны более высокие показатели жесткости сосудистой стенки (скорость пульсовой волны (СПВ) 13,8±1,8 м / сек vs 11,6±1,7 м / сек, р<0,05), повышение уровня ЭТ-1 (6,5±1,8нг / мл vs 5,6±1,8нг / мл, р<0,05), снижение ЭЗВД (5,0±1,2 % vs 5,9±1,4, р<0,05). Через два месяца выявлена положительная динамика по изучаемым показателям в обеих группах. Во II группе СПВ снизилась с 13,8±1,8 м / сек до 11,8±1,6 м / сек, р<0,05, в I группе СПВ снизилась с 11,6±1,7 м / сек до 9,8±1,5 м / сек, р<0,05. Заключение. У пациентов с низким восстановительным потенциалом отмечено снижение эндотелиальной функции и более высокие показатели сосудистой ригидности.

Еще

Ишемический инсульт, артериальная гипертензия, сосудистая ригидность, функция эндотелия.

Короткий адрес: https://sciup.org/149138136

IDR: 149138136

Текст научной статьи Комплексная оценка состояния сосудистой стенки в различные периоды ишемического инсульта у пациентов с артериальной гипертензией

1 Введение. В структуре хронических неинфекционных заболеваний лидирующую позицию по-прежнему занимает АГ, встречаемость ее среди взрослого населения Российской Федерации составляет 30-45% [1]. Прогнозируется, что в мире число взрослых с АГ к 2025 г. увеличится примерно на 60% и составит 1,56 млрд (1,54–1,58 млрд) [2]. Одним из самых грозных ассоциированных клинических состояний при АГ является ИИ [3].

При АГ изменяются структура и функции мозговых артерий, что способствует нарушению кровотока, особенно при развитии ИИ или в периоды низкого артериального давления. Ремоделирование артериальной стенки мозговых артерий, проявляющееся уменьшением диаметра просвета и увеличением отношения стенки к просвету, приводит к уменьшению постишемического кровотока и распространению ишемического повреждения [4].

Эндотелиальная функция также нарушается при АГ и играет важную роль в развитии мозгового инсульта [5]. Эндотелиальные клетки являются участком гематоэнцефалического барьера и, таким образом, имеют значение для контроля движения ионов, молекул и клеток в мозг и из него [6]. Повреждение мозгового микрососудистого эндотелия может быть первичной стадией в развитии церебрального инсульта. Эндотелиальная дисфункция приводит к увеличению проницаемости гематоэнцефалического барьера, что способствует продуктам крови диффундировать в периваскулярное пространство и вызывать повреждение нейронов, микроглии и олигодендроцитов [7].

В последние годы все большее количество исследований посвящено изучению прогностической значимости неинвазивных тестов оценки эндотелиальной функции и оценки жесткости артерий как показателей, характеризующих сосудистое ремоделирование [8, 9]. Накопленные до настоящего момента факты диктуют необходимость поиска, изучения и внедрения в реальную клиническую практи-

ку неинвазивных, воспроизводимых методов оценки морфофункциональных свойств сосудистой стенки как органа-мишени сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний.

В настоящее время исследований, оценивающих одновременно показатели артериальной жесткости и функции эндотелия в зависимости от функционального исхода как в острый период ИИ, так и в ранний постинсультный период, недостаточно.

Цель — оценка показателей артериальной жесткости и функционального состояния эндотелия у пациентов с АГ в различные периоды ИИ в зависимости от степени восстановления неврологических функций.

Материал и методы. В исследование включены 180 пациентов в острейший период ИИ, поступивших в неврологическое отделение ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница №12» с сентября 2015 г. по июнь 2019 г. Медиана возраста обследованных составила 64 года (мужчины — 51,7% пациентов, женщины — 48,3%). Для верификации диагноза ИИ пациентам проводилась компьютерная томография. В исследование не включались пациенты при наличии следующих характеристик: возраст менее 40 лет, ИИ давностью более 48 часов, наличие у пациента хронической сердечной недостаточности III–IV ФК, острый коронарный синдром в течение последних 90 дней, мозговой инсульт в анамнезе, отказ от участия в исследовании. Все пациенты предоставили письменное информированное согласие на участие в исследовании. Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В. И. Разумовского» Минздрава России.

Артериальную ригидность оценивали осциллометрическим методом (модель МнСДП-2, программное обеспечение BPLab в расширенной редакции «Vasotens») с оценкой 24-часового времени прохождения отраженной волны (ВПОВ), индекса аугментации в аорте (ИАао)), индекса артериальной жесткости (ИАЖ), СПВ. Показатели оценивали при поступлении, на момент выписки из стационара (14–21-е сутки) и через два месяца после выписки.

Оценку вазодилатирующей функции эндотелия проводили с использованием пробы с реактивной гиперемией на плечевой артерии с определением значения ЭЗВД на аппарате «АнгиоСкан-01» (Россия). Вазорегулирующую функцию изучали методом фотоплетизмографии с определением индекса окклюзии также с помощью аппарата «АнгиоСкан-01». Для оценки вазоконстрикторной функции эндотелия определяли в сыворотке крови концентрацию ЭТ-1 методом твердофазного иммуноферментного анализа. Показатели функционального состояния эндотелия оценивали в острый период ИИ (на момент поступления пациента в стационар) и через два месяца после выписки пациента на амбулаторный этап лечения.

Для оценки степени инвалидизации и функциональной независимости пациента использовали модифицированную шкалу Рэнкина (modified Rankin Scale, mRS) при выписке и через два месяца с момента выписки.

Пациенты были разделены на две группы: I группа (88 пациентов) — с высоким уровнем восстановления неврологических функций (сумма баллов по шкале mRS<3), II группа (92 пациента) — с низким уровнем восстановления неврологических функций (сумма баллов по шкале mRS≥3). Группы были сопоставимы по полу, возрасту, длительности АГ, уровню АД, нарушению липидного обмена. Клиническая характеристика пациентов представлена в табл. 1.

Статистический анализ полученных результатов проводили с использованием программ Microsoft Office Excel 7.0 и IBM SPSS Statistic 21.0. При нормальном распределении изучаемых количественных признаков данные представлены в виде среднего и стандартного отклонений (M±SD), при ненормальном распределении — в виде медианы и межквартильного интервала (Ме [25-й процентиль; 75-й процентиль]). Для подтверждения нормальности распределения анализируемых данных использовали критерий Колмогорова — Смирнова и Шапиро — Уилка. Для независимых групп достоверность различий при нормальном распределении оценивалась по t-критерию Стьюдента. При неравномерном распределении данных для сравнения средних значений применяли непараметрический U-критерий Манна — Уитни. Для сравнения показателей в одной и той же выборке использовали критерий Вилкок-сона. Статистически значимыми считали различия при значении р<0,05.

Результаты. Степень функциональной недееспособности после ИИ по шкале mRS на момент выписки пациентов на амбулаторный этап составила в I руппе пациентов 2 (1; 2) балла, во II группе — 4 (3,3; 5) балла ( р <0,05).

На момент поступления в стационар у пациентов с низким уровнем восстановления неврологических функций (II группа) такие показатели артериальной ригидности, как СПВ, ИАао, ИАЖ, были существенно выше, а время распространения отраженной волны по аорте — меньше, чем у пациентов с высоким уровнем восстановления неврологических функций (I группа), р <0,05 (табл. 2).

У пациентов с низким уровнем восстановления неврологических функций (II группа) уровень ЭТ-1 в крови был статистически значимо выше, а показатели индекса окклюзии и ЭЗВД были значимо ниже, чем у пациентов с высоким уровнем восстановления неврологических функций (I группа) ( p <0,05). Так, при поступлении уровень ЭТ-1 в I группе составил 5,6±1,8 нг/мл, во II группе — 6,5±1,8 нг/мл, показатели индекса окклюзии 1 (1,1; 1,2) и 1 (0,9; 1,1) соответственно, а показатели ЭЗВД в I группе — 5,9±1,4% и 5,0±1,2% во II группе.

Таблица 1

Клиническая характеристика пациентов в зависимости от уровня восстановления неврологических функций

Параметр

Группа

с высоким уровнем восстановления (mRS<3), n =88

с низким уровнем восстановления (mRS≥3), n =92

Возраст, лет

64,0 (56,0; 69,0)

64,0 (58,8; 71,0)

Мужчины, абс. число (%)

46 (52,2%)

47 (51,0%)

Индекс массы тела, кг/м2

31,6 (28,3; 33,9)

31,4 (28,7; 31,6)

Длительность АГ, лет

12,0 (9,0; 15,0)

11,3 (9,0; 13,0)

Общий холестерин, ммоль/л

6,2 (5,6; 6,8)

6,2 (5,8; 6,6)

Липопротеиды низкой плотности, ммоль/л

2,9 (2,6; 3,2)

3,1 (2,8; 3,2)

Курение абс. число (%)

27 (30,7%)

29 (31,5%)

Отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям, абс. число (%)

37 (42,0%)

39 (42,4%)

Нарушение толерантности к глюкозе абс. число (%)

25 (28,4%)

28 (30,4%)

Систолическое артериальное давление при поступлении

151 (141,8; 161)

163,5 (158; 169,6)

Диастолическое артериальное давление при поступлении

100 (86,8; 109)

98 (87,8; 102,3)

Пульсовое артериальное давление при поступлении, мм рт. ст.

63 (57,8; 67,3)

76 (72; 82) *

П р и м еч а н и е : данные представлены в виде Ме (25%; 75%), относительных частот; * — p <0,05 — значимость в сравниваемых группах.

Таблица 2

Показатели

Группа

с высоким уровнем восстановления (mRS<3), n =88

с низким уровнем восстановления (mRS≥3), n =92

ВПОВ, мс

при поступлении

99,8 (94,0; 114,5)

96,6 (93,5;102,0)*

при выписке

106,0 (98,9; 118,5) #

100,0 (95,0; 104,0)*

ИАао, %

при поступлении

31,5 (26,5; 38,9)

42,8 (36,7; 48,8)*

при выписке

29,8 (25,2; 37,4) #

39,4 (35,0; 45,0)*

ИАЖ, у. е.

при поступлении

158,1 (143,8; 168,0)

168,8 (157,4; 176,0)*

при выписке

148,5 (131,7; 159,7) #

164,5 (155,0; 171,2)*

СПВ, м/сек

при поступлении

11,6±1,7

13,8±1,8*

при выписке

10,7±1,6 #

13,2±2,4*

Примечание: данные представлены в виде Ме (25%;75%) и M±SD ; * — p <0,05 — значимость в сравниваемых группах; • — p <0,05 — значимость различий у пациентов I группы при поступлении и при выписке.

Таблица 3

Показатели

Группа

с высоким уровнем восстановления (mRS<3), n =88

с низким уровнем восстановления (mRS≥3), n =92

ВПОВ, мс

110,0 (102,5; 124,0)

106,0 (100,0; 110,2)*

ИАао, %

26,5 (20,9; 32,6)

29,4 (23,5; 33,0)*

ИАЖ, у. е.

129,5 (119,3; 142,8)

148,8 (138,5;154,8)*

СПВ, м/сек

9,8±1,5

11,8±1,6*

Примечание: данные представлены в виде Ме (25%;75%) и M±SD ; * — p <0,05 — значимость в сравниваемых группах.

Таблица 4

Показатели

Группа

с высоким уровнем восстановления (mRS<3), n =88

с низким уровнем восстановления (mRS≥3), n =92

при поступлении

через два месяца

при поступлении

через два месяца

ЭТ-1, нг/мл

5,6±1,8

4,8±1,5 #

6,5±1,8*

6,0±1,6*

Индекс окклюзии, ед

1,0 (1,1; 1,2)

1,2 (1,1; 1,3) #

1,0 (0,9; 1,1) *

1,1 (0,9; 1,2)*

ЭЗВД, %

5,9±1,4

7,6±1,8 #

5,0±1,2*

5,8±2,2*

Примечание: данные представлены в виде M±SD и Ме (25%;75%); относительных величин; * — показатели у пациентов II группы имеют достоверные различия с показателями у пациентов I группы ( p <0,05); • — показатели через два месяца имеют достоверные различия с показателями при поступлении ( p <0,05).

Показатели артериальной жесткости у пациентов с разным уровнем восстановления неврологических функций на стационарном этапе

Показатели ригидности артерий через два месяца после выписки из стационара

Динамика показателей функционального состояния эндотелия в зависимости от уровня восстановления неврологических функций

При выписке на амбулаторный этап у пациентов I и II групп установлена положительная динамика по изучаемым показателям артериальной жесткости, однако статистически значимых различий достигали значения только у пациентов с высоким уровнем восстановления неврологических функций (табл. 2).

В группе пациентов, имеющих сумму баллов по mRS<3, отмечено значимое снижение по сравнению с исходными данными таких показателей, как СПВ с 11,6±1,7 до 10,7±1,6 м/сек, p <0,05; ИАЖ с 158,1 (143,8; 168,0) до 148,5 (131,7; 159,7), p <0,05; ИАao с 31,5 (26,5; 38,9) до 29,8 (25,2; 37,4) %, p <0,05, и, напротив, увеличение ВПОВ с 99,8 (94,0; 114,5) до 106,0 (98,9; 118,5) мс, p <0,05.

В группе пациентов, имеющих сумму баллов по mRS>3, отмечена несущественная дина- мика. Так, показатель СПВ снизился с 13,8±1,8 до 13,2±2,4 м/сек, ИАЖ — с 168,8 (157,4; 176,0) до 164,5 (155,0; 171,2), ИАao — с 42,8 (36,7; 48,8) до 39,4 (35,0; 45,0) %, значение ВПОВ составило 100,0 (95,0; 104,0) мс (р>0,05).

Через два месяца у пациентов сравниваемых групп наблюдали дальнейшее снижение СПВ, ИАЖ, ИАao и увеличение ВПОВ (табл. 3).

В этот период определяли положительную динамику показателей, характеризующих функцию эндотелия (табл. 4). У пациентов I группы отметилось снижение уровня ЭТ-1 с 5,6±1,8 до 4,8±1,5 нг/мл, увеличение показателя ЭЗВД с 5,9±1,4 до 7,6±1,8% (р<0,05). У пациентов с низким уровнем восстановления неврологических функций отмеченоболее медленное снижение показателей функциональной активности эндотелия. Так, уровень ЭТ-1 составил 6,0±1,6 нг/мл, показатели ЭЗВД — 5,8±1,2% по сравнению с показателями при поступлении 6,5±1,8 нг/мл и 5,0±1,2% соответственно (р<0,05).

Во II группе отмечались достоверно более низкие значения индекса окклюзии, чем у пациентов I группы ( p <0,05).

Обсуждение. Накапливающиеся данные демонстрируют, что эндотелиальная дисфункция и высокая сосудистая жесткость у пациентов с АГ являются отличительной чертой широкого спектра цереброваскулярных заболеваний, связанных с патологическими состояниями, ведущими к сужению сосудов, тромбозу и воспалительному состоянию, способствуя большему повреждению при сосудистых катастрофах [10–12].

В данном исследовании впервые проведена комплексная оценка состояния сосудистой стенки, включая среднесуточные показатели артериальной ригидности и показатели функционального состояния эндотелия, у пациентов с АГ в различные периоды ИИ в зависимости от функциональных исходов.

Показано, что наибольшие изменения морфофункциональных свойств сосудистой стенки характерны для пациентов с низким уровнем восстановления неврологических функций.

Полученные данные могут подтолкнуть к пониманию основных механизмов, лежащих в основе функционального восстановления после перенесенного мозгового инсульта. Следовательно, дальнейшее изучение данной темы открывает возможность разработки персонифицированного подхода к назначению комплексных диагностических и реабилитационных мероприятий, включающих и антигипертензивную терапию, для улучшения исхода у пациентов с АГ в различные периоды ИИ.

Выводы:

Список литературы Комплексная оценка состояния сосудистой стенки в различные периоды ишемического инсульта у пациентов с артериальной гипертензией

  • The prevalence of risk factors for non-communicable diseases in the Russian population in 2012–2013. The results of the study ESSE-RF. Cardiovascular Therapy and Prevention 2014; 13 (6): 4–11. Russian (Распространенность факторов риска неинфекционных заболеваний в российской популяции в 2012–2013 гг. Результаты исследования ЭССЕ-РФ. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2014; 13 (6): 4–11).
  • 2018 ЕОК / ЕОАГ Рекомендации по лечению больных с артериальной гипертензией. Российский кардиологический журнал 2018; 23 (12): 143–228.
  • Pistoia F, Sacco S, Degan D, et al. Hypertension and stroke: epidemiological aspects and clinical evaluation. High Blood Press Cardiovasc Prev 2016; 23 (1): 9–18.
  • Paulo W Pires, Carla M, et al. The effects of hypertension on the cerebral circulation. Am J Physiol Heart Circ Physiol 2013; 304 (12): H1598—H1614.
  • Rajendran P, Rengarajan T, Thangavel J, et al. The vascular endothelium and human diseases. Int J Biol Sci 2013; 9 (10): 1057–69.
  • Danton GH, Dietrich WD. Inflammatory mechanisms after ischemia and stroke. J Neuropathol Exp Neurol 2003; (62): 127–36.
  • Knottnerus IL, Ten Cate H, Lodder J, et al. Endothelial dysfunction in lacunar stroke: a systematic review. Cerebrovasc Dis 2009; 27 (5): 519–26.
  • Cahill PA, Redmond EM. Vascular endothelium — Gatekeeper of vessel health. Atherosclerosis 2016; (248): 97– 109. DOI: 10.1016 / j.atherosclerosis.2016.03.007.
  • Palombo C, Kozakova M. Arterial stiffness, atherosclerosis and cardiovascular risk: Pathophysiologic mechanisms and emerging clinical indications. Vascul Pharmacol 2016; (77): 1–7. DOI: 10.1016 / j. vph. 2015.11.083.
  • Boutouyrie P, Bussy C, Lacolley P, et al. Association between local pulse pressure, mean blood pressure, and largeartery remodeling. Circulation 1999; (100): pg. 1387–93.
  • Buonacera A, Stancanelli B, Malatino L. Stroke and hypertension: an appraisal from pathophysiology to clinical practice. Curr Vasc Pharmacol 2019; 17 (1): 72–84.
  • Lipatova TE, Mikhailova EA, Dudaeva NG. Cardiovascular risk factors and arterial stiffness in patients with ulcerative colitis. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2019; 15 (3): 753–7. Russian (Липатова Т. Е., Михайлова Е. А., Дудаева Н. Г. Факторы кардиоваскулярного риска и артериальная ригидность у пациентов с язвенным колитом. Саратовский научно-медицинский журнал 2019; 15 (3): 753–7).
Еще
Статья научная