Концепт «истина» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Автор: Корнеенко Анастасия Сергеевна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.12, 2014 года.
Бесплатный доступ
Предметом нашего исследования стал концепт «истина» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». По определению Ю. С. Степанова: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [13, 32]. В анализе концепта «истина» мы исходим из культурологического его понимания и этимологии слова «истина». Целью исследования было провести сравнительный анализ трех редакций романа и выяснить, какими семантическими смыслами оперирует Булгаков в том или ином случае и как это влияет на трансформацию идеи романа от редакции к редакции. Материалом исследования послужили три редакции романа: первая - «Копыто инженера» (1930-1932), вторая - «Великий канцлер» (1932-1934) и итоговый вариант «Мастер и Маргарита». В трех редакциях Иешуа вовлекает всех, с кем общается, в диалог. В редакциях «Копыто инженера» и «Великий канцлер» М. Булгаков употребляет концепт «истина» в научно-философском и сакральном смыслах. В окончательном тексте романа Иешуа предстал философом, который пребывает в поиске Истины.
Концепт, истина, м. а. булгаков, роман "мастер и маргарита", евангелие
Короткий адрес: https://sciup.org/14748912
IDR: 14748912
Список литературы Концепт «истина» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Дунаев М. М. «Истина в том, что болит голова».//Златоуст. 1991. № 1. С. 310-316.
- Ерыкалова И. Е. Фантастика Булгакова: Творческая история. Текстология. Литературный контекст. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 284 с.
- Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие: для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. М.: Флинта: Наука, 2010. 248 с.
- Лесскис Г. А. Триптих М. Булгакова о русской революции. М.: ОГИ, 1999. 432 с.
- Лишаев С. А. «Правда» и «истина» (языковая концептуализация мира и тематическое своеобразие русской философии)//Вест. Самар. Гуманитарной акад. Серия «Философия. Филология». 2006. № 1 (4). С. 173-209.
- Лосев В. Живой М. А. Булгаков. Слово, 2000. № 4. С. 76-78.
- Лосев В. Рукописи не горят//Булгаков М. А. Великий канцлер. М.: Новости, 1992. С. 3-23.
- Соколов Б. В. М. А. Булгаков: загадки творчества. М.: Дрофа, 2005. 322 с.
- Соколов Б. В. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Очерки творческой истории. М.: Наука, 1991. 176 с.
- Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайна «Мастера и Маргариты». М.: Яуза, Эксмо, 2006. 608 с.
- Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М.: Эллис Лак, 1997. 432 с.
- Соколов Б. В. Булгаковская Энциклопедия. М.: Локид-миф, 2000. 592 с.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
- Чудакова М. О. Творческая судьба романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»//Вопросы литературы. 1976. № 1. С. 218-254.
- Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки Славянской культуры, 2001. 424 с.