Концепция формирования и тенденции развития локального рынка пищевой промышленности в условиях активизации интеграционного взаимодействия его участников

Автор: Устюгова И.Е., Тринеева Л.Т., Колесова Е.Ю.

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet

Рубрика: Экономика и управление

Статья в выпуске: 3 (81), 2019 года.

Бесплатный доступ

Локальные продовольственные рынки представляют собой взаимодействие местных производителей и потребителей продовольственной продукции. Ученые проявляют солидарность, выделяя в качестве основных элементов рыночной конъюнктуры спрос, предложение, цены и конкуренцию, а в качестве основных субъектов рыночного взаимодействия - производителей и потребителей специфического для конкретного рынка товара. Особенностью локального продовольственного рынка является концентрация рыночных агентов на территории определенного региона и осуществление их взаимодействия в соответствии с ограничениями и, напротив, предпосылками развития местных сообществ, формирующих спрос и предложение продовольственных товаров с учетом технологических особенностей их производства. Распространение интеграционных процессов ведет к тому, что возникает конкуренция между интегрированными структурами. В рамках союзов и партнерств субъекты локальных рынков усиливают свои конкурентные позиции за счет объединения ресурсов, навыков, опыта, т.е...

Еще

Продовольственные рынки

Короткий адрес: https://sciup.org/140246404

IDR: 140246404   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2019-3-276-280

Текст научной статьи Концепция формирования и тенденции развития локального рынка пищевой промышленности в условиях активизации интеграционного взаимодействия его участников

Рынок в самом общем смысле этого слова представляет собой взаимодействие производителей и потребителей. Проецируя данный подход на продовольственный рынок и уточняя его, Р. Череповым было дано следующее определение: «продовольственный рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация продовольственных товаров».

Экономический механизм продовольственного рынка рассматривают как систему экономических рычагов, стимулов и методов регулирования, направленных на создание благоприятных условий для эффективного функционирования его участников [2].

И.Ф. Хицковым были выполнены системные исследования, по итогам которых ему удалось сделать вывод о том, что продовольственный рынок функционирует по: закону стоимости, спроса и предложения. Первый закон участвует в формировании уровня средних цен на рынке и оказывает влияние на уровень общественнонеобходимых затрат на производство. Законы спроса и предложения определяют соотношение денежных и товарных потоков, спроса и предложения на рынке, формируют цену.

А. Матвеев, П. Плахотников, Р. Черепов и др. авторы, занимающиеся исследованием продовольственных рынков, в качестве основных их признаков, выделяют следующие:

─ наличие законодательной базы, адекватной развитию рыночных отношений;

─ товарное предложение относительно соответствует потребительскому активному спросу;

─ развивается производственная и рыночная инфраструктура, в которой функционируют субъекты оптовой торговли: имеется высокоразвитая сеть специальных кредитно-денежных институтов, государственных и коммерческих информационно-аналитических центров;

─ развивается конкурентная среда, есть развитые межотраслевые и межрегиональные связи с разнообразным участием государства;

─ государство не вмешивается в хозяйственную деятельность отдельных субъектов рынка [10].

Следует заметить, что последний признак в современных институциональных условиях утратил свою актуальность. Более того, вступив в «эпоху заката либерализма» (в представлении Р. Нижегородцева), возросло внимание к государственному регулированию экономики, в том числе к формированию и развитию локальных продовольственных рынков. Н. Жахов, опираясь на труды неоинституционалистов, в обосновании необходимости государственного регулирования АПК, указывает, что «экономика не замкнутая, а неразрывно связанная с социальными отношениями, политикой и идеологией система. Механизм свободной конкуренции в такой системе не выполняет роли регулятора равновесия, так как рынок структурно преобразован монополиями и государством. Поэтому для достижения экономического равновесия необходимо государственное регулирование».

По мнению Т. Степановой и А. Курносова, на современном этапе «российский продовольственный рынок содержит в себе лишь некоторые элементы, являющиеся сутью рыночного механизма, однако при этом не образуется единой экономической системы <_> В формировании продовольственного рынка государство сознательно и целенаправленно участвует, при этом оно создает благоприятные условия для его работы, опирается на законы товарного производства» [3].

  • А. Гасанов говорит о том, что существуют необходимые предпосылки и условия нормального функционирования продовольственного рынка. Дополняя предложенный им перечень, нами были внесены следующие уточнения:

  •    развитие предпринимательской деятельности;

  •    формирование ответственного поведения всех субъектов экономики (региональной и национальной);

  •    совершенствование инструментов многоукладной экономики и развитие конкурентной среда;

  •    государственное регулирование производства, заготовки, переработки и реализации некоторых видов сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки (например, зерно, сахарная свекла, мясо);

  •    производственная и рыночная инфраструктура должна иметь определяющее развитие;

  •    ликвидация всех препятствий при движении товарных потоков по стране;

  •    развитие механизмов страхования субъектов продовольственных рынков.

Особенностью локального продовольственного рынка является концентрация рыночных агентов на территории определенного региона и осуществление их взаимодействия в соответствии с ограничениями и, напротив, предпосылками развития местных сообществ, формирующих спрос и предложение продовольственных товаров с учетом технологических особенностей их производства.

При современном развитии глобальной экономики движение более половины мирового валового продукта по цепочке добавленной стоимости и его реализация происходят в структуре интеграционных, а не рыночных связей. В России значение интеграционных связей особенно высоко, так как с ее помощью минимизируется уровень неопределенности; конкуренция превращается в сотрудничество за счет установления контактов с потребителями, властными структурами, населением и другими агентами; облегчается механизм технологического перевооружения, внедрения инновационных новшеств и их диффузии.

С позиции стейкхолдеровского подхода интеграционное взаимодействие представляет собой реакцию субъектов региональной экономики, заинтересованных в ее развитии, на возникновение ресурсных проблем, проявляющуюся в стремлении установить взаимовыгодные связи и сотрудничество. В качестве основных групп стейкхолдеров большинство исследователей, как правило, рассматривает бизнес, власть, институты гражданского общества, население [1].

Разнообразие агентов экономического взаимодействия оказывает непосредственное влияние на функционирование каждого из них. Социально-экономических агентов можно подразделить на две группы:

  •    агенты, принимающие решения;

  • «агенты влияния», решения данных агентов не носят адресный характер.

Интеграционное взаимодействие происходит с участием агентов каждого из указанных выше типов.

Когда формируются интеграционные процессы, то между их участниками появляется долгосрочное сближение стратегических целей. Взаимоотношения чистой конкуренции переходят при интеграции в один из вариантов сотрудничества. Диапазон возможностей такого сотрудничества – от слабого взаимодействия до прямого управления. При прямом управлении рыночные отношения переходят во внутрифирменные поставки, основывающиеся на заключенных договорах.

На протяжении всего периода трансформации национальной экономики, начавшегося в 90-х гг. прошлого века, основной формой интеграции участников локальных продовольственных рынков выступали холдинги, которые, кстати, до сих пор функционируют в соответствии с временным положением, принятым в 1994 г.

Массовое создание холдингов способствовало формированию основного элемента рыночной конъюнктуры – предложения, так как на долю холдингов приходился наибольший удельный вес товарной продукции, представленной на локальных продовольственных рынках.

Инфраструктуру продовольственного рынка можно разделить на функциональную и системообразующую. Функциональная инфраструктура содержит в себе рыночные субъекты, которые непосредственно участвуют в процессе товарообмена: банковские, страховые, консалтинговые компании, сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие комплексы и предприятия пищевой индустрии, заготовительные, страховые организации, центры торговли, общественного питания и другие субъекты. В системообразующую инфраструктуру входят субъекты рынка, которые формируют процесс товарооборота: оптовые продовольственные рынки, биржи, терминалы, распределительные центры, хладокомбинаты, элеваторы и т. д. [5, 11].

Обсуждение

Решая задачи исследования, нами была разработана актуальная функционально-системообразующая инфраструктура локального продовольственного рынка. Специфическими чертами данной структуры являются:

─ выделение двух групп агентов: формирующих и регулирующих спрос; формирующих и регулирующих предложение. Подобная дифференциация применима только к региональной экономике, так как с помощью экономических, административных, нормативно-правовых, финансовых и других инструментов исполнительные органы государственной власти, средства массовой информации, население, объединения производителей и другие группы субъектов региональной экономики способны оказать существенное влияние на формирование и развитие рынка специфического для данного региона продукта (на производстве которого эффективно специализируется существенная доля местных товаропроизводителей);

─ позиционирование исполнительных органов государственной власти, участвующих в разработке и реализации стратегии развития региона, политики продовольственного обеспечения населения региона и других документов, регламентирующих потребление продовольственных товаров, в качестве агентов, регулирующих спрос и предложение;

─ статусно-ролевая идентификация субъектов региональной экономики, вызванная их вовлеченностью в управленческое взаимодействие, направленное на развитие локального продовольственного рынка. В ходе исследования было выделено пять групп субъектов региональной экономики, участвующих в функционировании локального продовольственного рынка: исполнительные органы государственной власти;

предпринимательские структуры; население; общественные организации; средства массовой информации;

─ доминирование интеграционных процессов, являющихся природой возникновения объединений предпринимательских структур, обобщенных организаций и остальных субъектов региональной экономики и основанием для их вовлечения в управленческое взаимодействие. [7]

Новые институциональные условия проявляются в том, что развитие локального продовольственного рынка происходит на основе активизации интеграционного взаимодействия.

Данное утверждение является результатом силлогизма: 1) локальный продовольственный рынок – это современный институт; 2) интеграционные процессы способствуют формированию и развитию локальных продовольственных рынков, так как опосредуют вовлеченность субъектов региональной экономики в управленческое взаимодействие и активизируют его; 3) интеграционное взаимодействие субъектов региональной экономики, участвующих в формировании и развитии локального продовольственного рынка, является проявлением институциональных изменений [4].

Необходимость развития локальных продовольственных рынков является очевидной и аксиоматичной. Опираясь на данный тезис, в результате исследования было установлено: 1) достаточным условием развития локального рынка является наличие организационноэкономических предпосылок к специализации региона на производстве детерминирующего рынок товара; 2) в современных институциональных условиях, характеризующихся ресурсным дефицитом, побуждающим рыночных агентов к разного рода сотрудничеству, необходимым условием развития локального продовольственного рынка является установление интеграционных связей в наиболее перспективных их формах.

Формами интеграционного взаимодействия субъектов региональной экономики, способствующими развитию локального рынка пищевой промышленности, являются вертикально-интегрированные холдинги, научно-производственные кластеры, сети производителей, сети компетенций [8].

Стремление субъектов региональной экономики избежать трансакционных издержек приводит к череде последствий: автономно функционирующие субъекты региональной экономики создают интегрированные структуры корпоративного (холдингового) типа; корпоративные структуры и сохраняющие автономность субъекты региональной экономики формируют интегрированные структуры кластерного типа;

все без исключения субъекты региональной экономики, включая население и исполнительные органы государственной власти, оказываются вовлеченными в сетевые структуры, представляющие собой вершину эволюции форм интеграционного взаимодействия [9].

Недостатком существующей структуры локального рынка пищевой промышленности является недооцененная роль организаций сферы образования, исследований и разработок, что сдерживает развитие таких перспективных форм интеграционного взаимодействия его участников, как научно-производственные кластеры, сети производителей и потребителей и др.

Развитие интеграционных процессов в форме союзов, альянсов, стратегических партнеров, кластеров, сетей и пр. является средством обеспечения конкурентоспособности резидентов и в целом региональной экономики, представленной локальными рынками специфических для данной территории товаров.

Распространение интеграционных процессов ведет к тому, что возникает конкуренция между интегрированными структурами. В рамках союзов и партнерств субъекты локальных рынков усиливают свои конкурентные позиции за счет объединения ресурсов, навыков, опыта, т. е. компетенций участников. Акторы продовольственных рынков получают возможность бороться за международное лидерство, завоевывают рыночные позиции, которые обеспечивают устойчивость их будущего положения. При этом наблюдается сотрудничество между участниками, ранее конкурировавшими друг с другом [6].

Итог интегрированного процесса – формирование и развитие объединений рыночных контрагентов, которые в своей настоящей или будущей деятельности уже могут реализовать выгоды от интеграции, изначально выступавшие мотивами их взаимодействия.

Заключение

Концептуальные положения функционирования и развития локального рынка пищевой промышленности представляют собой совокупность авторских взглядов на проблему интеграционного взаимодействия региональных акторов в форме холдингов, кластеров, сетей и прочих территориально-локализованных структур с участием субъектов региональной экономики, формирующих и регулирующих спрос и предложение на рынке пищевой промышленности в соответствии с целевыми ориентирами регионального развития, с учетом ограничений и предпосылок удовлетворения потребностей населения в качественных продовольственных товарах собственного производства.

Список литературы Концепция формирования и тенденции развития локального рынка пищевой промышленности в условиях активизации интеграционного взаимодействия его участников

  • Богомолова И.П., Стукало О.Г., Устюгова И.Е. Методические подходы к оценке эффективности функционирования интеграционных формирований // Вестник ВГУИТ. 2014. № 1 (59). С. 256-261.
  • Стукало О.Г., Устюгова И.Е., Негороженко Ю.В. Совершенствование продовольственной безопасности на основе интеграционных процессов в агропромышленном комплексе региона // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4 (70). С. 350-354.
  • Устюгова И.Е. Перспективы интеграционного взаимодействия субъектов локального рынка мясной продукции // Вестник ВГУИТ 2017. № 4 (79). С. 370-377.
  • Стукало О.Г., Устюгова И.Е. Развития локальных рынков продовольствия на основе интеграционного взаимодействия их участников: монография. Воронеж: ВГУИТ, 2018. 164 с.
  • Богомолова И.П., Василенко И.Н., Котарев А.В., Малыгина Е.Н. Совершенствование системы кормового обеспечения мясного животноводста АПК на основе принятия управленческих решений инновационного типа // Современная экономика: проблемы и решения. 2019. № 1 (109). С. 106-120.
  • Alchian A.A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization // American Economic Review. 1972. V. 62. № 5. P. 777-795.
  • Crawford J., Olleson S. The Nature and Forms of International Resposibility. New York: International Law, 2003. 452 p.
  • Etzioni A. Organization Control Strukture. Handbook of Organizations. 16 p.
  • Jensen M.C., Meckling W.H. On the Labor-Managed Firm and the Codetermination Movement. 977 p.
  • Kastells M. Information era: economy, society, culture. М.: GU VSHE, 2000. 608 p.
  • Груздев Г.В., Генералов И.Г. Исторические особенности российской внешней торговли на мировом зерновом рынке // Вестник НГИЭИ. 2017. № 8 (75). С. 118-126.
Еще
Статья научная