Концепция добродетели у Эпикура
Автор: Бровкин Владимир Викторович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.6, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема соотношения добродетели и наслаждения в этике Эпикура. В «Письме к Менекею» Эпикур высказывает, на первый взгляд, противоречивые тезисы. В одном месте он называет добродетель величайшим благом, которое неразрывно связано с удовольствием. В другом месте Эпикур говорит о том, что удовольствие есть начало и конец счастливой жизни, а также критерий всякого блага и зла. Главными оппонентами Эпикура в вопросе о добродетели и удовольствии выступают стоики и Цицерон. Их критика строится вокруг тезиса о том, что добродетель и удовольствие не имеют ничего общего между собой. Утверждается, что у добродетели и удовольствия разная природа, разные основания. Добродетель заключена в душе и в разуме, а удовольствие коренится в теле и в чувствах. Из этого следует вывод о том, что представление Эпикура о неразрывной связи между добродетелью и удовольствием является противоречивым и ложным. Однако для самого Эпикура важно не то, каковы основания добродетели и удовольствия, а то, чему они служат. А служат они, по мнению Эпикура, достижению одной цели - безмятежности души и телесному здоровью. Удовольствие у Эпикура является началом и концом счастливой жизни. Но помимо этого необходимо также средство или инструмент достижения счастливой жизни. И в качестве такого средства у Эпикура выступает добродетель.
Эпикур, цицерон, сенека, добродетель, наслаждение, благо, счастье.
Короткий адрес: https://sciup.org/147103342
IDR: 147103342
Список литературы Концепция добродетели у Эпикура
- Афонасин Е. В., Кузнецова А. С. (2009) «Нумений из Апамеи. Из трактата «О неверности Академии Платону» (фр. 24-28)», ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция, 3.1, 232-251.