Концептуальный замысел в выставочной деятельности театрально-художественного музея (на примере национального Центра сценического костюма и сценографии (Франция) и Театра-музея С. Дали (Испания))

Автор: Портнова Татьяна Васильевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 10, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется деятельность двух музеев театрально-художественного профиля: Национального центра сценического костюма и сценографии (г. Мулен, Франция) и Театра-музея С. Дали (г. Фигерас, Испания), имеющих связь как с театральной тематической составляющей, так и с художественной, оказывающей влияние на формирование коллекций. Обобщение концептуальных идей, использованных в построении экспозиций таких музеев, позволило выявить не только их сходство с другими, но и индивидуальные особенности, уникальность выражения творческого потенциала. Обращаясь к истокам создания и процессу формирования рассматриваемых художественных собраний, автор фокусирует внимание на характеристиках произведений и экспонатов предметного мира, выставленных в экспозициях и хранящихся в фондах, прослеживает своеобразие становления и развития определенной тематики в их структуре. Представлено заключение о том, что подобные музеи обладают многообразием технических форм и средств воплощения образных концепций, поскольку основным инструментом здесь выступает аспект театрализации, взаимодействующей с метафорой. Театральная коммуникация является многоуровневым процессом, который реализуется путем сотворчества создателей музейной экспозиции и зрителей. В поле авторского внимания включены контрастные и поэтому вызывающие интерес коллекции двух европейских стран.

Еще

Театрально-художественный музей, экспозиции, фонды, идейная концепция

Короткий адрес: https://sciup.org/149133855

IDR: 149133855   |   DOI: 10.24158/fik.2019.10.12

Список литературы Концептуальный замысел в выставочной деятельности театрально-художественного музея (на примере национального Центра сценического костюма и сценографии (Франция) и Театра-музея С. Дали (Испания))

  • Калмановский Е. Природа театра и идея театральности // Петербургский театральный журнал. 1993. № 1. С. 68-70
  • Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980. 135 с
  • Негорюхин Б.Н. Содружество музея и театра // Музеум. 1989. № 4 (162). С. 75-80
  • Пауш О. О коллекциях исполнительских искусств // Там же. 1997. № 4 (194). С. 4-6
  • Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод организации музейной экспозиции // Некоторые проблемы исследований современной культуры. М., 1987. С. 44-52
  • Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб., 2006. 23 с
  • Graddy J.H. Selected Twentieth and Twenty-First Century Solo Vocal Works that Tribute Visual Artists // Journal of Singing. 2016. Vol. 73, no. 1. Р. 23-33.
  • Goy-Blanquet D. Centre national du costume de scene: catalogues to dream by // Studies in Costume & Performance. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 133.
  • Houglan С. Salvador Dali, Surrealism, and the Luxury Fashion Industry. Williamsburg, 2016. 120 р.
  • Kritsky G., Mader D., Smith J.J. Surreal Entomology: The Insect Imagery of Salvador Dali // American Entomologist. 2013. Vol. 59, iss. 1. P. 28-37.
  • DOI: 10.1093/ae/59.1.28
  • Naveteur J., Rousset А., Foray V. Energy Performance and Sustainable Development of the National Center of Costume Scene (NCCS) in Moulins (France) - Average 2007-2011 // Net-Zero Energy Buildings: Climamed VII Mediterranean Congress of Climatization. Istanbul, 2013. Р. 102-106.
  • Пшеничная C.B. Музей как информационно-коммуникативная система: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб., 2000. 219 с
  • Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство и экспозиция. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI в.: сборник научных трудов. М., 1997. С. 37-54
  • Пространство спектакля и театральное пространство: альбом / сост. А.Г. Лупандина. М., 1984. 27 с
Еще
Статья научная