Концепция сакрального во французской социологической школе

Автор: Капишин Александр Евгеньевич

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрена концепция сакрального во французской социологической школе. Создавая данную концепцию, как установлено автором в процессе исследования, ее основатели Э. Дюркгейм и М. Мосс критиковали представителей классической английской антропологии, возводивших культы к практике анимизма. При этом Э. Дюркгейм отталкивался от концепции религии У. Робертсона-Смита, чьи основные идеи частично развил и изменил. В дальнейшем он и его последователи выступают сторонниками теории о тотемизме как исторически первичной форме сакральности, в которой не было места богам - сверхъестественным персонам. Еще одна характерная черта концепции, рассматриваемой автором статьи, - деление социума на сакральную и профанную сферы, популярное в научной франкоязычной среде, но не принятое в британской социальной антропологии. Концепция сакральности французской школы дополнена представлением М. Мосса о мане - безличной магической силе, не требующей обращения к божественным, трансцендентным силам. Интерпретация данного понятия французскими социологами близка концепту электричества в теории «животного магнетизма». В ходе исследования выявлено, что у Э. Дюркгейма и его последователей отсутствует субстанциональное различение святого (ритуально чистой сакральности) и оскверненного (ритуально нечистой сакральности). В статье обоснован вывод о том, что теория сакрального во французской социологической школе, подвергнутая критике, в первую очередь со стороны британской социальной антропологии, тем не менее существенно повлияла на научные школы второй половины XX в. В последнее время интерес к этой концепции в российской научной среде возрос, о чем свидетельствует увеличившееся количество посвященных ей публикаций. Однако тема ее связи с социалистической идеологией французских социалистов остается малоизученной.

Еще

Сакральное, профанное, культ, общество, религия, магия, теизм, электричество, ритуальная чистота, ритуальная скверна, научная школа

Короткий адрес: https://sciup.org/149133301

IDR: 149133301   |   DOI: 10.24158/spp.2019.3.10

Список литературы Концепция сакрального во французской социологической школе

  • Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 572 с.
  • Зенкин С.Н. Небожественное сакральное: теория и художественная практика. М., 2012. 537 с.
  • Генон Р. Заблуждение спиритов. Калининград, 2015. 429 с.
  • Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système totémique en Australie. Paris, 1960. 647 p.
  • Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003. 296 c.
  • Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб., 2000. 448 c.
  • Ямпольский М. Сакральное и воображение // Новое литературное обозрение. 2012. № 118. C. 35-40.
  • Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000. 286 с.
  • Hertz R. Prééminence de la main droite. Étude sur la polarité religieuse // Revue philosophique de la France et de l'étranger. Paris, 1909. Vol. 68. P. 553-580.
  • Зыгмонт А.И. Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. № 3. С. 23-38.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. 608 с.
  • Кондратьев А.В. Теория религии авторов Коллежа Социологии // Хора. 2009. № 3-4. С. 172-179.
  • Ростова Н.Н. Сакральное как концепт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 3. С. 112-120.
Еще
Статья научная