Концепт «правильность» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Автор: Гильманов Владимир Хамитович, Гильманова Анастасия Владимировна
Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics
Рубрика: Развитие и функционирование русского языка
Статья в выпуске: 3 (22), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме оценки в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Особое внимание уделяется специфике реализации концепта «правильность» в тексте романа. Идейно-коммуникативная разъединенность и экзистенциальное одиночество персонажей, характерное для большинства произведений Достоевского, достигают в романе «Идиот» особого трагического накала, доводя смысловую полифонию его образной структуры до максимума коммуникативной глухоты героев по отношению друг к другу. Ее причиной является ярко выраженная эгоцентрированная замкнутость героев в собственной страстно-греховной индивидуальности, из «черной дыры» которой они обрушивают на других всю силу своей сокрушительной способности суждения. Неправомерная страстная греховность этих суждений и вызванных ими поступков, обусловленная слепотой в отношении собственной поврежденной грехом сущности, разрушает как самих героев, так и окружающих их людей. Именно эта идея - идея слепоты в отношении себя, порождающей греховную слепоту в отношении другого - является одной из основных в романе. Грех непонимания истинной сути человека, заключенной, согласно Достоевскому, в логосе Христа, вызывает разрушение всех герменевтических мостов и коммуникативных связей. Нарастание непонимания есть следствие собственной греховности, аффицирующей различные концептуализации соответствующих ситуаций и поступков в плане их правильности/неправильности. Следствием этого является отчуждающая дробность понимания и выражения концепта «правильность» в нарративных практиках различных героев. Проведенный анализ лексем, посредством которых реализуется этот концепт в романе «Идиот», позволяет сделать вывод о разрушении единого критерия оценки, отраженном в произведении. Трагическая разобщенность «герменевтических кругов» персонажей романа предстает как причина не просто «антропологической катастрофы», но настоящего бытийного коллапса со всеми его эсхатологическими атрибутами - поврежденность ума и смерть.
Концепт "правильность", языковое сознание, лексема, критерий оценки, ментальная изоглосса
Короткий адрес: https://sciup.org/14969782
IDR: 14969782 | DOI: 10.15688/jvolsu2.2014.3.3
Список литературы Концепт «правильность» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
- Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского/М. М. Бахтин. -М.: Сов. Россия, 1979. -320 с.
- Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования/Ю. С. Степанов. -М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1997. -824 с.
- Степанян, К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского/К. А. Степанян. -М.: Раритет, 2005. -512 с.