Концепция барочного этоса Боливара Эчеверрии
Автор: Пешков Д.И.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 3 (70), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается концепция барочного этоса Боливара Эчеверрии, ее истоки и предпосылки в контексте барочных теорий Латинской Америки и поисков континентальной идентичности. Концепция барочного этоса не только развитие «классических» концепций Х. Лесамы Лимы и А. Карпентьера или представлений о необарокко С. Сардуя. Эта вполне самостоятельная теория охватывает практически все сферы культуры. Роль идеологической базы для концепции Эчеверрии, имеющей генетические связи с философией экзистенциализма и неомарксизма, сыграло учение об этосах немецкого философа Б. Хюбнера, которое эквадорско-мексиканский философ совместил со своими представлениями о разных моделях общества, обозначив каждую из четырех рассмотренных моделей названием одного из исторических стилей в искусстве. В результате выстроилась система этосов: «реалистический» (связанный с современным потребительским обществом и базирующийся на протестантской этике), «романтический» (зиждущийся на вере в возможности человека, воплотившейся в культе сильной личности, и особом взгляде на государственность), «классический» (с заведомо предопределенными социальными ролями и функциями) и «барочный», с точки зрения Эчеверрии, противопоставленный всем предыдущим и являющийся специфическим этосом Латинской Америки. Эчеверрия соединяет особенности стиля барокко, во многом опираясь на трактовку В. Беньямина (театральность, внутренняя противоречивость, многообразие), с опытом создания латиноамериканских барочных концепций и выводит из этого особую латиноамериканскую жизненную философию.
Литературные стили, барочный этос, б. эчеверрия, б. хюбнер, в. беньямин, латинская америка
Короткий адрес: https://sciup.org/149146758
IDR: 149146758
Список литературы Концепция барочного этоса Боливара Эчеверрии
- Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1996. С. 7-10.
- Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: Аграф, 2002. 288 с.
- Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1997. 264 с.
- Земсков В.Б. Об историко-культурных отношениях Латинской Америки и Запада. Тяжба Калибана и Просперо // Латинская Америка. 1978. № 2. С. 41-57. № 3. С. 83-96. № 4. С. 51-67.
- Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства. М.: Художественная литература, 1969. 640 с.
- Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск: Пропилеи, 2000. 152 с.
- Benjamín W. Ursprung des deutschen Trauerspiels. Berlín: Ernst Rowohlt Verlag, 1928. 306 s.
- Benjamín W. Tesis sobre la historia y otros fragmentos. Müxico: UACM, 1998. 121 p.
- Bustillo C. Barroco y Amürica Latina: un itinerario inconcluso. Caracas: Monte Avila Editores, 1996. 378 p.
- Calabrese O. Neo-Baroque: A Sign of the Times. Princton: Prinston uiniversity press, 1992. 252 р.
- Carpentier A. Tientos y Diferencias: ensayos. Mnxico: Universidad autуnoma, 1964. 149 p.
- Cevallos S. La crntica de Bolívar Echeverraa del barroco y la modernidad capitalista // Revista de Ciencias Sociales. Septiembre 2012. № 44. Р. 119-124.
- Chiampi I. Barroco y modernidad. Müxico: Fondo de Cultura Econуmica, 2000. 227 p.
- Echeverraa B. Conversaciones sobre lo barroco. Müxico: UNAM, 1993. 87 p.
- Echeverraa B. Modernidad, mestizaje cultural y ethos barroco. Müxico: UNAM / El Equilibrista, 1994. 338 p.
- Echeverraa B. Las ilusiones de la modernidad. Müxico: UNAM-Elequilibrista, 1997. 204 p.
- (a) Echeverría B. Valor de uso y utopía. México: Siglo XXI, 1998. 199 p.
- (b) Echeverría B. La modernidad de lo barroco. México: Era, 1998. 209 p.
- Echeverría B. La mirada del ángel. Sobre el concepto de la historia de Walter Benjamin. México: Era, 2005. 252 p.
- Echeverría B. Vuelta de siglo, México: Era, 2006. 272 p.
- Echeverría B. La americanización de la modernidad, México: Era, 2008. 312 p.
- Fernandez Retamar R. Apuntes sobre la cultura de nuestra América. Buenos Aires: Editorial La Pleyade, 1973. 157 p.
- Figueroa Sánchez C.R. Barroco y neobarroco en la narrativa hispanoamericana. Bogota: Pontificia Universidad Javeriana, 2008. 288 p.
- Iriarte L.I. Barroco, hermenéutica y modernidad I // Studia Aurea. 2011. № 5. P. 1-21, 71-97.
- Lezama Lima J. La expresiyn americana. La Habana: Instituto Nacional de Cultura, 1957. 119 p.
- Maravall J.A. La cultura del barroco. Análisis de una estructura histyrica. Barcelona: Ariel, 1975. 542 p.
- Morse R. «El espejo de Pryspero». Un estudio de la dialéctica del nuevo mundo. México: Siglo XXI, 1982. 224 p.
- Rody J.E. Ariel. México: Novaro Mexico, 1957. 205 p.
- Sarduy S. Barroco y neobarroco // América Latina en su literatura. Mexico: Siglo veintiuno editoresa, 1972. P. 167-181.
- Sarduy S. Barroco. Ensayos generales sobre el barroco. Buenos Aires: Sudamericana, 1974. 119 p.
- Valencia Cardona M.A. La deconstrucciyn barroca, neobarroca y kistch del mito Daniel Santos // Sinapsis. 2011. № 3(3). P. 128-136.
- Weber M. Die protestantische Ethik und der "Geist" des Kapitalismus // Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik.1904. № 20. S. 1-54; 1905. № 21. S. 1-110.