Конфискация как метод борьбы с коррупцией

Автор: Ураев Р.Р., Идиятуллина Л.Д.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1 (6), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140105029

IDR: 140105029

Текст статьи Конфискация как метод борьбы с коррупцией

Коррупция, как ржавчина, проедает всю страну. Конфискация имущества, контроль за доходами и расходами чиновников, многократные штрафы для взяточников — это лишь часть предлагаемых мер по борьбе с коррупцией и она постоянно расширяется. А тем временем увеличиваются суммы сворованных у государства денег, что свидетельствует о том, что существующих на сегодня методов недостаточно. Многих тревожит вопрос: перейдет ли государство от слов к делу, и началась ли системная борьба с коррупцией, в которой нет неприкасаемых? Что даст институт конфискации как инструмент борьбы с коррупцией?

Коррупция в стране запредельная и никто не спорит с тем, что с ней надо бороться. Государственные меры по борьбе с коррупцией вселяют надежду на то, что ситуацию возможно будет исправить.

Люди воруют в двух случаях: когда у них есть возможность воровать и когда есть возможность уйти от ответственности и поэтому необходимо ужесточить уголовное наказание за преступления коррупционного характера.

Согласно ст.243 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения [1].

В Уголовном кодексе РФ прописано, за какой состав правонарушений предусмотрена конфискация, среди которых есть и конфискация за взяточничество [2].

Как один из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, конфискация законодательно была закреплена в федеральном законе «О противодействии коррупции» от 2008 года.

Стоит отметить, что в России в 2003 году конфискация была исключена из мер наказания осужденных. В момент принятия такого решения, считалось, что это будет являться мерой гуманизации системы наказаний в России. Однако отмена конфискации мало отразилась на преступниках из неимущих слоев общества, у которых, как правило, и так нечего отбирать, а коррупционеры и высокопоставленные воры почувствовали себя более спокойными.

Для ратификации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, к которой Россия присоединилась в 2006 году, конфискацию вернули в Российское законодательство. Но конфискация не является отдельным видом наказания, выступает лишь отдельной мерой уголовно-правового характера.

Многие чиновники спокойно идут на преступления, осознавая, что после отбывания срока они вернутся к своим материальным благам, а в то время, пока они пребывают в местах лишения свободы, незаконно нажитым имуществом пользуются его родственники.

Пути обхода конфискации у коррупционеров давно просчитаны. Взяточники на практике все движимое и недвижимое имущество давным-давно переписали на членов своих семейств, родственников, а то и вовсе на «мертвых душ». Именно поэтому, по словам депутата Госдумы РФ Александра Хинштейна «необходимо вводить институт конфискации для всех членов семей чиновников, осуждаемых судами по коррупционным делам и отнимать дома и квартиры у всех - у жен, тёщ, тестей, детей, родителей, братьев и сестер... Только так и только тогда можно как-то напугать коррумпированное чиновничество». Также Хинштейн отметил, что на сегодняшний день конфискация принимается лишь 0,01% от всех дел (хотя в Советский период перед распадом СССР этот процент доходил до 30%) [5].

А можно ли обойтись без конфискации? Ответ прост: можно, если воровать перестанут. Этого в наше время достичь не удастся, но кое-что сделать можно. И делается во многих странах. Например, вводится система обязательного декларирования приобретенного имущества. В Великобритании член парламента обязан ежегодно сообщать об изменениях своего материального положения, в том числе о получении подарков дороже 135 фунтов стерлингов. То же должны делать члены его семьи. Так дело обстоит и в США, где любой избиратель вправе получить копии подобных документов [4].

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" тоже была сделана такая попытка: служащих обязали ежегодно представлять декларацию об их доходах и имущественном положении. Также подготовлен законопроект о том, что государственные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах. Но кому? Оказывается, "представителю нанимателя", то есть отделу кадров... Правда, статья 20 этого закона гласит, что такие сведения "предоставляют для опубликования общероссийскими средствами массовой информации по их обращениям" [3]. Но СМИ не обращаются во все органы. А без них о доходах чиновников ничего узнать не удастся. Воровать или брать взятки, конечно, нехорошо. Но при таком раскладе дел кто об этом узнает?

Наблюдая за дискуссиями вокруг этой темы, будет нетрудно сделать вывод о том, кто из депутатов и чиновников защищает государственные интересы, а кто лоббирует интересы преступников и коррупционеров, оправдывая их попытки сохранить преступную собственность фальшивыми словами о неготовности современной юридической системы России к такой мере как конфискация.

Список литературы Конфискация как метод борьбы с коррупцией

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.11.2012)
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 06.12.2012) О государственной гражданской службе Российской Федерации
  • Официальный сайт общественного антикоррупционного комитета по Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному ФО. Режим доступа: http://anticorruptions.ru
  • Официальный сайт депутата Госдумы РФ Александра Евсеевича Хинштейна. Режим доступа: http://hinshtein.ru/
Статья