Концепция смерти автора и проблема посттворчества в цифровую эпоху

Бесплатный доступ

В работе анализируется концепция смерти автора Ролана Барта, изложенная им в статье «Смерть автора» (1968). Показывается, что в данном тексте можно выделить две различные ее трактовки: 1) автор умирает с появлением читателя; 2) автор умирает с кончиной буржуазной эпохи. Предпринимается попытка объединить их в одну концепцию на основе анализа понятия «обезличивание», которое, на наш взгляд, является у Барта одним из основополагающих. Делается вывод, что под обезличенным субъектом письма французский интеллектуал скорее всего понимал не отдельного человека, а человека вообще или человечество в целом. Процесс обезличивания осуществляется благодаря языку. Последний, по Барту, представляет собой набор готовых слов, фраз, оборотов, которые пишущий черпает для своих нужд, вынимая их запасников как из огромного ящика. В результате автор из творца идей, каким он представлялся начиная с Нового времени, превращается в простого скриптора. Ту же процедуру обезличивания язык производит и с читателем. В цифровом обществе проблема обезличивания автора возрождается в новом обличье, в результате чего концепция Барта обретает вторую жизнь. Благодаря использованию современных генеративных технологий творчество живых артистов подвергается имитации, причем порой без их согласия. Особая ситуация возникает с умершими артистами, цифровые образы которых современные технологии способны искусственно воссоздавать и использовать в новых произведениях. В качестве примеров приводятся случаи из современного музыкального искусства, нейросети GPT, а также отечественного кинематографа.

Еще

Ролан барт, смерть автора, личность, обезличивание, язык, генеративные технологии, цифровое общество, посттворчество

Короткий адрес: https://sciup.org/147244134

IDR: 147244134   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2024-2-205-213

Список литературы Концепция смерти автора и проблема посттворчества в цифровую эпоху

  • Барт Р. Смерть автора / пер. с фр. С.Н. Зенкина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / сост., общ. ред. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 384–391.
  • Береснева Н.И., Кокарева Е.А. Эволюция идеи «Смерть автора» // Филологические заметки. 2012. Т. 10, № 1. С. 3–10.
  • Брайдотти Р. Постчеловек / пер. с англ. Д. Хамис. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. 408 с.
  • Ковалевская Т.В. О человеке, его личности и тайне и о ее разгадках // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 3(23). С. 247–255. DOI: https://doi.org/10.22455/26190311-2023-3-247-255
  • Колесников С.А. Автор в жизни и в радости // Человек. 2018. № 5. С. 140–154. DOI: https://doi.org/10.31857/s023620070000730-0
  • Колесников С.А. Взгляни на дом свой, автор! // Человек. 2017. № 4. С. 159–172.
  • Колесников С.А. Так похоронен ли автор? // Человек. 2016. № 4. С. 132–145.
  • Лекторский В.А. Умер ли человек? // Человек. 2004. № 4. С. 10–16.
  • Малков С.М. Автор как культурноисторический субъект // Человек. 2011. № 4. С. 146–157.
  • Спешилова Е.И. Бессмертие автора // Человек.RU. 2016. № 11. С. 118–125.
  • Усов О.О. Федоров В.А., Федорова Н.А., Головешкина Н.В. «Смерть автора» в контексте современной журналистики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4(48). С. 197–201.
  • Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. С.В. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 7–46.
  • Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х / пер. с англ. А.В. Гараджа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 128 с.
  • Шошина С. Скарлетт Йоханссон раскритиковала OpenAI из-за голоса чат-бота // РБК. 2024. 21 мая. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 664c29689a794743d712fb65 (дата обращения: 28.04.2024).
  • Gibbs A. 200 musical artists sign an open letter against unethical AI in music, what to know // The Tennessean. 2024. Apr. 2. URL: https://www.tennessean.com/story/entertainment/mus ic/2024/04/02/200-musical-artists-sign-an-openletter-against-harmful-ai-in-music/73179130007/ (accessed: 28.04.2024). Robison K. ChatGPT will be able to talk to you like Scarlett Johansson in Her // The Verge. 2024. May 13. URL: https://www.theverge.com/2024/ 5/13/24155652/chatgpt-voice-mode-gpt4o-upgrades (accessed: 28.04.2024).
Еще
Статья научная