Конфискация имущества как способ принудительного прекращения права собственности
Автор: Фазлиева Л.К.
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Государственное и гражданское право
Статья в выпуске: 4 (6), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается такой специфический институт гражданского права, как прекращении права собственности в виде конфискации имущества: понятие, основания назначения способы преодоления существующих в законодательстве коллизий.
Короткий адрес: https://sciup.org/142197440
IDR: 142197440
Текст научной статьи Конфискация имущества как способ принудительного прекращения права собственности
Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие меры ответственности в сфере защиты права собственности при конфискации имущества -гражданско-правовая (ст. 235, 243 ГК РФ) [1], административная (ст. 3.7 КоАП РФ) [2], уголовная (гл. 15.1 УК РФ) [3]. Каждая из перечисленных отраслей права наделяет конфискацию имущества свойственными только данной отрасли характерными чертами. Но все эти виды конфискации, несомненно, объединяет наличие целого ряда общих признаков.
В правовой науке отсутствует понятие конфискации вообще. Только современная юридическая энциклопедия определяет конфискацию как санкцию, назначаемую за совершение преступления или иного правонарушения, выражающуюся в виде безвозмездного изъятия у собственника его имущества. Редакция этого определения может изменяться, но должны остаться следующие обязательные признаки конфискации: безвозмездность изъятия; конфискуемые предметы должны быть в собственности субъекта на законных основаниях; результатом исполнения конфискации должен быть переход права собственности от какого-либо субъекта к государству; конфискация имущества может быть назначена только по решению суда [4].
Все остальные случаи изъятия, обращения, передачи и т.д. имущества в собственность государства или других лиц (организаций) конфискацией по своей сущности не являются.
Глава 15 ГК РФ устанавливает основания для прекращения права собственности. Данная глава содержит ст. 243, раскрывающую содержание исследуемой юридической санкции, так как в результате применения конфискации имущества происходит переход права собственности от какого-либо субъекта к государству (ч. 1 ст. 243 ГК РФ: «В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация)»; ч. 2 ст. 243 ГК РФ: «В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке». Статья 243 ГК РФ в основном носит декларативный характер и определяет правовые последствия в виде прекращения права на собственность путем применения конфискации в административном и уголовно-правовом порядке.
Однако данная статья предполагает применение конфискации имущества и при некоторых гражданских правонарушениях (ч. 1 ст. 43 ГК РФ). Например, конфискация имущества в гражданско-правовом порядке применяется при заключении противозаконных сделок (ст. 169, 179 ГК РФ). К примеру, согласно ст. 169 ГК РФ, при наличии умысла у обеих сторон сделки, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в до- ход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. Данная статья имеет в виду не любую сделку, не соответствующую закону, а такую, которая совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка, т.е. является нарушением гражданско-правовых норм-запретов, выражающих основы общественных отношений (социально-экономической системы, прав и свобод граждан и т.д.). К таким сделкам могут относиться: сделки, нарушающие монопольное право государства на определенные виды деятельности, ограничивающие правоспособность граждан или право собственности на отдельные виды имущества; имеющие целью создание монопольного положения юридического лица на рынке товаров (работ, услуг) и ущемление прав других лиц с использованием монопольного положения, вывоз за рубеж товаров, экспорт которых запрещен; продажа товаров, заведомо опасных для жизни и здоровья граждан, и т.д. [5].
Подлежит гражданско-правовой конфискации также имущество, полученное по сделке (ст. 179 ГК РФ), совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также по сделке, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка).
Итак, предусмотренное статьей 243 ГК РФ взыскание или обращение в доход государства имущества, используемого в незаконных сделках, а равно прибыли, полученной в результате таких сделок, по своему юридическому смыслу является конфискацией имущества и представляет собой специфический институт гражданского права.
Помимо конфискации имущества, российское таможенное законодательство содержит иные меры принуждения, внешне на нее похожие, - наложение ареста, а также изъятие товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст. 183 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» [6] наложение ареста на товары при проведении специальной таможенной ревизии производится в случае:
-
1) обнаружения товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые в Российскую Федерацию, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;
-
2) отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов обязательно в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации;
-
3) обнаружения признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары могут являться условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
-
4) обнаружения признаков, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия и (или) порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
-
5) обнаружения признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые
товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.
Такие товары передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему соответствующими полномочиями.
В случае если товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или к обороту, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является адекватной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров.
Изъятие товаров и наложение ареста производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа в присутствии лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее чем двух понятых.
Возвращение изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания специальной таможенной ревизии, за исключением случаев, когда товары могут быть конфискованы, потребоваться в качестве вещественных доказательств либо когда на них может быть обращено взыскание по уплате таможенных платежей.
Не востребованные в течение двух месяцев со дня окончания выездной таможенной проверки, изъятые товары обращаются в федеральную собственность на основании решения арбитражного суда в соответствии с главой 21 Федерального закона.
В настоящее время УК РФ предусматривает две «таможенные» статьи в Особенной части. Это ст. 188 («Контрабанда») и ст. 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»). По делам о контрабанде предметы контрабанды, признанные вещественными доказательствами, подлежат конфискации в доход государства в соответствии со ст. 104.1 УК РФ [3]. Конфискуются перевозочные и другие средства как орудия преступления, если они были оборудованы специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных ценностей при перемещении их через Государственную границу Российской Федерации. В случаях обнаружения предметов контрабанды в специальных храни- лищах, оборудованных в автоприцепах, конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство.
Оценивая нарушение тех или иных таможенных правил как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и предусматривая необходимость применения соответствующих мер государственного принуждения в виде административной ответственности, законодатель обязан соблюдать соответствующие требования Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 35 Конституции РФ сказано, что право частной собственности охраняется законом; в ч. 3 той же статьи содержится указание на то, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Закрепленные в названных конституционных положениях гарантии права собственности предоставляются в отношении имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях.
При разрешении этой проблемы необходимо четко разграничивать конфискацию как меру юридической ответственности за совершенное правонарушение и изъятие материальных объектов собственности как процессуальную меру обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил, применяемую в том числе для обеспечения последующей конфискации. Изъятие имущества, осуществляемое таможенными органами, конечно же, ограничивает право собственности гражданина, но носит временный характер и не порождает перехода права собственности к государству; поэтому такое изъятие производится без судебного решения.
Допустимость изъятия имущества при возможности последующего судебного контроля определена Конституционным Судом РФ [7]. В этом постановлении, в частности, указывается, что «вынесение таможенными органами постановления о конфискации имущества в виде санкции за таможенное правонарушение при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации».
Следует учитывать, что, если имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит лишь та часть имущества, которая получена незаконным путем.
Имущество, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (т.е. было недобросовестным приобретателем).
Если конфискация определенного предмета, входящего в указанное выше имущество, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, производится конфискация денежной суммы соответствующей стоимости этого предмета.
Защите права частной собственности способствуют положения ст. 104.3 УК РФ. Так, в первую очередь возмещается ущерб, причиненный законному владельцу. При этом для данных целей может быть обращено взыскание и на иное имущество, помимо того, которое добыто преступным путем. Если же другого имущества не имеется, то законному владельцу возмещается стоимость причиненного ущерба из денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате преступной деятельности, и только тогда оставшаяся часть имущества обращается в доход государства [8].
В целом нормы об уголовно-правовой конфискации соответствуют Конституции РФ, так как, во-первых, лишение права собственности производится на основании решения суда, а во-вторых, конфискуется имущество, нажитое преступным путем.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: конфискация, если она произведена на основании решения суда, Конституцией не запрещена. Предписание ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ о лишении имущества не иначе, как по решению суда, является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества.
Список литературы Конфискация имущества как способ принудительного прекращения права собственности
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994г. № 52//СЗ РФ. -1994. -№ 32. -Ст. 3301.
- Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ//СЗ РФ. -2002. -№ 1 (ч. 1). -Ст. 1.
- Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 13 июня 1996г. № 64-ФЗ//СЗ РФ. -1996. -№ 25. -Ст. 2954.
- Юридическая энциклопедия/сост. И.И. Голубов. -М.: Норма, 1998. -С. 212.
- Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: постатейный. -М.: ИНФРА-М, 2009. -Ч. 1. -С. 214, 225, 287.
- О таможенном регулировании в РФ: Федеральный закон РФ от 27.11.2010г. № 311-ФЗ//Собрание законодательства РФ. -2010. -№ 48. -Ст. 6252.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 г. № 8-П//СЗ РФ. -1997. -№ 21. -Ст.2542.
- Крымов С.В. Конфискация имущества и неосновательное обогащение в законодательстве России//Российский следователь. -2010. -№ 8.