Концепция теургического творчества у Вл. Соловьева и Вяч. Иванова

Автор: Бужор Евгения Сергеевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 6, 2019 года.

Бесплатный доступ

В работе философская концепция Вл. Соловьева рассматривается с точки зрения ее экзистенциальной ценности. Показывается, что сам мыслитель понимал свою философию не как философию школы, а как философию жизни, призванную дать человеку высший смысл существования. Определяется, что последний состоит в продолжении дела природы, которое Соловьев трактует как преодоление разобщенно-эмпирического состояния и восхождение к миру положительного всеединства. Вводится и обосновывается понятие индивидуальной теургии у Соловьева, выражающейся в двух фундаментальных разновидностях - пути любви и пути искусства, доступных каждому человеку. Дается анализ теургического значения искусства по Соловьеву, заключающегося в творении красоты как одухотворении и идеализации эмпирического мира. Далее рассматривается преломление концепции теургического искусства Соловьева в теории художественного творчества Вяч. Иванова. Отмечено, что данная теория находится в тесной связи с его же антропологическим учением, в котором художник-теург является антропологическим идеалом. Обозначено, что главные принципы теории искусства Иванова обладают смысловой взаимосвязанностью и лежат в основе разделения искусства на два фундаментальных типа - насильственно-преобразовательное и ненасильственно-преображающее. Подлинно теургическое искусство имеет ненасильственный характер преображения действительности. Исследовано также различие между символическим и теургическим искусством у Иванова, показано, что достижение последнего требует духовного преображения человеческого существа художника, поднимающего его до уровня духовных существ ноуменального мира. Упоминается, что достигший стадии теургического искусства индивид является сверхчеловеком в том духовном смысле, который вкладывался в это понятие в русской философии всеединства.

Еще

Владимир соловьев, вячеслав иванов, всеединое и разобщенное устроение действительности, индивидуальная теургия соловьева, теургическое искусство, преображающая мир красота, смысл человеческого бытия, правое и неправое восхождение, принцип ненасильственности художественного творчества, преобразовательное и преображающее искусство, теургическая формула искусства иванова, ненасильственное преображение действительности, восстановление всеединства, космодицея, антроподицея, цит. по: обатнин г. иванов-мистик: оккультные мотивы в поэзии и прозе вячеслава иванова (1907-1919). м

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/149133991

IDR: 149133991   |   DOI: 10.24158/fik.2019.6.1

Список литературы Концепция теургического творчества у Вл. Соловьева и Вяч. Иванова

  • Соловьев Вл.С. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 80.
  • Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991. С. 102.
  • Соловьев Вл.С. Смысл любви // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 493-547
  • Соловьев Вл.С. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения. В 2 т. Т. 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 140.
  • Соловьев Вл.С. Критика отвлеченных начал // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 1. C. 581-756
  • Bird R. The Russian Prospero. The Creative World of Viacheslav Ivanov. Madison, 2006. P. 124.
  • Соловьев Вл.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Литературная критика. М., 1990. С. 111.
  • Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 38-40.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 390-405
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 392-393.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 397.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 390-391.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 398).
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 398.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 393.
  • Соловьев Вл.С. Смысл любви // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 502.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 399-400.
  • Соловьев Вл.С. Красота в природе // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 389.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 391.
  • Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Сочинения. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 398.
  • Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собрание сочинений. В 10 т. М., 1959-1962. Т. 4. С. 5-205
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 205.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 203
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 205.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 200.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 212.
  • Иванов Вяч.И. Достоевский Трагедия - Миф - Мистика // Собрание сочинений. В 4 т. Брюссель, 1971-1987. Т. 4. С. 483-588
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 210.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 211
  • Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. 254 с
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 204.
  • Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме // Родное и вселенское. С. 143-169
  • Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме // Родное и вселенское. С. 144.
  • Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме // Родное и вселенское. С. 150.
  • Пушкин А.С. Собрание сочинений. Т. 2. С. 255
  • Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме // Родное и вселенское. С. 144.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 212.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 213.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 212.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 214.
  • Данте Алигьери. Письма. XIII. К Кангранде делла Скала [Электронный ресурс] // Великие люди. URL: http://dante.velchel.ru/index.php?cnt=14&sub=12 (дата обращения: 06.06.2019)
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 214.
  • Соловьев Вл.С. Три речи в память Достоевского // Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 290-318
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 216.
  • Иванов Вяч. Ты еси // Родное и вселенское. С. 91-95
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 206-207.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 208.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 208-209.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 216.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 207.
  • Пушкин А.С. Египетские ночи // Собрание сочинений. Т. 5. Романы, повести. С. 278
  • Белый А.Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 23.
  • Бонецкая Н. Русский Фауст XX века. СПб., 2015. С. 179.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 216.
  • Иванов Вяч.И. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. С. 213.
  • Обатнин Г. Иванов-мистик: Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919). М., 2000. 240 с.
  • Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме // Родное и вселенское. С. 144.
  • Хоружий С.С. София - космос - материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 67-99
Еще
Статья научная