Концепция историко-культурного наследия в музейных практиках Республики Хакасия: на материалах Аскизского района

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521781

IDR: 14521781

Текст статьи Концепция историко-культурного наследия в музейных практиках Республики Хакасия: на материалах Аскизского района

Для многих коренных народов Сибири объекты историко-культурного и археологического наследия и традиционная духовная культура, которая рассматривается как нематериальное наследие, в настоящее время становятся символами этнической и региональной идентичности. В Республике Хакасия (РХ) данная проблема в последние годы является центральной.

На уровне Министерства культуры здесь разрабатываются программы и законодательные акты, посвященные сохранению и развитию культурного наследия. Среди них Закон Республики Хакасия от 21 октября 1994 г. «О культуре», целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Республики Хакасия на 2008-2010 годы», Закон Республики Хакасия «О Республиканской целевой программе “Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009–2013 годы”» [Закон…, 2008].

Последняя программа в РХ была принята в 2008 г. В рамках документа декларируется главная цель мероприятий - популяризация объектов культурного наследия народов России, расположенных на территории РХ, путем развития культурно-познавательного туризма. Для их реализации составители выделяют следующие задачи: музеефикация объектов культурного наследия; создание инфраструктуры культурного туризма; информационное обеспечение популяризации объектов культурного наследия; стимулирование развития культурного туризма [Закон…, 2008].

По замыслу авторов документа, одной из главных достопримечательностей республики является ее историко-культурное наследие, прежде всего – археологические памятники. Министр культуры РХ отметил, что вся территория субъекта федерации состоит из археологических ландшафтов [Окольникова, 2009]. Каменные стелы сравниваются с изваяниями острова Пасхи. При этом отмечается их большая ценность в художественном отношении.

В программе проводится идея о том, что археологические памятники «позволяют значительно расширить горизонты исторического знания, тем самым влияя на общественное самосознание и культуру в целом… Приобщение общества к историко-культурному наследию приводит не только к росту уровня исторических знаний, но и повышает толерантность, что крайне важно в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе» [Закон…, 2008]. Министерством культуры выдвинут девиз: «Культура Хакасии – начало перемен». При этом культурное многообразие рассматривается как ресурс социально-экономического и культурного развития региона [Окольникова, 2009].

Особый акцент сделан на традиционной культуре коренного населения Хакасии. Национальное наследие популяризируют различные институты – музеи, архивы, этнонациональные организации. Используя средства массовой информации, они актуализируют образы, тексты, символы традиционной культуры хакасов.

Важное место в этой деятельности занимают музеи под открытым небом. По мнению главного специалиста инспекции по охране культурного наследия РХ, именно этот вид музеев станет стартовой площадкой для развития культурно-познавательного туризма [Тараканов, 2010].

Впервые идея о развитии научного туризма была высказана известными хакасскими учеными Л.Р Кызласовым и Я.И. Сунчугашевым. В 1986 г. исполкомом Красноярского крайсовета утвердил перспективный план музее-фикации памятников археологии края до 1995 г. Согласно этому документу, на территории тогда еще Хакасской автономной области было решено музеефицировать 12 археологических объектов, в т.ч. памятники Большой Салбыкский курган, Боярская и Сулекская писаницы, комплекс памятников на горе Сундуки [Тараканов, 2010].

Первый этноархеологический музей появился в 1996 г. в Аскизском р-не РХ. Им стал Хакасский республиканский национальный музей-заповедник в с. Казановка. Позже в этом же районе создали Анхаковский муниципальный музей под открытым небом «Улуг Хуртуях Тас» (2003 г.) и Полтаковс-кий музей наскального искусства (2003 г.) [Тараканов, 2010].

Особое место в современной социокультурной инфраструктуре РХ занимает музей «Улуг хуртуях тас». Главным экспонатом здесь является окунев-ское изваяние (II–III тыс. до н.э.), помещенное в шестигранную стеклянную юрту. В выставочный комплекс входят три кургана тагарской культуры и хакасская деревянная юрта с традиционным убранством, лавка сувениров и кафе, предлагающее блюда национальной кухни.

«Улуг хуртуях тас» в переводе на русский язык означает «Большая каменная старуха» [В Хакасии..., 2006]. В свое время изваяние стояло на левом берегу Абакана, вблизи улуса Анхаков, на территории современного Аскизского р-на РХ. Коренное население почитало эту каменную стелу за магическое «умение» избавлять женщин от бесплодия. В 1952 г. археологи, пытаясь спасти древний памятник от разрушения, перевезли его в краеведческий музей. Но женщины продолжали и в музее поклоняться изваянию. Несмотря на запреты, они пытались «кормить» его, прося исцеления от бесплодия и защиты от бед.

Вопрос о возвращении «Улуг хуртуях тас» на прежнее место возник в постсоветский период. Он обсуждался на съездах хакасского народа, собраниях родов и других форумах республики. В сентябре 2003 г., по иници- ативе жителей Хакасии, изваяние перенесли в степь, на его исконное место. Близь с. Анхаков был создан музей под открытым небом.

В средствах массовой информации знаменитое изваяние представлено как значимый символ этнической идентификации коренного населения Хакасии. Свое благополучие местные жители видели именно в возвращении стелы «на родную землю». Согласно расхожему мнению, данная стела существует на хакасской земле около шести тысяч лет, что сопоставимо со временем существования пирамиды Хеопса и изваяний острова Пасха.

«Улуг хуртуях тас» издревле была окружена легендами. Она, якобы, была самой почитаемой среди божеств [Добро пожаловать…, 2006]. Ее изображение появилась в хакасских степях благодаря богине Ымай [Угольников, 2004]. По другой версии, «Улуг хуртуях Тас» – это жена Сар-такпая, легендарного героя алтайских эпических сказаний. Богатырь возводил мосты через реки, объединяя народы. Однажды по дороге, которую построил Сартакпай, пришли враги. Герой с женой и детьми вынужден был бежать. В результате погони семью «Улуг Хуртуях Тас» убили. От горя женщина села в степи и запела. Хайрахан-творец, услышав песню, пожалел ее и сделал каменной богиней. С тех пор она дарит людям то, что им больше всего не хватает: женщинам – детей, мужчинам – светлый разум (ПМА).

Изваяние «Улуг Хуртуях Тас» активно используется в современных фестивальных и праздничных практиках РХ. Примером может служить праздник родов хакасского народа, разработанный сотрудниками Республиканского центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. Праздник проводился 12 сентября 2003 г. в с. Анхаков Аскизского р-на РХ. Началось мероприятие с представления истории «Хуртуях тас» и поздравления всех присутствующих «с возвращением Богини Материнства и Детства домой, на родную землю». Затем прошли открытие главных ворот дома «Хуртуях тас» председателем правительства РХ А.И. Лебедем и председателем Совета старейшин родов хакасского народа В.М. Торосовым, обряд встречи гостей, ритуальное кормление огня. Совершив необходимые обряды, участники получили разрешение на начало праздника, который продолжился выступлением почетных гостей и народным гулянием (ПМА).

В настоящее время предпринимаются попытки вписать памятник в культурную жизнь региона. К «Хуртуях тас» организуются экскурсии. Рядом с изваянием проводятся шаманские действа и обряды благословления молодоженов. Посетителям музея (вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности) предлагается совершить обряд кормления каменной стелы, в ходе которого женщины могут попросить изваяние о даровании детей, а мужчины – о мудрости.

Таким образом, музей под открытым небом выполняет важную идеологическую функцию популяризации традиционной культуры коренного населения РХ. Одновременно он осуществляет консолидацию сообщества по региональному признаку. Концепт культурного наследия современной РХ выходит за пределы этничности. Объекты археологического прошлого используются как атрибут исторической памяти полиэтничного регионального сообщества.

Статья