Компонентный состав и антирадикальная активность экстрактивных веществ котовника кошачьего Красноярского края

Автор: Ефремов Александр Алексеевич, Савельева Елена Евгеньевна, Булгакова Надежда Анатольевна, Зыкова Ирина Дементьевна, Волков Дмитрий Валентинович

Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau

Рубрика: Технология продовольственных продуктов

Статья в выпуске: 1, 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель исследования - получение водных и водно-спиртовых экстрактов котовника кошачьего (мелиссы лимонной), определение в них общего содержания фенольных соединений и флавоноидов, анализ компонентного состава полученных экстрактов методом ВЭЖХ и установление антирадикальной активности экстрактов. Экстрактивные вещества из исходного сырья выделяли методом экстракции водой или водно-спиртовыми смесями (использовали 20, 40, 70 и 95 % спирт) при температуре их кипения в течение 1,0 ч. Навеска сырья - 1,0 г, объем раствора - 100 мл. После фильтрования полученные растворы подвергались дальнейшим исследованиям на компонентный состав и антирадикальную активность. Установлено, что чистый спирт извлекает минимальное количество веществ, сумма которых составляет 15,4 %. Водно-спиртовые смеси извлекают практически одинаковое количество веществ, которые составляют 19,7-21,3 % в расчете на воздушно-сухую навеску сырья. Результаты ДФПГ-теста, определенные кинетическим методом, показали, что величина АРА минимальна для спирторастворимых веществ - 2,7 % и возрастает для водно-спиртовых экстрактов от 16,6 % в случае 70 % экстракта до 25,2 % для 20 % водно-спиртового экстракта. Максимальное значение АРА характерно для водных экстрактов и составляет 38,5 %. Экстрактивные вещества котовника кошачьего обладают низкой антирадикальной активностью, которая не превышает 50 %. В полученных экстрактах определено общее содержание фенольных соединений (по реакции с реактивом Фолина-Чокальтеу), составляющее 0,09-0,69 вес.% в пересчете на галловую кислоту. Эта величина равномерно возрастает при переходе от чистого спирта к воде. По реакции с хлоридом алюминия определено общее содержание флавоноидов в полученных экстрактах: она минимальна в случае спиртового экстракта (0,24 % в пересчете на лютеолин) и максимальна в случае водного экстракта (0,57 % в пересчете на лютеолин). Величина АРА хорошо коррелирует с общим содержанием фенольных соединений (коэффициент корреляции - 0,9522), в то время как коэффициент корреляции величины АРА с общим содержанием флавоноидов составляет всего лишь 0,8809. Методом ВЭЖХ исследован компонентный состав фенольных соединений в полученных экстрактах. Максимальное количество фенольных соединений обнаружено в водных экстрактах, а минимальное - в спиртовых. Среди компонентов идентифицированы фенолкарбоновые кислоты: галловая, кофеилхинная, хлорогеновая, кофейная и феруловая. Присутствует рутин и некоторые гликозиды.

Еще

Котовник кошачий (мелисса лимонная), водные, спиртовые и водно-спиртовые экстракты, антирадикальная активность, 2, 2-дифенил-1-пикрилгидразил (дфпг)

Короткий адрес: https://sciup.org/140297497

IDR: 140297497   |   DOI: 10.36718/1819-4036-2023-1-206-213

Текст научной статьи Компонентный состав и антирадикальная активность экстрактивных веществ котовника кошачьего Красноярского края

Введение. Мелисса лекарственная – Melissa officinalis L. семейство Губоцветные ( Lamiaceae ) используется в народной и научной медицине многих стран мира, широко распространена на Балканах, в Северной Африке, Северной Америке, в Иране, в Средней Азии, в России и других регионах мира [1, 2]. Обширный ареал ее произрастания и широкий спектр практического применения при лечении ряда заболеваний организма человека делает мелиссу официналь-ным растением во многих странах мира [3, 4].

В семействе Lamiaceae известны как минимум три вида мелиссы: мелисса лекарственная; мелисса лимонная (котовник кошачий) и мелисса турецкая (змееголовник молдавский) [5]. Наиболее распространенным видом мелиссы в диком виде в Сибирском регионе является мелисса лимонная – котовник кошачий. Распространен котовник практически во всех областях средней полосы России, в Сибири и на Алтае.

Учитывая тот факт, что котовник кошачий по морфологическим признакам похож на мелиссу лекарственную и имеет явно выраженный лимонный запах, можно ожидать, что в нем может содержаться значительное количество экстрактивных веществ, которые придавали бы ему лечебные свойства.

Цель исследования – получение водных и водно-спиртовых экстрактов, определение в них общего содержания фенольных соединений и флавоноидов, анализ компонентного состава полученных экстрактов методом ВЭЖХ и установление антирадикальной активности экстрактов.

Объекты и методы. Исходное сырье (вся надземная часть растений) собирали в период цветения в июле-августе 2021 г. на дачных участках Емельяновского района Красноярского края. Принадлежность исходного сырья к котовнику кошачьему проводилась по основным морфологическим признакам этого растения. Листья и соцветия измельчали до размеров 1–3 мм, стебли отбрасывали и сушили на воздухе в тени до воздушно сухого состояния.

Экстрактивные вещества из исходного сырья выделяли методом экстракции водой или водноспиртовыми смесями (использовали 20, 40, 70 и 95 % спирт) при температуре их кипения в течение 1,0 ч. Навеска сырья составляла 1,0 г, объем раствора – 100 мл. После фильтрования полученные растворы подвергались дальней-

Вестник КрасГАУ. 2023. № 1 шим исследованиям на компонентный состав и антирадикальную активность.

Общее содержание фенольных соединений проводили с использованием реактива Фолина-Чокальтеу, а расчет проводили в пересчете на галловую кислоту с использованием формулы

Х, % = (А · 100)/А1%1см · l, где А – оптическая плотность исследуемого раствора в комплексе с реактивом Фолина-Чокальтеу при 750 нм; А1%1см – удельный показатель поглощения галловой кислоты в комплексе с реактивом Фолина-Чокальтеу при 750 нм, равный 47,3 [6]; l – объем экстракта, взятый для анализа, мл.

Содержание флавоноидов в пересчете на лютеолин определяли спектрофотометрически, измеряя оптическую плотность комплекса флавоноидов с 2 % раствором алюминия хлорида в 95 % этаноле через 60 мин [7].

Величину антирадикальной активности (АРА) определяли с использованием ДФПГ кинетическим методом [6, 8]. В мерную колбу вместимостью 100 мл помещали 1 мл исходного экстракта и доводили до метки соответствующим растворителем. При проведении измерений в кювету с исследуемым раствором добавляли 3 мл разбавленного экстракта и 3 мл рабочего раствора ДФПГ, в кювету с раствором сравнения – 3 мл разбавленного экстракта и 3 мл этанола 95 %. Контрольным раствором являлся раствор ДФПГ.

Для расчета процента ингибирования использовали формулу

% ингибирования = (А0 – Ах) · 100 %/(А0), где А0 – оптическая плотность ДФПГ в отсутствии растительного экстракта (контроль); Ах – оптическая плотность исследуемого раствора растительного экстракта с ДФПГ.

Ход реакции контролировали по уменьшению величины оптической плотности растворов в видимой области на длине волны 517 нм в течение 30 мин.

Для проведения кинетических измерений использовали 0,008 % (С = 1,7·10–4 моль/л) раствор ДФПГ в этаноле 95 % (растворяли на ультразвуковой ванне).

Природу экстрактивных веществ в экстрактах проводили с использованием УФ-спектрометрии и жидкостной хроматографии. Электронные спектры поглощения записывали на спектрометре Shimadzu-1700 в кюветах толщиной 1,0 см при комнатной температуре.

Компонентный состав экстрактов котовника осуществляли на жидкостном хроматографе «Миллихром А-02» с использованием колонки 75×2·мм, подвижная фаза вода + ацетонитрил в градиентном режиме ацетонитрила от 0 до 100 % в течение 30 мин. Идентификацию соединений проводили с использованием внутренних стандартов органических кислот, лютеоли-на, рутина, кварцетина и других.

Результаты и их обсуждение. Количество экстрактивных веществ, извлекаемых из котовника кошачьего водой, 20, 40 и 70 % этанолом, практически одинаково и составляет 19,7–21,3 вес.%. Чистый спирт извлекает заметно меньшее количество веществ – около 15,4 вес.%.

В электронных спектрах поглощения всех экстрактов присутствуют полосы поглощения в области 280–325 нм (рис. 1). Поглощение в данной области спектра однозначно указывает на присутствие в экстрактах котовника фенолкарбоновых кислот, которыми, согласно литературным данным, могут быть галловая, хлорогено-вая, цикориевая, кофейная, салициловая и феруловая кислоты [11–13], часто встречающиеся в растениях данного семейства.

Методом ВЭЖХ установлено, что в экстрактах котовника действительно присутствуют следующие кислоты: галловая, хлорогеновая: кофейная и феруловая. Кроме них присутствуют также некоторые полифенолы, идентифицированные с использованием внутренних стандартов (табл. 1). Следует указать, что на хроматограммах присутствуют как минимум 18 отдельных пиков, идентифицировать которые в полном объеме в настоящее время затруднительно ввиду отсутствия стандартных образцов.

Рис. 1. Электронный спектр экстрактивных веществ котовника, выделенных 40 % этанолом

Состав полифенолов в водном экстракте котовника кошачьего

Таблица 1

Время выхода, мин

Вещество

Содержание во фракции, вес.%

7,86

Галловая кислота

0,1

8,82

Кофеилхинная кислота

9,8

10,38

Хлорогеновая кислота

18,5

11,00

Кофейная кислота

12,4

12,73

Лютеолин-7-дигликозид

10,4

13,77

Рутин

0,8

14,02

Апигенин-7-дигликозид

16,1

14,64

Лютеолин-7-гликозид

4,1

15,62

Феруловая кислота

2,4

Очевидно, что идентифицированные соединения обладают противовоспалительной, спазмолитической и жаропонижающей активностью и могут использоваться в качестве лечебнопрофилактических средств. Более того, вполне очевидно, что практически все полифенольные соединения обладают антирадикальной активностью, что существенно повышает ценность экстрактов котовника в борьбе с возникновением онкологических заболеваний [9–11]. В этой связи была изучена антирадикальная активность полученных экстрактов котовника в модельной реакции с ДФПГ. На рисунке 2 приведены данные по изменению антирадикальной активности экстрактов от времени.

вода

—■— 20% спирт

—■— 40% спирт

—■— 70% спирт ^^•— 95% спирт

Рис. 2. Зависимость антирадикальной активности полученных экстрактов котовника от продолжительности

Следует отметить, что величина АРА закономерно снижается с возрастанием процентного содержания спирта в экстракте, причем эти изменения достаточно существенны (см. табл. 2).

Учитывая тот факт, что в полученных экстрактах возможно определять отдельно общее содержание фенольных соединений (с реактивом

Фолина-Чокальтеу) и отдельно общее содержание флавоноидов (по реакции с хлоридом алюминия), представляло интерес сопоставить величину АРА с содержанием фенольных соединений и флавоноидов. Используя данные, приведенные в таблице 2, получили графические зависимости, представленные на рисунках 3 и 4.

Таблица 2

Экстрагент

Содержание фенольных соединений в пересчете на галловую кислоту, вес.%

Содержание флавоноидов в пересчете на лютеолин, вес.%

Антирадикальная активность, % через 30 мин реакции

Вода

0,686±0,002

0,568±0,098

38,5

Этанол 20 %

0,626±0,013

0,382±0,059

25,2

Этанол 40 %

0,454±0,006

0,407±0,029

22,1

Этанол 70 %

0,433±0,019

0,464±0,005

16,6

Этанол 95 %

0,094±0,006

0,241±0,007

2,7

Содержание фенольных соединений, флавоноидов и величина антирадикальной активности экстрактов котовника кошачего

Содержание фенольных соединений в пересчете на галловую кислоту, %

Рис. 3. Зависимость величины АРА полученных экстрактов котовника от содержания фенольных соединений

0,000    0,100    0,200    0,300    0,400    0,500    0,600

Содержание флавоноидов в пересчете на лютеолин, %

Рис. 4. Зависимость величины АРА полученных экстрактов котовника от содержания флавоноидов

Как видно из представленных данных, наилучшая корреляция между величиной АРА и содержанием отдельных групп соединений наблюдается в случае фенольных соединений: коэффициент корреляции составляет 0,9522, в то время как для флавоноидов он равен всего лишь 0,8809.

Таким образом, можно предположить, что за величину АРА в большей степени ответственны именно полифенольные соединения. Хотя не исключена возможность и того, что определенный вклад в величину АРА вносят и флавоноиды.

Следовательно, котовник кошачий (мелисса лимонная), произрастающая в диком виде в Сибири, может быть использована как лечебнопрофилактическое сырье для приготовления чаев, настоек и отваров, так как содержит значительное количество полифенолов, которые обладают полезными свойствами.

Заключение

  • 1.    Определено количество экстрактивных веществ, извлекаемых из надземной части котовника кошачьего водой и водно-спиртовыми растворами. Показано, что эта величина составляет 19,7–21,3 % от веса воздушно-сухого сырья.

  • 2.    Методом ВЭЖХ идентифицированы в экстрактах фенолкарбоновые кислоты и некоторые гликозиды.

  • 3.    Установлено, что величина антирадикаль-ной активности полученных экстрактов не превышает 38,5 %.

  • 4.    Показано, что величина АРА хорошо коррелирует с общим содержанием фенольных соединений в полученных экстрактах.

Список литературы Компонентный состав и антирадикальная активность экстрактивных веществ котовника кошачьего Красноярского края

  • Зузук Б.М., Куцик Р.В. Мелисса лекарственная (Melissa officinalis L.) (аналитический обзор). URL: http://provisor.co.ua/2002/1.
  • Зузук Б.М., Куцик Р.В. Мелисса лекарственная (Melissa officinalis L.) (аналитический обзор). URL: http://provisor.co.ua/2002/2.
  • Государственный реестр лекарственных средств. Т. 1. М., 2008. 1398 с.
  • Государственный реестр лекарственных средств. Т. 2. М., 2008. 1208 с.
  • Мелисса лекарственная: перспективы использования в педиатрии / В.А. Куркин [и др.]. Самара: Офорт, 2010. 164 с.
  • Mondal S., Hossain I., Islam Md.N. Determina-tion of antioxidant potential of Cucurbita pepo Linn. (An edible herbs of Bangladesh) // J. of Pharmacognosy and Phytochemistry. 2017. V. 6, № 5. P. 1016–1019.
  • Ломбоева С.С., Танхаева Л.М., Оленников Д.Н. Методика количественного определения суммарного содержания флаво-ноидов в надземной части ортилии однобо-кой (Orthilia secunda (L.) House) // Химия растительного сырья. 2008. № 2. С. 65–68.
  • Тринеева О.В. Методы определения антиоксидантной активности объектов растительного и синтетического происхождения в фармации (обзор) // Разработка и регистрация лекарственных средств. 2017. № 4. С. 180–197.
  • Биологически активные вещества Nepeta Cataria L. / А.Е. Палий [и др.] // Бюллетень ГНБС. 2016. Вып. 118. С. 38–44.
  • Хачирова Ф.С., Челомбитько В.А., Зилфи-киров И.Н. Технология и стандартизация сухого экстракта котовника крупноцветного // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2007. № 3. С. 83–85.
  • Chemical composition and biological activity of Nepeta cilicica. Bangladesh / G. Iscan [et al.] // J. Pharmacol. 2017. V. 12. P. 204–209.
Еще
Статья научная