Концепт "природы человека" как аксиологический принцип

Автор: Сайкина Гузель Кабировна, Ибрагимова Зульфия Зайтуновна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Практики эволюционного оптимизма в проблематизации человека

Статья в выпуске: 3 (47), 2021 года.

Бесплатный доступ

В философии ХХ в. утвердилось представление об отсутствии у человека природы, вследствие чего концепт «природа человека» стал рудиментом в антропологическом знании, а сам человек стал осмысляться как «безопорный». В эпоху «биотехнологической революции» данный концепт оказывается неудобным для трансгрессивной игры человека с собственными пределами. Однако проблематизация человека в современном антропологическом дискурсе может происходить во многом именно через вопрошание о природе человека. В эпоху развитых биотехнологий современной антропологии следует не столько отрицать, сколько утверждать природу человека, так как концепт «природа человека» указывает на онтологические рамки, сохраняющие аутентичность человека, обеспечивающие преемственность всех его исторических форм. В противовес толкованию концепта природы человека в оппозиции социальной сущности (как низменной физической, материальной, биологической, витальной части человеческого существа) эвристически значимым является возведение его в социально значимый аксиологический принцип, наполнение ценностным содержанием путем возвышения статуса человеческой природы. Это особенно важно вследствие того, что содержательно он оказывается включенным в этические и социально-гуманитарные экспертизы биотехнологических проектов. Без аксиологического разворачивания данного концепта потеряют силу и убедительность биоэтический и экологический дискурсы. Человек всегда незавершен, многомерен, многолик, поэтому не может быть единой сущностной идеей человека, способной стать цементирующим основанием антропологического знания, как на это уповали представители первого поколения направления «философская антропология». Но все же человек - это один антропологический тип с единой природой. В результате исследования выдвинута гипотеза о том, что именно реанимация концепта «природа человека» придаст антропологическому знанию единство, станет его «идейным стержнем».

Еще

Природа человека, сущность человека, аксиология, философская антропология, биологическое, социальное, телесность, первая природа, вторая природа, Просвещение

Короткий адрес: https://sciup.org/147236912

IDR: 147236912   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2021-3-413-422

Список литературы Концепт "природы человека" как аксиологический принцип

  • Аванесов С.С. Антропология сегодня: коррекция базовых ориентиров // Человек. 2017. № 3. С. 5-32.
  • Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 384 с.
  • Блюменберг X Антропологическое приближение к актуальности риторики // Это человек: антология. М.: Высш. шк., 1995. С. 101-124.
  • Воронин А.А. Совершенствование человека // Человек. 2015. № 3. С. 164-169.
  • Денежкин А.В. От составителя // Шелер М. Избр. произв.: пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. С. VП-XII.
  • Доброхотов А.Л. Телеология культуры. М: Прогресс-Традиция, 2016. 527 с.
  • Ивин А.А. Аксиология. М.: Высш. шк., 2006. 390 с.
  • Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: переводы. М.: Прогресс, 1988. С. 3-30.
  • Малков С.М., Михайлов И. Ф., Юдин Б.Г., Ярославцева Е.И. Природа человека — история самосозидания: материалы круглого стола // Человек. 2015. № 1. С. 32-44.
  • Мюрберг И., Киселева М.С., Гусейнов А.А., Смит Р. Природа человека — история самосозидания: материалы круглого стола // Человек. 2014. № 6. С. 5-19.
  • Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под. ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. С. 19-592.
  • Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2008. 349 с.
  • Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь Мир, 2002. 144 с.
  • Хайдеггер М. О существе и понятии фиоц, // Васильева Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. М.: Изд-ль Савин С.А., 2004. С. 119-182.
  • Хёйзинга Й. Гл.^. Основные условия культуры // Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 257-265.
  • Шелер М. Философское мировоззрение // Ше-лер М. Избр. произв.: пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. С. 1-128.
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
  • Bertram G. W. Two Conceptions of Second Nature // Open Philosophy. 2020. Vol. 3, iss. 1. P. 68-80. DOI: https://doi.org/10.1515/opphil-2020-0005
  • Madarasz N.R., Santos D.P. The concept of human nature in Noam Chomsky // Veritas (Porto Alegre). 2018. Vol. 63, no. 3. P. 1092-1126. DOI: https://doi.org/10.15448/1984-6746.2018.3.32564
  • Mali M. 15 Years Later, Why Do We Still Believe in the Blank Slate? 2017. URL: https ://malharmali.com/2017/08/02/15 -years-later-why-do-we-still-believe-in-the-blank-slate/ (accessed: 11.07.2021).
  • Shulavikova B. The Ideal of a «Good Life» Seen from a Personal Perspective // Filozofia. 2006. Vol. 61, no 4. P. 295-308. URL: http://www.klemens.sav.sk/fiusav/filozofia/?q=en/node/ 823 (accessed: 11.07.2021).
  • Smith R. Being Human: Historical Knowledge and the Creation of Human Nature. N.Y.: Columbia University Press, 2007. 256 p.
Еще
Статья научная