Концепты моря и океана как ключевые символы в творчестве Александра Блока и Алджернона Чарльза Суинберна: к постановке проблемы
Автор: Чугунова-Полсон Елена Евгеньевна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Компаративистика
Статья в выпуске: 4 (47), 2018 года.
Бесплатный доступ
Александр Блок (1880-1921) и Алджернон Суинберн (1837- 1909) были выдающимися поэтами своего времени: Суинберн был чрезвычайно популярен в викторианскую эпоху не только в Англии, но и в других европейских странах, а Александр Блок по праву считается одним из главных поэтических гениев русской поэзии Серебряного века. Суинберна можно назвать старшим символистом-современником Блока: и стиль, и поэтика их произведений были и радикальными, и декадентскими по преимуществу. Метрическое разнообразие их поэзии (строфическая структура, ритмо-мелодический рисунок) выделяет и 229 Суинберна, и Блока из ряда других заметных поэтов fin de siècle: так, Суинберн активно использовал строфическую форму ронделя (вариация классического французского рондо), а Блок был в числе тех поэтов-символистов, кто активно пользовался дольником, русским тоническим стихом. И Блок, и Суинберн проявляли живой интерес по отношению к европейскому Средневековью (поэмы и баллады Суинберна / поэтические циклы «Ante Lucem» и «Стихи о Прекрасной Даме» у Блока) и к современному искусству (дружба Суинберна с идейным вдохновителем Братства Прерафаэлитов Данте Габриэлем Россетти; блоковское восхищение творчеством современных художников-символистов, в т.ч. Михаила Врубеля). Даже беглого взгляда на творчество Блока и Суинберна достаточно, чтобы увидеть, как много общего было в их поэзии, однако есть и еще одна тема, позволяющая говорить о более тесном сходстве суинберновской и блоковской поэтики, а именно, пристальное внимание авторов к темам, сюжетам и символам, связанным с морем и океаном. Главная задача нашей работы - постараться выявить это сходство и продемонстрировать, как морской / океанический дискурс делает произведения Блока и Суинберна одновременно и современными, и классическими, и привлечь в качестве примеров их работы разных лет.
Александр блок, алджернон суинберн, символизм, символистская поэзия, рондель
Короткий адрес: https://sciup.org/149127109
IDR: 149127109 | DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00080
Список литературы Концепты моря и океана как ключевые символы в творчестве Александра Блока и Алджернона Чарльза Суинберна: к постановке проблемы
- Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 205-237.
- Минц З.Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92: в 4 кн. Кн. 1. М., 1980. С. 98-172.
- Эткинд Е. Французское средневековье в творчестве Александра Блока // Revue des Études Slaves. 1982. Vol. 54. № 4. P. 649-669.
- Drew R. The Stream’s Secret: The Symbolism of Dante Gabriel Rossetti. Cambridge, 2006.
- Gharavi L. The Rose and the Cross: Western Esotericism in Russian Silver Age Drama and Alexander Blok's The Rose and the cross / edited, translated, and with an introduction by L. Gharavi. St. Paul, Minnesota, 2008.
- Goethe J.W. Von. Goethe’s Faust: An abridged version translated by Louis MacNeice. Parts I and II. New York, 1973.
- Gosse E. The Life of Algernon Charles Swinburne. New York, 1917.
- Louis M.K. Swinburne and His Gods: The Roots and Growth of an Agnostic Poetry. Montreal; Kingston; London; Buffalo, 1990.
- McGann J. Fundamental Brainwork // London Review of Books. 2000. Vol. 22. № 7. 30 March. P. 24-26.
- Simmons J. Algernon Charles Swinburne and the Philosophy of Androgyny, Hermaphrodeity, and Victorian Sexual Mores / English and History of Art 151. Brown University, 2004. URL: http://www.victorianweb.org/authors/swinburne/simmons12. html (accessed 20.11.2018).
- Sobecki S.I. The Sea and Medieval English Literature. Cambridge, 2008.
- Swinburne A. A Century of Roundels. London, 1883.
- The Poems of Algernon Charles Swinburne: in 6 vols. Vol. 5. London, 1904.