Концептуализация феномена времени в современной философско-эстетической мысли и музыкальном творчестве

Автор: Диденко Валерий Дмитриевич, Калицкий Виталий Валерьевич

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 9, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется феномен абсолютного и относительного пространства-времени, их модификаций в музыкальной культуре ХХ в., актуализируется понятие музыкального времени как такового в философско-эстетическом и музыкальном контексте феноменологических стратегий авангардной темпоральности. Актуальность темы обусловлена ее недостаточной изученностью в рамках современной эстетики и музыкознания. Цель исследования заключается в раскрытии фундаментальных процессов функционирования музыкального времени. В ходе исследования авторами решались следующие задачи: показать музыкальный смысл как упорядочивающее отношение звучания ко времени и времени к звучанию; выявить хронотопическое представление смысла в процессе интерпретации музыки; проанализировать музыкальный образ как конкретизацию «фигуры» смысла в ее уникальном композиционном воплощении. Гуманитарная наука пыталась и пытается прийти к наиболее объективному и общезначимому пониманию феномена «время», хотя сегодня особенно настойчиво повторяется мысль о том, что полностью избавиться от субъективизма при обсуждении любого понятия невозможно: любые представления об окружающем мире проходят через субъективный фильтр сознания человека. Для художественного времени - для воспроизведения и осмысления времени в искусстве, можно сказать, для онтологии и гносеологии времени в искусстве - этот фильтр является главным.

Еще

Музыкальное время, философия, эстетика, творчество, современная культура, временные модели

Короткий адрес: https://sciup.org/14941392

IDR: 14941392   |   DOI: 10.24158/fik.2017.9.5

Список литературы Концептуализация феномена времени в современной философско-эстетической мысли и музыкальном творчестве

  • Бергсон А. Длительность и одновременность. 2-е изд. М., 2013. 160 с.
  • Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2015. 319 с.
  • Вышнеградский И.А. Раскрепощение звука. Раскрепощение ритма//Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 141-155.
  • Кульбин Н.И. Свободная музыка . URL: http://www.etheroneph.com/audiosophia/115-ni-kulbin-svobodnaya-muzyka.html (дата обращения: 11.09.2017).
  • Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени//Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1994. 162 с.
  • Адорно Т. Философия новой музыки. М., 2001. 352 с.
  • Bergson H. Time and Free Will: An Essay on the Immediate Data of Consciousness. L., 2001. 288 р.
  • Делёз Ж. О музыке . URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Delez/muz.php (дата обращения: 06.07.2017).
Статья научная