Концепция "Анатман" в буддизме и теория "Алая-виджняны" Виджнянавады

Автор: Дандарон М.Б.

Журнал: Евразийство и мир @eurasia-world

Рубрика: История

Статья в выпуске: 4, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье освещена одна из самых сложных в философии буддизма проблем - теория «атман/анатман». В буддизме понятие «анатман» появляется в противовес центральному понятию брахманизма «атман» и развивается в теоретическое положение отказа от индивидуализации личности, провозглашения несуществования индивидуального «я». Существуют две крайности понимания проблемы атман/анатман. Первая крайность - с позиций брахманизма вещи существуют постоянно, имеют субстанциональную природу, «я» - атман существует неизменно. Вторая крайность - в философии махаяны, мадхьямике-прасангике - нигилистическое понимание пустотности - ничего не существует, не существует «я» индивида. С учетом того, что в мадхьямике провозглашен срединный путь - отказ от крайностей понимания, ни та, ни другая крайность воззрения не являются истинными. Введение виджнянавадинами в философское поле концепции «алая-виджняны» в целом смягчает напряжение, возникающее в решении изложенной проблемы. Но теория «алая-виджняны» с позиции буддийского «анатаман» выглядит неоднозначно. В статье дана попытка ответить на вопрос, можно ли считать, что алая-виджняна является отвергнутым брахманистским атманом, или это нечто другое.

Еще

Буддизм, махаяна, мадхьямика, йогочара, виджнянавада, атман, анатман, виджняна, алаявиджняна, доктринальные положения буддизма

Короткий адрес: https://sciup.org/148328522

IDR: 148328522   |   DOI: 10.18101/2949-1657-2023-4-66-75

Список литературы Концепция "Анатман" в буддизме и теория "Алая-виджняны" Виджнянавады

  • Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография. Москва: Ориенталия, 2011. 448 с. Текст: непосредственный.
  • Бонград-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. Москва: Наука, 1980. 333 с. Текст: непосредственный.
  • Дандарон Б. Д. Мысли буддиста. Владивосток: Владивостокское буддийское общество, 1992. 179 с. Текст: непосредственный.
  • Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. Сер. Философы России ХХ века. Санкт-Петербург: Алетея, 1997. 350 с. Текст: непосредственный.
  • Дандарон Б. Д. Избранные статьи; Черная тетрадь / Материалы к биографии / История Кукунора / СумпаКенпо / составитель В. М. Монлевич. Санкт-Петербург: Евразия, 2006. 688 с. Текст: непосредственный.
  • Дандарон М. Б. Социальное конструирование религиозного сознания: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Улан-Удэ, 2009. 228 с. Текст: непосредственный.
  • Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. 264 с. Текст: непосредственный.
  • Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 544 с. Текст: непосредственный.
  • Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. 4-е изд. Санкт-Петербург: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2005. 539 с. Текст: непосредственный.
  • Чандракирти. Введение в Мадхьямику / перевод с тибетского А. М. Донца. Санкт-Петербург: Евразия, 2004. 464 с. Текст: непосредственный.
  • Шохин В. К. Брахманистская философия. Москва: Восточная литература РАН, 1994. 355 с. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная