Конъюнктурные опросы: промышленность готова и к спаду, и к росту

Бесплатный доступ

В I кв. 2015 г. российская промышленность удержалась от кризисного спада производства, несмотря на медленное восстановление спроса. Последнее обстоятельство не устраивает все больше предприятий, которые, однако, судя по оценкам запасов готовой продукции, пока уверенно контролируют баланс спроса и предложения. Баланс прогнозов традиционно для марта снизился, но не стал отрицательным. Таким образом, вероятность дальнейшего снижения спроса сохраняется. Баланс планов выпуска увеличился на символические 3 пункта и прервал негативный тренд периода октября 2014 г. – февраля 2015 г. Наметились позитивные сдвиги и в инвестиционных планах предприятий.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170176405

IDR: 170176405

Текст научной статьи Конъюнктурные опросы: промышленность готова и к спаду, и к росту

В марте продажи промышленной продукции продолжили восстановление после традиционного январского провала, однако пока с отставанием от обычного для прошлых лет графика. Исходный баланс (темп) их изменения достиг только нулевого уровня, тогда как в прошлые годы он поднимался в марте уже до +5..+10 пунктов. В результате очистка от сезонности показывает низкие для этого месяцы темпы изменения спроса. Но – совсем не кризисные.

В такой ситуации продолжает снижаться удовлетворенность объемами продаж. За I кв. доля ответов «ниже нормы» увеличилась на 5

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР пунктов и сравнялась с долей оценок «нормальный» текущего спроса на продукцию. Не набрали должного оптимизма и прогнозы продаж. В феврале баланс этого показателя достиг только +7 пунктов, хотя ранее поднимался в этом месяце до +20 пунктов. Баланс прогнозов традиционно для марта снизился, но не стал отрицательным. При этом очищенные от сезонности данные отразили падение показателя в I кв. до худших значений с середины 2009 г. Таким образом, вероятность дальней- шего снижения спроса сохраняется.

Однако оценки запасов готовой продукции показывают уверенный контроль промышленности за соотношением спроса и предложения и пока не содержат близких признаков наступления кризиса. Баланс оценок запасов с июля 2014 г. стабильно пребывает в пределах -2...+4 пунктов при рекордном (73%) значении доли ответов «нормальные». Промышленность лишает возможный будущий кризисный спад выпуска дополнительного импульса за счет необходимости «кризисной расчистки» складов готовой продукции.

Но необходимости в такой расчистке складов у промышленности, похоже, в ближайшее время не возникнет. Скорее – наоборот. В пользу такого позитивного на данный момент сценария говорят планы выпуска предприятий. В марте баланс этих планов увеличился на символические 3 пункта (после сезонной очистки) и таким образом прервал негативный тренд периода октября 2014 г. – февраля 2015 г., за время которого баланс снизился на 11 пунктов.

Позитивно (для «кризисного» периода) выглядит и фактическая динамика промышленного производства. В марте она вновь удержалась от кризисного спада и продемонстрировала после очистки от сезонности прежние скромные темпы роста выпуска. Таким образом, I кв. кризисного 2015 г. оказался для российской промышленности совсем не кризисным, по крайней мере, по самому популярному (если не единственному) среди наблюдателей индикатору – объему промышленного производства. Поэтому публикация официальных данных по промышленности в марте вновь сопровождается дискуссией о качестве сезонной очистки исходных рядов.

В марте продолжилось торможение роста цен, самое интенсивное за последние 4 года увеличение которых опросы регистрировали в янва- ре 2015 г. Тогда баланс («рост» – «снижение») достиг +42 пунктов, а до- ля ответов «нет изменений» упала до 49%. Планы промышленности демонстрируют намерение и дальше снижать цены: баланс ценовых планов снизился еще на 9 пунктов, а итоговое снижение за февраль– март составило 19 пунктов. Такой резкой корректировки показателя после кризиса 2008 г. опросы не регистрировали.

В условиях начавшихся (или продекларированных) увольнений в других секторах и на фоне торможения роста заработных плат промышленность получила больше возможностей для решения кадровых проблем. Как показывают опросы, даже в начале 2015 г. (когда панические кризисные настроения достигали максимума) четверть промышленных предприятий испытывала недостаток кадров для обеспечения текущего объема выпуска, а 15% ожидали его сохранения в краткосрочной перспективе с учетом прогнозируемых изменений спроса.

В такой ситуации достижение в марте 2015 г. положительной динамики занятости (т.е. превышение доли сообщений о найме над долей сообщений об увольнениях) выглядит вполне логичным. Заметим, что подобного в промышленности не регистрировалось уже три года, т.е. только в начале 2012 г. промышленности удалось увеличить количество работников. Однако тогда последовавший рост зарплат в других секторах (и особенно – в бюджетном) лишил промышленность конкурентоспособности на рынке труда и привел к устойчивому снижению количества работников и возникновению текущего дефицита кадров на 37% предприятий.

Инвестиционные планы промышленности тоже начинают формировать основу возможного будущего роста, но – уже инвестиционного. В пользу такого вывода говорит зарегистрированный перелом в инвестиционных планах. Если в сентябре 2014 г. – феврале 2015 г. баланс этих планов устойчиво снижался, потерял 43 п.п. и достиг в итоге худшего уровня с октября 2009 г., то в марте показатель улучшился на 10 пунктов.

Статья научная